Приемы читательской грамотности на уроке русского языка. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Что такое доброта?»

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: сочинение-рассуждение, читательская грамотность


Цели для учителя: подготовить учащихся к сочинению-рассуждению по тексту; повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения;

Цели для обучающихся: учиться анализировать текст и отбирать материал для написания сочинения-рассуждения.

Развивать внимание к слову и его лексическому значению, обучить умению связно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Формировать читательскую компетентность учащихся; общечеловеческие нравственные ценности.

Познавательные УУД:

  • Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их творческих способностей;
  • Формировать умение строить речевое высказывание;
  • Формировать умение находить авторскую позицию, определять тему, проблему текста;
  • Формировать умение выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, приводить аргументы.

Коммуникативные УУД:

  • формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение, отстаивать свою точку зрения;

Регулятивные УУД:

  • Учить постановке цели работы;
  • Учить самостоятельно работать с материалом, планировать, корректировать и оценивать свою работу;

Личностные УУД:

  • Развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся;
  • Воспитывать внимательное отношение друг к другу, уважение, доброту;

УМК: «Русский язык 9 класс». Учебник для общеобразовательных организаций Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова, Москва «Просвещение» 2018г.

Оборудование: компьютер, презентация, текст рассказа Зинаиды Поляковой «Осколки доброты»

Ход урока

1. Организационный момент

2. Слово учителя

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня нам предстоит серьёзная и интересная работа - работа с текстом. Мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные на предыдущих уроках, но и будем готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту. Эта подготовка основывается на работе с текстом.

3. Стадия вызова

- Ребята, чтобы определить тему урока, прочитайте высказывания великих людей. (слайд № 2)

  • Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. В.Гюго
  • Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство - доброта. Ф.Бэкон
  • Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. Ж.Руссо
  • Доброта - это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. Торо Г.
  • Против всего можно устоять, но не против доброты. Ж.Руссо

- Назовите ключевое слово этих высказываний. (ДОБРОТА) (написать на доске)

- А что значит «ключевое» слово? (Главное, основное, в нем заключается смысл).

- Правильно.

- Доброта - это ключевое слово нашего урока.

- Запишите число. Тема нашего урока - «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения».

- Нам предстоит серьезная работа с текстом.

Тексты, как мы знаем, принадлежат к одному из функциональных или авторских стилей, являются интересными в познавательном отношении, содержат материал для раздумий и обсуждений.

Сегодня на уроке мы постараемся построить алгоритм написания сочинения-рассуждения. Будем учиться строить свои высказывания, аргументы.

- Итак, я предлагаю вам дать определение слову ДОБРОТА.

- Что такое ДОБРОТА? (Ответы обучающихся). Это стремление помочь людям, причём не требуя за это благодарности. Это свойство души, позволяющее не оставаться равнодушным к бедам других, оказываться рядом тогда, когда это так необходимо человеку. Например: "Доброта и сочувствие - основа характера россиян, всегда стремящихся прийти на помощь не только ближнему, но и совсем незнакомому человеку.

(Слайд № 3 Л.Н.Толстой о доброте)

- Какие ассоциации возникают у вас? (бабушка, душа, качество, ласка, мама, мир, улыбка хороший, хорошо)

(Ассоциации записать в тетрадях)

Слайд № 4 (лепесточки)

- Как вы думаете, актуальна ли тема доброты в наше время? (Ответы обучающихся).

4. Повторение теоретических знаний о тексте

Давайте с вами вспомним основные признаки текста: связность, цельность, завершённость, информативность, стилевое единство (Слайд №5)

Учитель: одним из важных признаков текста является информативность. Любой текст содержит информацию:

  • о каком-либо факте, событии, человеке;
  • цели его создания;
  • об авторе (его отношении к поднятым проблемам) (Слайд № 6)

Если вы сумеете научиться «вычитывать, выслушивать» эту информацию, то правильно поймете текст.

- Прежде, чем начать читать текст Зинаиды Поляковой, который называется «Осколки доброты», давайте попробуем предсказать. Прием «Дерево предсказаний»:

  • Что может произойти в рассказе с таким названием? «Осколки доброты»?
  • Где будет происходить действие?
  • Кто герои?
  • Чем может закончиться рассказ?

