Актуальная проблема школьного обучения - процесс приобретения знаний школьниками и формирование на этой базе практических умений и знаний. Практическая направленность в обучении лексике тем более важна, что изучение лексики является ключом к выработке точной, грамотной и выразительной речи. Эта непростая задача усложняется, если в классе есть достаточный процент низкомотивированных (слабоуспевающих) учащихся.
Известные психологи Ю.К.Бабанский и В.С.Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости (низкой мотивации):
- внешние и
- внутренние.
К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т.е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. "Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий" [1, стр.57]. К сожалению, решение этой задачи не в компетенции школы. Второй веской внешней причиной является и несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.). Здесь уже поле деятельности учителя, который, владея современными приемами, методами и технологиями педагогики, может грамотно и своевременно помочь ученику.
Одной из самых главных внутренних причин слабой успеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные рядом причин глобального характера. По статистике, сегодня каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения, 20% детей находятся в трудной жизненной ситуации. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки. К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта. Это наблюдается в отсутствии мотивации или низкой мотивации к учению, что проявляется в ряде характеристик:
- негативное отношение к учению, непонимание его общественной значимости. Нет стремления быть успешным в учебной деятельности: отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, получить похвалу или поощрение;
- интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания. Дети не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение. При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить;
- вместо активного размышления - использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении;
- неправильные навыки учебной работы, когда учащиеся не владеют приемами самостоятельной работы, пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: механически заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем изучат правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе;
- неправильно сформировавшееся отношение к труду, в том числе, учебному: нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся и т.д.
Изучение раздела «Лексика» приобретает важное значение в условиях упрощения языка как средства общения, с одной стороны, и, с другой стороны, постоянного обогащения нашего языка новыми словами и формами, не всегда вписывающимися в литературный язык.
Работа в 5 классе продолжает обогащение активного словаря учащегося. Актуальным становится работа по формированию материалистического взгляда на язык: слова служат для называния явлений реальной действительности; язык и мышление находятся в тесной взаимообусловленной связи. Изучение раздела связано и с воспитанием нравственности. «Словом определяются не только конкретные предметы, признаки, действия, но и абстрактные нравственные критерии, установки и нормы. Возможность задуматься над этическим понятием приближает ребенка к осознанию собственной нравственной позиции» [2, стр. 97].
Очевидно, что в работе со слабоуспевающими и низкомотивированными учащимися каждый учитель подбирает свои приемы работы, зависящие от объективных причин.
В моей практике - это и индивидуальная работа, и дифференцированная работа в классе. С очень слабыми детьми полезно начинать с применения рисунка. Начинать с простых, явных изображений предметов, доводя до наиболее сложных для возраста, абстрактных понятий. «Ученики должны понять, что их воображение уже нарисовало предмет, названный словом. И наоборот, зрительный образ, вызывает в памяти слово. Это просто и достаточно убедительно: у слова есть лексическое значение» [3, стр. 201].
Заинтересовывает детей задание: «Назовите слова на тему…». Начинать можно с простых тем, например «Зимние забавы». С каждым разом темы усложняются, вводя детей в мир искусства, культуры, спорта, политики…Слова называются по частям речи, сначала существительные, потом прилагательные, глаголы и т.д. Затем из них составляются предложения, которые служат для построения связного текста. Дети подсчитывают, сколько слов они использовали. С учителем анализируют, какие необычные, новые слова применили. Это помогает продолжить разговор о словарном богатстве русского языка.
Начальная форма |
Грамматические пометы |
Лексическое значение |
Иллюстративный материал |
«Пополнению активного словаря служит упражнение с текстом, где есть незнакомые слова. Текст подбирается с расчетом, чтобы в нем оказались слова, значение которых нужно найти в «Толковом словаре» В.И.Даля, «Словаре русского языка» С.И.Ожегова, «Словаре современного русского языка» [4, стр.5]. При этом работа усложняется заданием заполнить таблицу:
Для формирования вдумчивого отношения к лексическому значению слова при написании сочинения слабым учащимся дается задание: Спиши, вставляя пропущенные имена прилагательные.
Моя мама.
Я сплю, вижу во сне залитый солнцем луг, бабочек много-много. И слышу, как ко мне прикасается… рука матери. Я узнаю ее руку… Мама берет меня, прижимает к себе, несет куда-то, а я плыву, плыву. И мне так радостно, так приятно. Хочется, чтобы эта минута длилась бесконечно.
Слова для справок: тёплая, материнская, нежная, заботливая, ласковая.
Задания такого рода дети выполняют с удовольствием, у них повышается самооценка, а активный словарный запас пополняется синонимами.
«Хорошо известно в методике русского языка упражнение «Письменные ответы на вопросы». Он используется для закрепления в памяти учащихся значения слов, изученных с опорой на этимологию» [5, стр.1]. Приведем примеры таких вопросов. Они однотипны и начинаются одной фразой: «Как называется…»
- тетрадь из плотных листов в переплете для рисунков, коллекций, фотографий? (Альбом.)
- форма деятельности, при которой участвующие стремятся превзойти друг друга? (Соревнование.)
- комплексное спортивное сооружение с трибунами для зрителей и со специально оборудованными площадками для тренировок, состязаний? (Стадион.)
- соревнование спортивных команд - бег, движение на дистанции, при котором на определенном этапе один спортсмен, сменяясь, передает другому условленный предмет? (Эстафета.)
Это задание учит описательному методу толкования слова.
При условии систематического использования подобных упражнений на уроках русского языка можно добиться количественного увеличения слов и качественного совершенствования имеющегося запаса слов у слабоуспевающих школьников, что приближает их к овладению грамотной и красивой речью. Решение этих достаточно простых заданий позволяет слабому учащемуся находиться в ситуации успеха, повышает самооценку и, в целом, внутреннюю мотивацию к обучению. Все это в совокупности является необходимым условием успеха в обучении.
Литература
- Урок русского языка в малокомплектной школе. Сборник статей из опыта работы. Книга для учителя. М., Просвещение, 1996 г.
- Развитие речи: теория и практика обучения. Капинос В.И. Москва, Линка-пресс, 1994 г.
- Уроки русского языка в 5 классе. Л.А.Виноградова, Москва, Просвещение, 1996 г.
- Сайт https://schools.by. статья «Работа с неуспевающими детьми». Автор Белобородова Т.В.
- Сайт solncesvet.ru статья «Система работы учителя с неуспевающими детьми по преодолению пробелов». Автор Черницына О.А.