Приёмы работы с текстом на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ (сочинение-рассуждение в контексте ФГОС)

Разделы: Русский язык

Класс: 11

Ключевые слова: сочинение-рассуждение, ЕГЭ по русскому языку


Цель: формирование умений сжимать текст, с использованием различных приёмов.

Задачи:

  • Отработать навыки сокращения, исключения, замены.
  • Познакомиться с правилами работы над изложением.
  • Продолжить знакомство с видами плана.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Погружение

  1. Почему раньше важно было научиться подробно излагать текст, сохраняя авторские выражения, обороты речи?
  2. Почему на современном этапе стало важно научить обучающихся передавать информацию сжато? (умение находить главное, отсекать вторичную информацию, вычленять ключевые фразы)
  3. Это необходимо только при письменной речи или в устной такие же требования? (часто ребята при пересказе обращают внимание на несущественные признаки, забывая о главных)

Вывод: В Вузах также определяющим становится тот момент, чтобы научить студента находить главное в таком обилие информации. Присдачи экзаменов, при написании рефератов, выступление с докладами) Сейчас, когда идёт у вас подготовка к НОУ также необходимо научиться выбирать важную информацию, а затем рассказать суть вашей работы.

3. Сообщение цели

Продолжим работу над формированием умений использовать приёмы сжатия текста.

4. Внимание на экран

Презентация. (вспомним приёмы сжатия)

Основные способы сжатия текста

Содержательная обработка прослушанного текста

Языковая обработка прослушанного текста

Умение извлекать главную информацию из текста

Умение лаконично передавать извлечённую информацию в письменной речи

Способы сокращения текста

Содержательные

Языковые

- Разделение информации на главную и второстепенную
- Свёртывание информации за счёт обобщения

- Исключение
- Обобщение
- Замена

Исключение:

  • вводных слов;
  • однородных членов предложения;
  • повторов;
  • однотипных примеров;
  • риторических вопросов и восклицаний;
  • цитат;
  • деталий, которые не влияют на ход авторской мысли;
  • пояснений;
  • рассуждений;
  • описаний;
  • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания;

При исключении необходимо:

  • Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
  • Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.

Обобщение (объединение)

  • ряда предложений, связанных одной мыслью;
  • частей предложений;
  • конкретных фактов, событий, явлений;

При обобщении необходимо:

  • найти в тексте мелкие детали;
  • найти в них общее;
  • объединить эти факты на основе общего;
  • сформулировать получившееся предложение.

Замена:

  • однородных членов обобщающим словом;
  • сложного предложения -простым;
  • прямой речи - косвенной;
  • части текста одним предложением;
  • части предложения местоимением;
  • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

При замене необходимо:

  • Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.;
  • Сформулировать получившееся предложение.

Внимание:

Нельзя удалять:

  • авторский тезис;
  • аргументы автора, используемые им для доказательства;
  • вывод автора;

5 этап: Работа с текстом

У вас на столах текст. Он размещён в таблице. Подобная форма поможет вам вписывать информацию в сам лист, а не в отдельную тетрадь. Мы начнём читать, а вы подумайте: о чём этот текст?

Текст

Приёмы сжатия

Сжатое изложение

Если каждую неделю совершать несколько добрых дел, причём непременно разнообразных (послать открытку старым друзьям, навестить одинокую соседку, подарить виртуальный цветок, одолжить телефон незнакомцу, перечислить 100 рублей больным детям), это способствует нашему ощущению счастья, а иногда просто лечит! (38 слов)

Мы становимся благосклоннее к другим, чувствуем себя лучше по сравнению с окружающими, освобождаемся от чувства вины за чужое несчастье, чувствуем себя щедрыми и способными помочь, становимся привлекательными для других, чувствуем, что нас ценят. (33 слова)

Чем больше мы сосредотачиваемся на том, чтобы посылать любовь и добрые мысли, тем положительнее мы влияем на окружающий мир. В то же время мы в результате делаемся более радостными и счастливыми, начинаем нравиться людям. Даже внешне мы становимся красивыми, обаятельными, а мышление - гораздо яснее, чётче, намного быстрее. Люди так называемой любящей доброты более склонны к принятию себя и позитивным отношениям с другими. Почему? Потому что доброта усиливает положительные эмоции (любовь, радость, благодарность, надежду, гордость), восстанавливает долгосрочные жизненные ресурсы человека и повышает его удовлетворённость жизнью. (85 слов)

6 этап Работа с текстом

О чём этот текст? (Счастливые люди - добрые люди)

- Какова основная тема текста? (доброта)

- Идея? (нужно как можно больше делать добрых дел, чтобы почувствовать себя счастливым.)

- Когда вы чувствуете себя счастливыми?

- Трудно делать добрые дела?

- Автор считает, что доброта усиливает положительные эмоции. Как это объяснимо?

- Что такое «жизненные ресурсы человека»?

- Определите стиль?

- Тип речи.

- Для чего нам необходимо знать стиль и тип речи? (чтобы сохранить стиль тип, не допустить фактических ошибок)

- Какое настроение передаёт этот текст?

Значит и писать его надо с таким же настроением.

7. Работа с планом

Для чего нужен план?

Работа над планом.

Перед вами таблица. Какие виды плана бывают?


Назывной план

Вопросный

Тезисный

Составьте план, заполнив таблицу.

8. Работаем над сжатием текста, используя план

Теперь послушаем правильный вариант.

9. Работа со словарями

10. Подведение итога

  • Расскажите, какие приёмы вы легко можете применить? (первая группа.)
  • Какой план вам поможет при написании изложения?

11. Оценки

12. Домашнее задание

  • Раздаточный материал.
  • Тексты к изложением.
  • Написать сжатое изложение.