Текст-рассуждение изображается на схеме в виде системы смысловых блоков.
Т – тезис (основная мысль рассуждения)
Д – доказательство
И – иллюстрация
Смысловые связи между тезисом и доказательствами, доказательствами и иллюстрациями показываются графически.
Т
Д1
Д2
И1 И1
И1
И2 И2
Вывод
Включение вывода в схему текста было обусловлено тем, что учащиеся часто оставляют текст недописанным, композиционно незавершенным. Применительно к структуре ученического текста-рассуждения схема выглядит так:
Мое любимое время года
Самое лучшее время года – лето. Летом природа покоряет нас своей красотой. На лугах распускаются душистые цветы. В лесу темной листвой шумят деревья, поют птицы. В оврагах журчат ручейки.
В июне начинаются каникулы. Мы отдыхаем целых
три месяца. Можно ходить в походы, купаться в
речке, собирать грибы и ягоды в лесу. На каникулах
можно уехать в деревню или в лагерь.
После летних каникул остается много впечатлений.
Лето – замечательное время года.
Т – «Лето – замечательное время года»
Д1 – «Природа покоряет нас красотой»
Д2 – «Начинаются каникулы»
И1 – «Распускаются цветы, шумят деревья»
И2 – «Можно ходить в походы, купаться в речке»
Вывод – «После каникул остается много впечатлений»
В процессе анализа детских сочинений можно выделить несколько типов ошибок, характерных для сочинений-рассуждений:
- Пропуск микротем.
- Нарушение целостных микротем.
- Нарушение последовательности микротем в тексте.
Первым этапом работы над сочинением-рассуждением является урок, посвященный составлению плана-схемы будущего текста. На нем и сообщается тема сочинения, проводится работа по определению границ темы, типа текста, стиля, а в некоторых случаях можно определить и основную мысль сочинения.
После этого ученикам предлагается составить план-схему, в которой были бы сформулированы тезис и доказательства, вывод и ориентировочно указаны иллюстрации. На таком уроке полезно использовать парные и групповые формы деятельности. Эту работу лучше проводить в классе, так как, помогая учащимся, учитель успевает проверить графические схемы всех учащихся и отметить их недостатки.
На втором этапе учащиеся приступают к индивидуальной самостоятельной работе по уточнению замысла сочинения и отбору фактического материала.
Третий этап – написание чернового варианта – может проходить и в классе, и дома.
Четвертый этап – анализ чернового варианта и его редактирование. Работа может быть организована различными способами: обсуждение в форме дискуссии, взаиморедактирование и так далее.
Работу по написанию основного варианта текста лучше проводить в классе, так как часто требуется консультация учителя.
Следует отметить, что схема является важным средством речевого контроля на всех этапах работы над сочинением, так как они:
- Позволяют представить текст во всем многообразии смысловых связей, что позволяет выявить недостатки сочинения и предотвратить их.
- Схема может применятьсяи как план, и как рабочие материалы, и как средство совершенствования текста.
- Она является важным средством развития умения самостоятельно контролировать текст.