Когда благородный муж учит и воспитывает, но не тянет за собой, побуждает,
но не заставляет, указывает путь, но позволяет ученику идти самому. Поскольку он ведёт,
а не тянет, он пребывает в согласии с учеником. Поскольку он побуждает, а не заставляет,
учёба даётся ученику легко. Поскольку он лишь открывает путь, он представляет ученику
возможность размышлять. Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения
и возможность для ученика думать самому и составляет то, что зовётся умелым
наставничеством.
«Записки обучения» (III век до н. э.)
Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней.
Причиной моего обращения к развивающему обучению в области формирования языковой личности школьника стало участие в эксперименте «Совершенствование структуры и содержания общего образования». С помощью таких методов педагогического исследования, как изучение продуктов деятельности (творческих работ учащихся), наблюдение (непосредственного общения учащихся вне урока, на улице), беседы с родителями, учителями-предметниками, мною были обнаружены следующие противоречия.
Социальный заказ общества |
Явления из практики обучения |
Личность, владеющая основами коммуникативной культуры (богатый словарный запас, основанный на глубоком понимании гуманитарных знаний). |
Неумение учащихся убедительно высказываться публично; бедный словарный запас, неоправданное использование жаргонизмов и иноязычной лексики. |
Творческая личность, способная неординарно мыслить и действовать. |
Учащиеся испытывают затруднения при иллюстрации теоретических положений учебника собственными языковыми примерами; их творческие работы не несут «авторство», часто списаны. |
Изучение основ развивающего обучения позволило предположить, что решение данных противоречий возможно при использовании на уроках русского языка и литературы приёмов развивающего обучения.
Прежде всего определимся с понятием – «развивающее обучение».
Существует несколько подходов и направлений в данной системе. Остановлюсь на теории Л. С. Выготского о соотношении обучения и развития, в которой главная идея заключается в том, что обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает и делает возможным и успешным обучение. Образное выражение главной идеи данной позиции таково: "Обучение впереди развития". Современные ученые сделали вывод, что развивает обучение, лишь построенное по определенным правилам и при соблюдении определенных условий.
При этом была выявлена группа основных подходов:
- Исследовательский подход в обучении. Его характерная черта - реализация идеи "Обучение через открытие". В рамках этого подхода ученик в совместной духовно-практической деятельности с учителем создает знания, умения, объекты или то и другое.
- Коммуникативный или дискуссионный подход. Он предполагает, что ученик на какое-то время становится автором какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этого подхода формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.
- Групповой подход. Каждая группа работает над общим заданием. Итоги деятельности обсуждаются.
Учитывая данные подходы и основываясь на основных принципах системы Л.В. Занкова, я использую следующие приёмы развивающего обучения на разных этапах урока. При этом помню, что сами этапы развивающего урока достаточно размыты. Это некая целостность, объединённая темой и деятельностью учащихся, где учитель лишь режиссёр хорошо поставленного спектакля.
Важно уже в начале урока создать «ситуацию на успех». Удачным, на мой взгляд, является эмоциональный настрой, создаваемый притчей или басней, рассказанной учителем.
Например:
Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О, мои подданные!” - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. “Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась.
Тогда падишах сказал: “Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.
Как вы понимаете основную мысль текста?
Как она нам поможет на уроке?
***
Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой – стояли горы.
Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным сердцем.
Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал:
– Какое оно сильное, могучее, вечное – море.
А человек с холодным сердцем сказал:
– Да. Много воды.
Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза:
– Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем!
– Где ты видишь прекрасный цветок? – удивился человек с холодным сердцем. – Это же серый камень. Вот и трещина на нем, вот и пылью покрыт он. Камень…
– Да, камень, но там, внутри, цветок розы, – возразил человек с горячим сердцем. – Надо добраться, освободить его от каменного плена.
Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море.
Наконец из-под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена.
Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихали, и безбрежное море стало, как зеркало.
Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал:
– Да, крепкий камушек….
В.А. Сухомлинский
– А вам приходилось видеть красоту на своем пути?
– Как вы думаете, ребята, что помогает человеку видеть красоту, а что мешает?
– Упорство, настойчивость и доброе сердце нам понадобятся на нашем уроке. Мы с вами постараемся разглядеть красоту русского языка. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получиться прекрасной.
