Русский язык
-
"Культурологический аспект в изучении русского языка. Роль и значение фразеологических оборотов в современном русском языке" 2009
Цель работы: изучение фразеологических оборотов как элементов национальной русской культуры; исследование проблем возникновения, функционирования, значения устойчивых словосочетаний, представляющих непреходящий интерес для анализа в области лингвистики, культурологии, истории, этнографии и других отраслей науки; расширение знаний учащихся о роли фразеологизмов в образном строе речи.
-
«Крохотки» А.И.Солженицына на уроках развития речи: от анализа авторского текста к созданию собственного высказывания 2017
Для того чтобы текст стал неотъемлемой частью работы на уроках русского языка, следует прежде всего обращаться к малым жанрам прозы. Данная работа способствует овладению нормами русского языка, развитию способности извлекать нужную информацию из текста, дает глубокое, неповерхностное понимание авторского высказывания, помогает создавать собственные тексты на основе высоких образцов.
-
Кроссворд по русскому языку на тему "Фразеологизмы" 2023
Кроссворд предназначен для уроков и внеклассных мероприятий по русскому языку на тему «Фразеологизмы» в 5-м классе. Проверяется знание известных фразеологизмов.
-
Кроссворды по русскому языку 2011
Работа состоит из четырех кроссвордов по русскому языку: «Морфемика», «Синтаксис», «Обращение» для 5-го класса и «Имя прилагательное» для 6-го класса, которые могут быть использованы на уроках повторения по данным темам или при проведении внеклассных мероприятий по предмету.
-
Кружок лингвотопонимики как одна из форм реализации НРК 2006
Проект "Кружок лингвотопонимики как одна из форм реализации национально-регионального компонента" основан на опыте работы с учащимися старших классов в рамках научно-исследовательской работы по ономастике, топонимике, литературе Красноярского края. Построение регионального содержания в нем базируется на принципах педагогики с учетом историзма, комплексности, интегративности.
-
Крылатые слова. Речевые фигуры и тропы в произведениях А.С.Пушкина 2022
Русский язык обладает огромным лексическим составом. Богатство языка доказывается тем, что об одном и том же можно сказать по-разному. В русском языке широко применяются дополнительные выразительные средства, например, тропы и фигуры речи. Они используются для усиления выразительности речи пишущего и говорящего. Ни для кого не секрет, что богатство русского языка отражается в произведениях русских классиков.
-
КТП по русскому языку 2020
Представлено календарно-тематическое планирование в 4-м классе.
-
Культура деловой речи. Программа курса по выбору русского языка для 9-х классов 2012
Курс развивает устную и письменную деловую речь, профессионально определяет учащихся в области менеджмента. Будет полезен всем учащимся, желающим расширить знания о культуре деловой речи.
-
Культура речи и культура личности 2013
Аналитическая статья о связи культуры речи с общей культурой личности.
-
Культура речи и нормы литературного языка 2013
Урок является одним из рабочих уроков элективного курса «Нормы языка». Он предполагает решение как общих задач изучения русского языка, языка делового общения, так и ряда специфических задач.
-
Культура речи и подготовка к ЕГЭ: синтаксические ошибки 2013
В работе проанализированы трудности в построении наиболее часто встречающихся синтаксических конструкций, приведен перечень лексически подобных сочетаний с разным управлением, даны модели для исправления ставших привычными, но синтаксически неверных конструкций. Отрабатываются задания А5 ЕГЭ, корректируются ошибки в речи.
-
Культура речи, ее содержание, цели и задачи 2006
Задача данного курса состоит в том, чтобы внести свой вклад в развитие общей культуры, и прежде всего культуры мышления, общения, речи. Курс предполагает сочетание знаний учащихся по русскому языку и литературе.
-
Культура речи: "Употребление причастий" 2011
Данный урок является повторением уже имеющихся у ребят знаний о причастии и причастном обороте. Помимо повторения, учащиеся приобретают новые знания об особенностях правильного употребления причастий в предложениях, нормах согласования причастий, что способствует приобретению умения работать над тестовыми заданиями ЕГЭ и повышению общей грамотности учащихся.
-
Культура речи. Комплексная подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 10-м классе 2023
Цели урока: закреплять знания, развивать умения, необходимые для выполнения тестовых заданий. Образовательные задачи: закреплять и расширять знания орфоэпических, морфологических и орфографических норм.
-
Культура русского речевого общения "Язык рекламных текстов – язык литературы?" 2008
Урок позволяет познакомиться с рекламой - феноменом культуры и искусства. В рекламных текстах отражаются все особенности жизни общества. Часть урока посвящается истории формирования средств создания рекламы, начиная с её зарождения. Самостоятельное определение учащимися функций рекламы, основных средств воздействия рекламы на человека, требований, предъявляемых к созданию слоганов, позволяет познакомиться с особенностями построения рекламных текстов.
-
Культурно-речевая среда региона в образовательной практике старшеклассников 2011
В статье предложен опыт включения культурно-речевой среды региона в образовательную практику старшеклассников через организацию исследовательской деятельности, проведение интегрированных уроков. Дан развёрнутый конспект урока русского языка, на котором язык рассматривается как средство информационного и социально-культурного взаимодействия в современном мире.
-
Культуроведческий подход в обучении русскому языку 2010
В статье подробно рассматривается вопрос на данную тему.
