Приёмы развития креативного мышления на уроках русского языка

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


На Всемирном экономическом форуме в докладе «Новый взгляд на образование» была представлена модель, в которой основополагающее место занимали четыре глобальные компетенции, так называемые 4К – коммуникация, кооперация, критическое и креативное мышление. Это те самые мягкие навыки (soft-skills), которые Федеральные государственный образовательный стандарт рассматривает в рамках метапредметных образовательных результатов учащихся.

Именно креативность входит сейчас в топ-три самых востребованных навыков сотрудников практически любой сферы деятельности человека. И если в контексте современных подходов к образованию школьников мы говорим о воспитании гармонично развитой конкурентоспособной личности, то нужно помнить, что креативность является неотъемлемой прогрессирующей чертой такой личности.

Креативность – подход к эффективному и оригинальному решению жизненных задач. Обобщив многочисленные толкования российских и зарубежных специалистов в этой области, креативность следует определять как умение соединить уже известные элементы уникальным образом в условиях ограниченных ресурсов. На уроке русского языка такими известными элементами являются слова, а ограничительным фактором будет являться либо уникальный набор этих слов, либо определенные требования к результату деятельности, то есть конечному продукту творческого процесса.

Примерные упражнения на развитие творческого мышления на уроках русского языка:

  1. Тавтограмма – составьте предложение, в котором все слова начинаются на одну и ту же букву (кроме предлогов и союзов). Например, «Повар Петр Петрович Попов превосходно печет пироги с повидлом». Можно построить предложение вокруг одного из словарных слов или слов, содержащих изучаемую орфограмму.
  2. Кубики историй – составьте предложение, несколько предложений или связный рассказ на основе изображений. Для данного вида работы очень удобно использовать кубики, на каждой грани которых изображен простой рисунок или символ, которые комбинируются в случайном порядке. Такие кубики можно изготовить самостоятельно, купить готовый набор в магазине (на маркетплейсе) или использовать онлайн-генератор (например, davebirss.com). Количество изображений, их содержание, требования к рассказу и другие критерии определяются педагогом в соответствии с целями работы и возможностями учащихся.
  3. Начало и конец – составьте предложение, несколько предложений или связный рассказ, который начинается и заканчивается заданными словами. Слова для начала и конца истории могут быть словарными, содержать изучаемую орфограмму или представлять собой термины. Например, жонглер-крыжовник, «Жонглер съел все апельсины и виртуозно жонглировал крыжовником».
  4. Сочини историю – составьте связный рассказ, используя заданные слова. Задание может быть письменным (домашним) или устным (на уроке), индивидуальным или групповым (по цепочке каждый ученик добавляет в рассказ одно предложение, используя одно слово из набора). Набор слов может быть общим для всего класса или индивидуальным для каждого учащегося (работа над ошибками).
  5. Найди слово – составь новые слова из заданного слова (например, электросамокат, космонавтика, индустриализация и т.д.) Если задание учащиеся легко справляются с этим заданием, можно усложнить его, предложив обратный вариант – найти короткое слово в длинном. Например, слово РОТ можно встретить в словах кРОТ, повоРОТ, воРОТник и т.д.
  6. Расшифруй – расшифруй по-новому привычную аббревиатуру или представь любое короткое слово как аббревиатуру. Например, СЛОН – самый любимый овощ носорогов, свет луны осенней ночью, стих о летающем за окном насекомом т.д.
  7. Конструктор – составь новое слово из привычных морфем и объясни его значение. Проще всего начинать с составления сложных слов (разных частей речи) из двух основ. Например, радиовесло – весло, при использовании которого включается радио, мокро-красные листья – листья осеннего дерева ярко-красного цвета, блестящие от дождя и т.д.

Новые слова, которые получились в результате творческих работ, важно проработать с точки зрения фонетического, морфемного или морфологического анализа. Вариантов дальнейшей работы с новыми предложениями также очень много: выполнить синтаксический анализ предложения, из простого сделать сложное, распространить второстепенными членами, изменить цель высказывания, усложнить обращением или однородными членами предложения и т.д.

Упражнения, направленные на развитие креативности, повышают мотивацию учащихся, помогают настроить позитивную атмосферу, придают уроку динамичность и актуальность. Но следует учитывать, что это не развлечение, а учебные задачи, которые соотносятся с содержательной частью образовательной программы и должны быть оправданы методически и дидактически. Использование подобных приемов стимулирует творческое мышление не только учащихся, но и педагога, побуждает его проявлять изобретательность и нестандартный подход.

Мир вокруг нас – очень динамичная среда, креативность идентична той самой гибкости мышления, которая позволяет к этой среде не только приспособиться, но и извлечь из ее динамичности пользу. Но это не абстрактная черта, ее можно, во-первых, диагностировать, во-вторых, развивать и тренировать со школьной статьи практически на любом уроке.

Список литературы

  1. Зигзаг. Самый короткий путь к креативности / К.Сойер; пер. с англ. Л.Г.Третьяк. – Минск: Попурри, 2014. - 288 с. ил.
  2. Намаконов И.М. Креативность: 31 способ заставить мозг работать/ И.М.Намаконов. – М.: Альпина Паблишер 2023. – 216 с.
  3. Чупахин Д.О. Детская креативность. Как зметить, сберечь и развить – М.: КТК «Галактика», 2025. – 82 с.ил.