5. Стадия осмысления

Работа с текстом.

Прием «Чтение с остановками».

Чтобы интересней было читать, будем делать остановки, делая прогноз по поводу развития сюжетной линии.

Положите перед собой листочек желтого цвета (в жёлтой рамочке), читаем

(Читает ученик)

1 часть

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка.

Где происходит действие? Кто появился на пляже?

- Вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, что произойдёт дальше? Ключевое слово!!!

- Продолжим чтение. Положите перед собой листочек розового цвета. (Читает ученик)

2 часть.

Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.

Изменилось ли у вас восприятие образа старушки? Почему?

- Что вы чувствуете сейчас? (неприязнь, страх…)

- Как, по вашему мнению, отреагировали отдыхающие на появление такой старушки?

- Вопрос - как вы думаете, что произойдёт дальше?

3 часть.

(На листочках фиолетового цвета)

(Читает ученик)

Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.

- Почему так поступили взрослые?

- Старушка просила внимания к себе?

- Почему так ведут себя дети?

- Что было достаточно сделать для того, чтобы выразить хотя бы почтение к возрасту? (улыбнуться в ответ)

- Улыбка не стоит ничего, но даёт так много:

  • обогащает тех, кому мы её дарим, не делая при этом, беднее нас самих
  • она отнимает у нас лишь мгновенье, но память о ней остаётся надолго
  • улыбка рождает дружбу между людьми
  • даёт силу слабым, надежду отчаявшимся

- Понимает ли старушка, что она неприятна людям? (человеческое непонимание, неприятие отчуждение)

- Отвечает ли она им тем же?

- Всегда ли по внешнему виду человека и его действиям можно определить его сущность?

К сожалению, мы привыкли не только встречать, но и судить человека по одёжке.

Мы часто судим о человеке по его малым недостаткам, не пытаясь разглядеть его достоинства.

- Какие достоинства можно разглядеть у старушки? (не отвечает злом на недовольные взгляды и злые ухмылки)

- Как вы думаете, чем закончится текст?

4 часть

- Возьмите листочек красного цвета. (Читает ученик)

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы убирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

- Что значит «посвятила всю жизнь»? (Служила добру очень долго)

- Ожидали ли мы, что так закончится текст?

- Вернёмся к «Дереву предсказаний», которое мы составили в начале урока.

- Что нам удалось угадать?

- Актуальная ли проблема доброты в наши дни? Что делает ее актуальной?

- Почему эта проблема привлекла внимание автора?

- Прочитайте текст еще раз внимательно и подумайте, зачем автор рассказала нам эту историю? Формулируем главную мысль произведения. (Мы должны судить о людях не по внешнему виду, а по его поступкам)

- Почему притча называется «Осколки доброты»? Что значит осколки? (Осколки - это когда что-то разобьется, и нам жаль, что этого больше нет. Неужели на Земле останутся только осколки доброты? От кого это зависит?)

- «Работа над ошибками». (Найти и исправить все допущенные ошибки в тексте)

Семья провадила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг в далеке покозалась маленькая старушка.

Её седые волосы развивались на ветру, одежда была грязной и оборваной. Она что-то борматала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.

Родители подозвали детей и велели им держаца подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто неответил ей на приветствие.

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвитила тому, чтобы уберать с пляжа осколки стекла, каторыми дети могли порезать себе ноги.

6. Рефлексия

Ребята, скажите, пожалуйста, чем запомнился вам урок, чем понравился.

  • Было интересно …
  • Было трудно…
  • Я понял(а), что …
  • Мне захотелось …
  • Я бы не повторил(а) такой ошибки, как. …

7. Домашнее задание

- Дома вы, пользуясь подготовленными материалами, должны написать по плану сочинение на тему «Что такое доброта?» (Слайд № 7)

Заключительное слово

А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами писателя М.Пришвина «Всё хорошее в природе от солнца, а всё лучшее в жизни - от человека и его доброты».

Чтение учеником стихотворения Ирины Богомаз «Отчего, скажи скорей, мир становится добрей?» (Слайды № 8-9)

Учитель: я думаю, что сегодняшний наш урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения.

Приложение