Применение графических схем при работе над сочинением-рассуждением

Разделы: Русский язык


Текст-рассуждение  изображается на схеме в виде системы смысловых блоков.

Т – тезис (основная мысль рассуждения)
Д – доказательство
И – иллюстрация

Смысловые связи между тезисом и доказательствами, доказательствами и иллюстрациями показываются графически.

Т
Д1                               Д2
И1     И1    И1                И2        И2

Вывод

Включение вывода в схему текста было обусловлено тем, что учащиеся часто оставляют текст недописанным, композиционно незавершенным. Применительно к структуре ученического текста-рассуждения схема выглядит так:

Мое любимое время года

Самое лучшее время года – лето. Летом природа покоряет нас своей красотой. На лугах распускаются душистые цветы. В лесу темной листвой шумят деревья, поют птицы. В оврагах журчат ручейки.

В июне начинаются каникулы. Мы отдыхаем целых три месяца. Можно ходить в походы, купаться в речке, собирать грибы и ягоды в лесу. На каникулах можно уехать в деревню или в лагерь.
После летних каникул остается много впечатлений. Лето – замечательное время года.

Т – «Лето – замечательное время года»
Д1 – «Природа покоряет нас красотой»
Д2 – «Начинаются каникулы»
И1 – «Распускаются цветы, шумят деревья»
И2 – «Можно ходить в походы, купаться в речке»

Вывод – «После каникул остается много впечатлений»

В процессе анализа детских сочинений можно выделить несколько типов ошибок, характерных для сочинений-рассуждений:

  1. Пропуск  микротем.
  2. Нарушение целостных микротем.
  3. Нарушение последовательности микротем в тексте.

Первым этапом работы над сочинением-рассуждением является урок, посвященный составлению плана-схемы будущего текста. На нем и сообщается тема сочинения, проводится работа по определению границ темы, типа текста, стиля, а в некоторых случаях можно определить и основную мысль сочинения.

После этого ученикам предлагается составить план-схему, в которой были бы сформулированы тезис и доказательства, вывод и ориентировочно указаны иллюстрации. На таком уроке полезно использовать парные и групповые формы деятельности. Эту работу лучше проводить в классе, так как, помогая учащимся, учитель успевает  проверить графические схемы всех учащихся и отметить их недостатки.

На втором этапе учащиеся приступают к индивидуальной самостоятельной работе по уточнению замысла сочинения и отбору фактического материала.

Третий этап – написание чернового варианта – может проходить и в классе, и дома.

Четвертый этап – анализ чернового варианта и его редактирование. Работа может быть организована различными способами: обсуждение в форме дискуссии, взаиморедактирование и так далее.

Работу по написанию основного варианта текста лучше проводить в классе, так как часто требуется консультация учителя.

Следует отметить, что схема является важным средством речевого контроля на всех этапах работы над сочинением, так как они:

  • Позволяют представить текст во всем многообразии смысловых связей, что позволяет выявить недостатки сочинения и предотвратить их.
  • Схема может применятьсяи как план, и как рабочие материалы, и как средство совершенствования текста.
  • Она является важным средством развития умения самостоятельно контролировать текст.