Цели для учителя: подготовить учащихся к сочинению-рассуждению по тексту; повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения;
Цели для обучающихся: учиться анализировать текст и отбирать материал для написания сочинения-рассуждения.
Развивать внимание к слову и его лексическому значению, обучить умению связно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Формировать читательскую компетентность учащихся; общечеловеческие нравственные ценности.
Познавательные УУД:
- Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их творческих способностей;
- Формировать умение строить речевое высказывание;
- Формировать умение находить авторскую позицию, определять тему, проблему текста;
- Формировать умение выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, приводить аргументы.
Коммуникативные УУД:
- формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение, отстаивать свою точку зрения;
Регулятивные УУД:
- Учить постановке цели работы;
- Учить самостоятельно работать с материалом, планировать, корректировать и оценивать свою работу;
Личностные УУД:
- Развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся;
- Воспитывать внимательное отношение друг к другу, уважение, доброту;
УМК: «Русский язык 9 класс». Учебник для общеобразовательных организаций Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова, Москва «Просвещение» 2018г.
Оборудование: компьютер, презентация, текст рассказа Зинаиды Поляковой «Осколки доброты»
Ход урока
1. Организационный момент
2. Слово учителя
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня нам предстоит серьёзная и интересная работа - работа с текстом. Мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные на предыдущих уроках, но и будем готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту. Эта подготовка основывается на работе с текстом.
3. Стадия вызова
- Ребята, чтобы определить тему урока, прочитайте высказывания великих людей. (слайд № 2)
- Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. В.Гюго
- Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство - доброта. Ф.Бэкон
- Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. Ж.Руссо
- Доброта - это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. Торо Г.
- Против всего можно устоять, но не против доброты. Ж.Руссо
- Назовите ключевое слово этих высказываний. (ДОБРОТА) (написать на доске)
- А что значит «ключевое» слово? (Главное, основное, в нем заключается смысл).
- Правильно.
- Доброта - это ключевое слово нашего урока.
- Запишите число. Тема нашего урока - «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения».
- Нам предстоит серьезная работа с текстом.
Тексты, как мы знаем, принадлежат к одному из функциональных или авторских стилей, являются интересными в познавательном отношении, содержат материал для раздумий и обсуждений.
Сегодня на уроке мы постараемся построить алгоритм написания сочинения-рассуждения. Будем учиться строить свои высказывания, аргументы.
- Итак, я предлагаю вам дать определение слову ДОБРОТА.
- Что такое ДОБРОТА? (Ответы обучающихся). Это стремление помочь людям, причём не требуя за это благодарности. Это свойство души, позволяющее не оставаться равнодушным к бедам других, оказываться рядом тогда, когда это так необходимо человеку. Например: "Доброта и сочувствие - основа характера россиян, всегда стремящихся прийти на помощь не только ближнему, но и совсем незнакомому человеку.
(Слайд № 3 Л.Н.Толстой о доброте)
- Какие ассоциации возникают у вас? (бабушка, душа, качество, ласка, мама, мир, улыбка хороший, хорошо)
(Ассоциации записать в тетрадях)
Слайд № 4 (лепесточки)
- Как вы думаете, актуальна ли тема доброты в наше время? (Ответы обучающихся).
4. Повторение теоретических знаний о тексте
Давайте с вами вспомним основные признаки текста: связность, цельность, завершённость, информативность, стилевое единство (Слайд №5)
Учитель: одним из важных признаков текста является информативность. Любой текст содержит информацию:
- о каком-либо факте, событии, человеке;
- цели его создания;
- об авторе (его отношении к поднятым проблемам) (Слайд № 6)
Если вы сумеете научиться «вычитывать, выслушивать» эту информацию, то правильно поймете текст.
- Прежде, чем начать читать текст Зинаиды Поляковой, который называется «Осколки доброты», давайте попробуем предсказать. Прием «Дерево предсказаний»:
- Что может произойти в рассказе с таким названием? «Осколки доброты»?
- Где будет происходить действие?
- Кто герои?
- Чем может закончиться рассказ?