-
Курс по выбору "Лингвистический анализ текста" для обучающихся в 9-м классе 2009
Курс «Лингвостилистический анализ текста» адресован обучающимся 9-го класса. Данный курс поможет обучающимся освоить доминирующие культурные ценности, отраженные в языке. Обучающиеся получат реальную возможность повысить свою лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенции.
-
Курс предпрофильного обучения "Я — корректор" 2010
Программа курса предназначена для учащихся 9-х классов. Её цель не только расширить словарный запас ученика, показать ему неисчерпаемое богатство русской речи, законы построения словосочетаний и предложений, но и, что более важно и ценно, добиться от учащихся активного владения богатством русской устной и письменной речи; обеспечить правильный выбор профильного обучения.
-
Лабораторная работа "Наблюдение над лексическими средствами в связи с идейно-образным содержанием повести К.Г. Паустовского «Золотая роза»" 2009
Урок повторения проводится в процессе подготовки к выпускному экзамену. Урок воспитывает чуткое, внимательное отношение к родному слову, развивает читательский интерес.
-
Лабораторная работа как условие формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и во внеурочной деятельности 2025
Одной из форм исследовательской деятельности является лабораторная работа – один из видов самостоятельной, практической работы и исследования учащихся. Лабораторные занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки учащихся в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Очень важно проведение лабораторных работ по русскому языку в старших классах, так как они помогают подготовить учащихся к сдаче ГИА, когда от них требуется написание изложения, сочинения на лингвистическую тему и сочинения – рассуждения по предложенному тексту. Выполняя лабораторную работу, ученики письменно оформляют свои мысли, что способствует совершенствованию их связной письменной речи. Кроме того, обретая навыки наблюдения над языковым материалом, учащиеся применяют их и в изучении других школьных предметов. Каждая последующая лабораторная работа становится грамотнее и логичнее.
-
Лабораторная работа на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными". 9-й класс 2014
В ходе урока учащиеся учатся работать с различными лингвистическими справочниками, читать схемы и применять их в практической деятельности, развивают монологическую речь, приобретают навыки самостоятельной работы, готовятся к ГИА.
-
Лабораторная работа по русскому языку 2007
Лабораторная работа - одна из разновидностей самостоятельной работы. Её задачи - выработать практические умения в употреблении и квалифицированном анализе языковых явлений, обучать приёмам языкового анализа текста. Во время проведения используются карточки-инструкции с алгоритмическими предписаниями для организации поисковой деятельности обучающихся, а в качестве исследуемого материала - тексты не только классиков, но и авторские. Урок "Тире между подлежащим и сказуемым" - пример лабораторной работы в 8-м классе.
-
Лабораторная работа по русскому языку по теме "НЕ с разными частями речи", 7-й класс 2008
На данном уроке применяются словесные приёмы (рассказ, объяснение, беседа), наглядные приёмы (иллюстрации), практические приёмы (лабораторная, практическая, самостоятельные работы). На уроке осуществляется углублённо-ассоциативная отработка важнейших понятий, составляется сопоставительная таблица правописания "не" с разными частями речи. На уроке применяются методы закрепления материала, повторения, обобщения, контроля знаний.
-
Лабораторная работа по теме: "Волшебная сила приставки" 2007
В основе данной работы лежит приём семантизации морфем. Используя его, писатели и поэты обыгрывают значение морфем, привлекая тем самым внимание к лексическому значению слова. Работа над морфемами поможет учащимся раскрыть лексическое богатство русского языка, покажет безграничные возможности для словотворчества. Работа может быть проведена в любом классе, в зависимости от степени подготовленности учеников.
-
Лабораторное занятие по теме "Второстепенные члены предложения", 6-й класс 2008
Лабораторное занятие по русскому языку по индивидуально-ориентированной системе обучения. Ценность данного урока для учителя: не выявление уровня незнания учащихся, а формирование у них социального опыта управления собой, преодоления учебных трудностей, выбора уровня и темпа обучения.
-
Легкая адаптация. Клуб "Молодая семья" 2009
Решить проблему адаптации можно только при условии сотрудничества родителей, детей и педагогов. Для успешной адаптации ребенка необходимо создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде и людях, находящихся там. С этой целью старшим воспитателем и педагогом-психологом был разработан алгоритм «привыкания» детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
-
Лексика 2008
Урок русского языка для учащихся в 5-м классе. Урок даётся в системе уроков «Лексика» (повторение). Подготовка к итоговому контрольному диктанту. Подготовительная работа (комплексный анализ текста). Изучение и повторение орфографии, словообразования, пунктуации и стилистики. Развитие монологической речи с внедрением элемента ЕГЭ.
-
Лексика 2011
Предлагаемый урок – вводный, но данный материал можно использовать и на итоговом уроке. Форма урока – исследование. Учитель на интересном и доступном материале вместе с учащимися исследует языковые процессы, создает базу для работы по развитию речи учащихся, по обогащению словарного и фразеологического запаса, по формированию монологической речи. Урок представляет собой весь блок уроков по теме «Лексика».
-
Лексика 2009
Учащиеся, изучая любой язык в школе, получают определённые ценностные ориентиры, познают национальную культуру, приобретают огромное духовное богатство. Немаловажную роль в этом играют словари. Особенно толковые, которые раскрывают и показывают значение слов, сочетаемость слов, помогают ученикам понимать произведения литературы.