Приёмы сжатия текста (обобщающий урок)

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цель урока:

  • формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста;
  • формировать умение выделять в тексте микротемы, определять в них главное;
  • отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию.

Оборудование: план-конспект, раздаточный материал, презентация.

План-конспект

1. Организационный момент

Здравствуйте. На наш урок пришли гости, давайте покажем, чему мы научились и что умеем делать. Сегодня у нас урок развития речи.

Посмотрите, пожалуйста, на тему нашего урока и сформулируйте цели и задачи занятия.

(обратимся к анализу текста, будем продолжать учиться способам и приемам сжатия текста.)

Сформулируйте по данной теме проблемные вопросы.

(Как правильно сжимать текст? Какие приёмы текста использовать?)

Вы всё сказали правильно. Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении.

2. Рефлексия

- На какие вопросы вы получили ответы в ходе нашей беседы по данной теме?

1. – Чем сжатое изложение отличается от подробного? (Максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей; Краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности)

2. – Какие приёмы сжатия текста вы знаете?

  1. исключение подробностей, деталей;
  2. обобщение конкретных, единичных явлений;
  3. сочетание исключения и обобщения.

3. – Какие элементы текста можно обобщить? (однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца)

4. – Что можно исключить из текста, чтобы сжать его, не потеряв основную мысль? (можно всё, что напрямую не относится к сути высказывания)

5. – Что такое микротема? Как определить микротемы? (это тема фрагмента текста, его части)

Молодцы! Повторили теоретический материал, а теперь приступим непосредственно к практике.

3. Работа на закрепление материала

1. Практическая работа (коллективная) .Упражнения на понимание текста, восстановление логических связей. Выполняется в тетрадях.

- Прежде чем работать непосредственно с текстом, давайте попытаемся сами построить текст. Для этого нам необходимо соединить простые предложения в сложные и правильно их расположить.

Задание 1. Среди приведенных найдите предложение с наиболее общим смыслом. Запишите его в тетрадь первым. Расположите оставшиеся предложения так, чтобы они отражали последовательное развитие мысли, высказанной в первом предложении. Соедините простые предложения в сложные с помощью слов когда, потому что, однако. В начале, каких предложений надо поставить слова тогда, теперь, чтобы смысл текста стал более отчетливым?

  1. Этот обычай родился много столетий назад.
  2. Мужчина отправлялся в путь только вооруженным.
  3. При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку.
  4. Человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подают.
  5. Каждый встречный мог оказаться врагом.
  6. Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю.
  7. Открытая ладонь правой руки означала: «Я не держу оружия, давай мирно встретимся и разойдёмся».
  8. Этот смысл утрачен – осталось правило этикета.

(Правильным будет такой текст:

Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю. При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку. Этот обычай родился много столетий назад, когда мужчина отправлялся в путь только вооруженным, потому что каждый встречный мог оказаться врагом. Тогда открытая ладонь правой руки означала: «Я не держу оружия, давай мирно встретимся и мирно разойдемся». Теперь этот смысл утрачен – осталось правило этикета. Однако человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подают.)

- Любой текст состоит из предложений, связанных по смыслу и грамматически. Характер логической связи между отдельными элементами текста выражают союзы, частицы, вводные слова и конструкции. Предлагаю вам текст, в котором они отсутствуют.

Задание 2. Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег. Они обменивали одни товары на другие. Жители пустыни – искусные обработчики металлов – приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину. Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото. На него можно было выменять любую вещь.

Задания:

  1. Подчеркните ключевые слова в тексте.
  2. Найдите предложение, которое является иллюстрацией предыдущей мысли. Вставьте перед ним слово «например».
  3. Кратко передайте содержание текста, используя схему «Тезис1- Пример!- НО Тезис2»,  по возможности сохранив в пересказе «ключевые» слова.

(Вариант сжатого изложения: Раньше торговали, обменивая одни товары на другие, например, металлические изделия на древесину. Но со временем любой товар стало возможным обменять на золото.)

- Обратите внимание, что при сжатии текста, необходимо понять его смысл, увидеть логику рассуждения, обозначить логический переход от одной мысли к другой.

2. Самостоятельная практическая работа по группам с последующей проверкой. (Выполняется задание на листах, аккуратно делая карандашом необходимые пометки. Каждый ряд работает со своим заданием. 3-4 минуты).

1 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием слияния.

О значении любого слова можно узнать в справочной литературе. Где можно узнать о значении любого общеупотребительного слова? Конечно, в толковом словаре русского языка. А где можно узнать о значении слов общенаучной лексики? Наиболее полно эта лексика отражена в энциклопедических словарях.

Вариант ответа:

О значении любого слова можно узнать в справочной литературе, а о значении общеупотребительного слова – в толковом словаре русского языка, о значении слов общенаучной лексики – в энциклопедических словарях.

2 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием замены.

М.В.Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры с ее разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой. Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основоположником русского литературного языка, историком, географом, политическим деятелем.

Вариант ответа:

Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры. Он был ученым, философом, поэтом.

3 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием исключения.

За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца 17 века торговые помещения были почти исключительно деревянные: самые большие дома были бревенчатые двухэтажные срубы, где наверху жил сам купец, а внизу под навесом располагалась его торговля; но таких домов было немного, и преобладали одноэтажные домики или просто сколоченные из досок палатки. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года.

Вариант ответа:

За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца 17 века торговые помещения были почти исключительно деревянные. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года.

- Время истекло. Внимание на доску. Слушаем учащихся первого ряда, второго ряда, третьего ряда.

Итак, мы увидели, как можно различными способами сжимать тексты.

4. Анализ текста

А теперь перейдём к тексту изложения.

Прослушивание аудиозаписи. (1 раз)

- Какова тема текста?

-  Сколько микротем вы насчитали? Сформулируйте их.

- Посмотрите на свои записи, обведите ключевые слова, которые помогли изложить текст в сжатом виде.

(НА ДОСКЕ ВЫПИСАНЫ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА ПО МИКРОТЕМАМ: 1……; 2…..; 3….. .)

Прослушивание аудиозаписи (2 раз)

Работа над изложением.

Кто готов прочитать своё изложение?

5. Рефлексия

Посмотрите ещё раз на тему нашего урока. Как вы ощущаете свою готовность к сжатому изложению на ГИА?

Какие трудности испытывали?