Кроме положительного воспитательного настроя, данный вид работы развивает слуховое восприятие текста, мотивирует на учебную деятельность.
Для определения темы урока можно использовать
- приёмы сравнения:
а) сравнения межвидовые, межродовые, внутриродовые
Задание классу (устно). Найдите общее слово:
сказуемое, дополнение (члены предложения);
подлежащее, сказуемое (главные члены предложения);
дополнение, обстоятельство (второстепенные члены предложения);
запятая, точка с запятой (пунктуационные знаки).
Как называется раздел науки о языке, который никак не может обойтись без этих понятий? – Синтаксис.
б) нахождение в группе предметов лишний.
Задание классу (устно).
1. Разберите слова по составу: Напишете, напишите, полюбите
2. Найдите лишнее
3. Объясните свой выбор
Вывод: Тема урока – «Правописание глаголов повелительного наклонения» - Заполнение «слепых» таблиц, (алгоритмов).
На моей «таблице» убежали слова. Для того, чтобы сформулировать тему урока, нужно восстановить её первоначальный вид.
Учащиеся устно восстанавливают «потерянный» алгоритм.
Как называется, такая схема? (алгоритм)
Каково значение этого слова?
Это русское или иноязычное слово? Обоснуйте свой ответ.
Какова же тема сегодняшнего урока?
Как можно озаглавить восстановленный алгоритм?
Проверку домашнего задания, особенно теорию, проверяю следующим образом. Пока в начале урока идёт работа по определению темы урока, один из учеников на доске составляет логическую цепочку ключевых слов по предыдущей теме или по теме, которая будет нужна при изучении нового материала. Затем другой ученик пытается рассказать теоретический материал по данной цепочке или объясняет, почему это сделать нельзя.
Например, к теме «Правописание количественных числительных» цепочка по теме «Имя числительное»
«Число, порядок при счёте, какой?, сколько?, количественные, порядковые, собирательные, пять, пятый, пятеро медвежат».
Лучше, если новая тема будет объясняться не учителем, а учащиеся сами определят, что должны выучить и как.
На первых пора можно давать «слепые таблицы», а затем научить школьников составлению таблиц, схем, алгоритмов, кластеров, образных схем, опорных конспектов. Они должны уяснить суть каждого вышеуказанного вида сокращения текста выбрать оптимальный в соответствии с темой урока. Такую работу можно проводить в парах, группах. При защите своей «опоры» учащиеся учатся говорить на публике, доказывать свою точку зрения, осваивают культуру спора, умение вести дискуссию, оценивают свою работу и находки, идеи одноклассников. На данном этапе возможно применение методики «толстых и тонких» вопросов (особенно на уроках литературы).
Интересны задания творческого характера: синквейн, диаманта, даймонд, хайку.
Мысль в стихотворении звучит красиво, она предстает в виде образов. Стихи позволяют нам выразить то, что не всегда удается передать в прозе. Именно поэтому поэзию, по мнению американских педагогов и психологов, можно назвать чрезвычайно эффективной формой рефлексии.
Используя технологию критического мышления, можно предложить вышеуказанные стихотворные формы, требующие достаточно строгого алгоритма, которые вместе с тем не вызовут значительных затруднений у подавляющего большинства учеников.
Даймонд – это особая форма выполнения творческой работы. Даймонд состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.
Гипербола
Огромная, наибольшая.
Преувеличивает, преумножает, расширяет.
Гулливера превращает в Мальчика с пальчика.
Преуменьшает, умаляет, суживает.
Крохотная, наименьшая
Литота.
Хребтищева Татьна, 10а класс
Алгоритм написания синквейна.
- 1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.
- 2-я строка. Какой? 2 прилагательных.
- 3-я строка. Что делает? 3 глагола.
- 4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.
- 5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.
Имя
Самостоятельное, предметное
Называет, конкретизирует, абстрагирует.
Может быть любым членом предложения.
Существительное
Захарова Алёна, 6а класс
Хайку
Школьникам можно предложить написать хайку по такой схеме:
- Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то
- Строчка 2: Какого?
- Строчка 3: Как?
Снегирь
Я видел птицу,
Прилетевшую зимой,
Красиво…Тоска
Я видела деревню
С одним домом
Тоскливо…
Штанг Юлия, 6а класс
Стих в виде хайку написать несколько труднее, потому что в нем выражается личное переживание человека. Вместе с тем эта стихотворная форма также имеет определенные плюсы. В хайку самым гармоничным образом сочетается работа с понятием и эмоциональное отношение к нему.
Диаманты
Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:
- строчка 1: тема (существительное)
- строчка 2: определение (2 прилагательных)
- строчка 3: действие (3 причастия)
- строчка 4: ассоциации (4 существительных)
- строчка 5: действие (3 причастия)
- строчка 6: определение( 2 прилагательных)
- строчка 7: тема (существительное)
Обломов
Ленивый, добрый,
Лежащий, мечтающий, умирающий.
Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина.
Работающий, решающий, живущий,
Настойчивый, расчетливый
Штольц.
Шоболова Галина, 10б класс
Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.
Кроме приведённых выше видов работ, знакомых из разных источников, использую ещё один вид «стихотворения», придуманный мной и отредактированный моими учениками. Мы назвали это штрихами – штрихи к правилам, штрихи к мыслям, штрихи, позволяющие проверить словарный запас школьников, их умение видеть и применять части речи, составлять тематические сложные (красивые!) предложения.
Штрихи пишутся по следующим правилам:
- 1-я строка. 1 существительное.
- 2-я строка. 2 прилагательных.
- 3-я строка. 3 причастия.
- 4-я строка. 4 глагола.
- 5-я строка. 5 наречий (или деепричастий)
- 6-я строка. Сложносочинённое или сложноподчинённое предложения по теме.
Учащимся даётся определённая тема, они подбирают существительные, которые ассоциируются с этой темой и по одному из них составляют штрихи.
Работы учащихся по теме «Весна»:
Молодость,
Зажигательная, весёлая,
Восхитительная, влюблённая, пламенная.
Расцветает, оживляет, приходит, пробуждает,
Не останавливая, не забывая, не старея, не думая, не уставая.
Молодость просыпается весной в каждом живом существе, даже трухлявый пень возрождается с появлением первых весенних лучей солнца.
Минаева Настя, 6а классЧувства,
Искренние, противоречивые,
Чарующие, манящие, дурманящие.
Радуют, раскрывают, волнуют, будоражат,
Завораживая, вдохновляя, перевоплощая, играя, обещая.
Весенние чувства переполняют человека, потому что они возвращают его в царство мечты и надежды на чудо.
Герасимова Елена, 6а классРучей,
Свежий, прохладный,
Звенящий, пробуждающий, зовущий.
Бежит, поёт, журчит, течёт,
Радуя, осветляя, возрождая, призывая, оповещая.
Когда на улице появляются первые журчащие вестники весны, жизнь пробуждается от весеннего сна.
Миронова Людмила, 6а класс
Возможны дополнительные задания
- Определить разряды прилагательных, залог причастий и т.д.
- Сделать морфемный разбор каких-то слов или выделить специфические суффиксы частей речи.
- Сделать синтаксический или пунктуационный разбор придуманного предложения.
Данный вид работы только на первый взгляд кажется лёгким, при выполнении учащиеся испытывают достаточно большие сложности, особенно на первых порах. Главное, чтобы они поняли причины затруднений и вместе с учителем наметили пути их решения.
Работа с предложенными «стихотворными» формами позволяет:
- Расширить словарный запас учащихся
- Проверить знание частей речи
- Проверить знание теории литературы и русского языка, текста художественного произведения.
В качестве домашнего задания иногда можно предлагать такие творческие работы
Составьте ряды из четырёх слов, содержащие лишнее слово на следующие орфограммы:
а) н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных,
б) чередующиеся гласные в корне
в) правописание приставок
Можно использовать любое из «стихотворений», добавив грамматические задания.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что при условии учета индивидуальных способностей учащихся, активного включения их в учебный процесс, создаются оптимальные условия для развития личности детей, для их самосовершенствования и самореализации, что оправдывает главные цели развивающего обучения: максимальное общее развитие детей, развитие ума, чувств и воли детей.