5. Стадия осмысления
Работа с текстом.
Прием «Чтение с остановками».
Чтобы интересней было читать, будем делать остановки, делая прогноз по поводу развития сюжетной линии.
Положите перед собой листочек желтого цвета (в жёлтой рамочке), читаем
(Читает ученик)
1 часть
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка.
Где происходит действие? Кто появился на пляже?
- Вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, что произойдёт дальше? Ключевое слово!!!
- Продолжим чтение. Положите перед собой листочек розового цвета. (Читает ученик)
2 часть.
Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.
Изменилось ли у вас восприятие образа старушки? Почему?
- Что вы чувствуете сейчас? (неприязнь, страх…)
- Как, по вашему мнению, отреагировали отдыхающие на появление такой старушки?
- Вопрос - как вы думаете, что произойдёт дальше?
3 часть.
(На листочках фиолетового цвета)
(Читает ученик)
Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.
- Почему так поступили взрослые?
- Старушка просила внимания к себе?
- Почему так ведут себя дети?
- Что было достаточно сделать для того, чтобы выразить хотя бы почтение к возрасту? (улыбнуться в ответ)
- Улыбка не стоит ничего, но даёт так много:
- обогащает тех, кому мы её дарим, не делая при этом, беднее нас самих
- она отнимает у нас лишь мгновенье, но память о ней остаётся надолго
- улыбка рождает дружбу между людьми
- даёт силу слабым, надежду отчаявшимся
- Понимает ли старушка, что она неприятна людям? (человеческое непонимание, неприятие отчуждение)
- Отвечает ли она им тем же?
- Всегда ли по внешнему виду человека и его действиям можно определить его сущность?
К сожалению, мы привыкли не только встречать, но и судить человека по одёжке.
Мы часто судим о человеке по его малым недостаткам, не пытаясь разглядеть его достоинства.
- Какие достоинства можно разглядеть у старушки? (не отвечает злом на недовольные взгляды и злые ухмылки)
- Как вы думаете, чем закончится текст?
4 часть
- Возьмите листочек красного цвета. (Читает ученик)
Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы убирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
- Что значит «посвятила всю жизнь»? (Служила добру очень долго)
- Ожидали ли мы, что так закончится текст?
- Вернёмся к «Дереву предсказаний», которое мы составили в начале урока.
- Что нам удалось угадать?
- Актуальная ли проблема доброты в наши дни? Что делает ее актуальной?
- Почему эта проблема привлекла внимание автора?
- Прочитайте текст еще раз внимательно и подумайте, зачем автор рассказала нам эту историю? Формулируем главную мысль произведения. (Мы должны судить о людях не по внешнему виду, а по его поступкам)
- Почему притча называется «Осколки доброты»? Что значит осколки? (Осколки - это когда что-то разобьется, и нам жаль, что этого больше нет. Неужели на Земле останутся только осколки доброты? От кого это зависит?)
- «Работа над ошибками». (Найти и исправить все допущенные ошибки в тексте)
Семья провадила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг в далеке покозалась маленькая старушка.
Её седые волосы развивались на ветру, одежда была грязной и оборваной. Она что-то борматала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.
Родители подозвали детей и велели им держаца подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто неответил ей на приветствие.
Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвитила тому, чтобы уберать с пляжа осколки стекла, каторыми дети могли порезать себе ноги.
6. Рефлексия
Ребята, скажите, пожалуйста, чем запомнился вам урок, чем понравился.
- Было интересно …
- Было трудно…
- Я понял(а), что …
- Мне захотелось …
- Я бы не повторил(а) такой ошибки, как. …
7. Домашнее задание
- Дома вы, пользуясь подготовленными материалами, должны написать по плану сочинение на тему «Что такое доброта?» (Слайд № 7)
Заключительное слово
А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами писателя М.Пришвина «Всё хорошее в природе от солнца, а всё лучшее в жизни - от человека и его доброты».
Чтение учеником стихотворения Ирины Богомаз «Отчего, скажи скорей, мир становится добрей?» (Слайды № 8-9)
Учитель: я думаю, что сегодняшний наш урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения.