Цель урока:
- формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста;
- формировать умение выделять в тексте микротемы, определять в них главное;
- отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию.
Оборудование: план-конспект, раздаточный материал, презентация.
План-конспект
1. Организационный момент
Здравствуйте. На наш урок пришли гости, давайте покажем, чему мы научились и что умеем делать. Сегодня у нас урок развития речи.
Посмотрите, пожалуйста, на тему нашего урока и сформулируйте цели и задачи занятия.
(обратимся к анализу текста, будем продолжать учиться способам и приемам сжатия текста.)
Сформулируйте по данной теме проблемные вопросы.
(Как правильно сжимать текст? Какие приёмы текста использовать?)
Вы всё сказали правильно. Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении.
2. Рефлексия
- На какие вопросы вы получили ответы в ходе нашей беседы по данной теме?
1. – Чем сжатое изложение отличается от подробного? (Максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей; Краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности)
2. – Какие приёмы сжатия текста вы знаете?
- исключение подробностей, деталей;
- обобщение конкретных, единичных явлений;
- сочетание исключения и обобщения.
3. – Какие элементы текста можно обобщить? (однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца)
4. – Что можно исключить из текста, чтобы сжать его, не потеряв основную мысль? (можно всё, что напрямую не относится к сути высказывания)
5. – Что такое микротема? Как определить микротемы? (это тема фрагмента текста, его части)
Молодцы! Повторили теоретический материал, а теперь приступим непосредственно к практике.
3. Работа на закрепление материала
1. Практическая работа (коллективная) .Упражнения на понимание текста, восстановление логических связей. Выполняется в тетрадях.
- Прежде чем работать непосредственно с текстом, давайте попытаемся сами построить текст. Для этого нам необходимо соединить простые предложения в сложные и правильно их расположить.
Задание 1. Среди приведенных найдите предложение с наиболее общим смыслом. Запишите его в тетрадь первым. Расположите оставшиеся предложения так, чтобы они отражали последовательное развитие мысли, высказанной в первом предложении. Соедините простые предложения в сложные с помощью слов когда, потому что, однако. В начале, каких предложений надо поставить слова тогда, теперь, чтобы смысл текста стал более отчетливым?
- Этот обычай родился много столетий назад.
- Мужчина отправлялся в путь только вооруженным.
- При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку.
- Человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подают.
- Каждый встречный мог оказаться врагом.
- Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю.
- Открытая ладонь правой руки означала: «Я не держу оружия, давай мирно встретимся и разойдёмся».
- Этот смысл утрачен – осталось правило этикета.
(Правильным будет такой текст:
Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю. При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку. Этот обычай родился много столетий назад, когда мужчина отправлялся в путь только вооруженным, потому что каждый встречный мог оказаться врагом. Тогда открытая ладонь правой руки означала: «Я не держу оружия, давай мирно встретимся и мирно разойдемся». Теперь этот смысл утрачен – осталось правило этикета. Однако человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подают.)
- Любой текст состоит из предложений, связанных по смыслу и грамматически. Характер логической связи между отдельными элементами текста выражают союзы, частицы, вводные слова и конструкции. Предлагаю вам текст, в котором они отсутствуют.
Задание 2. Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег. Они обменивали одни товары на другие. Жители пустыни – искусные обработчики металлов – приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину. Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото. На него можно было выменять любую вещь.
Задания:
- Подчеркните ключевые слова в тексте.
- Найдите предложение, которое является иллюстрацией предыдущей мысли. Вставьте перед ним слово «например».
- Кратко передайте содержание текста, используя схему «Тезис1- Пример!- НО Тезис2», по возможности сохранив в пересказе «ключевые» слова.
(Вариант сжатого изложения: Раньше торговали, обменивая одни товары на другие, например, металлические изделия на древесину. Но со временем любой товар стало возможным обменять на золото.)
- Обратите внимание, что при сжатии текста, необходимо понять его смысл, увидеть логику рассуждения, обозначить логический переход от одной мысли к другой.
2. Самостоятельная практическая работа по группам с последующей проверкой. (Выполняется задание на листах, аккуратно делая карандашом необходимые пометки. Каждый ряд работает со своим заданием. 3-4 минуты).
1 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием слияния.
О значении любого слова можно узнать в справочной литературе. Где можно узнать о значении любого общеупотребительного слова? Конечно, в толковом словаре русского языка. А где можно узнать о значении слов общенаучной лексики? Наиболее полно эта лексика отражена в энциклопедических словарях.
Вариант ответа:
О значении любого слова можно узнать в справочной литературе, а о значении общеупотребительного слова – в толковом словаре русского языка, о значении слов общенаучной лексики – в энциклопедических словарях.
2 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием замены.
М.В.Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры с ее разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой. Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основоположником русского литературного языка, историком, географом, политическим деятелем.
Вариант ответа:
Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры. Он был ученым, философом, поэтом.
3 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием исключения.
За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца 17 века торговые помещения были почти исключительно деревянные: самые большие дома были бревенчатые двухэтажные срубы, где наверху жил сам купец, а внизу под навесом располагалась его торговля; но таких домов было немного, и преобладали одноэтажные домики или просто сколоченные из досок палатки. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года.
Вариант ответа:
За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца 17 века торговые помещения были почти исключительно деревянные. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года.
- Время истекло. Внимание на доску. Слушаем учащихся первого ряда, второго ряда, третьего ряда.
Итак, мы увидели, как можно различными способами сжимать тексты.
4. Анализ текста
А теперь перейдём к тексту изложения.
Прослушивание аудиозаписи. (1 раз)
- Какова тема текста?
- Сколько микротем вы насчитали? Сформулируйте их.
- Посмотрите на свои записи, обведите ключевые слова, которые помогли изложить текст в сжатом виде.
(НА ДОСКЕ ВЫПИСАНЫ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА ПО МИКРОТЕМАМ: 1……; 2…..; 3….. .)
Прослушивание аудиозаписи (2 раз)
Работа над изложением.
Кто готов прочитать своё изложение?
5. Рефлексия
Посмотрите ещё раз на тему нашего урока. Как вы ощущаете свою готовность к сжатому изложению на ГИА?
Какие трудности испытывали?