Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) – одно из приоритетных направлений реализации национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”. С 2012 года школа, в которой я работаю, является пилотной по внедрению ФГОС ООО. Передо мною и моими коллегами встала трудная задача: понять и принять новый стандарт. Для начала надо было определить для себя принципиальное отличие стандарта нового поколения от предыдущего, сломать устоявшиеся стереотипы, научиться работать по – новому. Сегодня мы понимаем, что введение новых стандартов предусматривает серьезные изменения не только в структуре и содержании образовательного процесса (в требованиях к уроку, целям обучения), но также и в деятельности самого учителя.
Одной из наиболее важных характеристик работы учителя становится умение самостоятельно выстраивать учебный процесс в обновленной образовательной среде, реализовывать системно – деятельный подход к преподаванию. При таком подходе главным становится развитие умений школьников самостоятельно приобретать и применять знания в соответствии с личностными целями и потребностями. Таким образом, основная задача школы, в том числе и уроков русского языка – формирование умения учиться. Процесс обучения планируется, организуется и координируется учителем как совместная деятельность с учащимися в соответствии с содержанием образования (программой), личным опытом, познавательными интересами и потребностями детей. Целью работы учителя и обучающихся становится формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.
В своей работе я остановлюсь на формировании познавательных универсальных учебных действий учащихся.
В сфере развития познавательных УУД одно из приоритетных направлений - развитие стратегий смыслового чтения и работа с информацией, с текстом. Умение работать с текстом предполагает:
- ориентироваться в содержании текста;
- находить в тексте требуемую информацию;
- систематизировать, сопоставлять, анализировать и интерпретировать информацию;
- выделять главную и избыточную информацию;
- выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей;
- предоставлять информацию в сжатой словесной форме и в наглядно – символической форме;
- откликаться на содержание и форму текста;
- критически относиться к информации и т.д.
Все это очень актуально, поскольку современный ученик, увы, испытывает большие сложности при работе с текстом, при выборе источников информации, не умеет из определенного объема информации выбирать важное, приоритетное. Как показывает практика, именно эти учебные действия оказываются наиболее востребованными при подготовке к государственной итоговой аттестации, единому государственному экзамену не только по русскому языку, но и по другим предметам (истории, обществознании, географии, биологии), когда обучающиеся должны работать с текстами, с информацией. Например, первая часть экзаменационной работы по русскому языку государственной итоговой аттестации состоит в написании сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует от экзаменуемого прежде всего отбора существенной информации, структурированного восприятия содержания текста, побуждает выпускника выполнить качественную информационную обработку текста.
Педагогическая проблема заключается в том, что существующие традиционные формы и методы преподавания не направлены на формирование учебных действий, развивающих умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний.
Поэтому в поиске инструментария я остановилась на современной образовательной технологии развитие критического мышления через чтение и письмо, которая, на мой взгляд, способствует формированию и развитию умений работать с информацией и текстом.
Образовательная технология развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце ХХ века в США. Её авторы Д.Стил, К. Мередит и Ч.Темпл модифицировали идеи творческого саморазвития личности ( Дж. Дьюи, Ж.Пиаже, Л.Выготский, М.Монтессори), формирования и развития критического мышления (К. Поппер, Р.Пол), деятельностного подхода к обучению (А.Леонтьев, С.Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного (Э.Фромм, К.Роджерс, Э.Гусинский, В.Сериков, Е.Бондаревская) и эвристического (А. Хуторской) обучений и довели их до уровня технологии.
Технология РКМЧП направлена на достижение образовательных результатов:
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- пользоваться различными способами интерпретации и оценки информации;
- выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нём структур;
- задавать вопросы, решать проблемы;
- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- выражать свои мысли (устно и письменно);
- аргументировать свою точку зрения и учитывать мнение других;
- умение сотрудничать и работать в группе и др.
Структура данной технологии стройна и логична, этапы урока соответствуют стадиям процесса познания человека.
1) вызов – пробуждение интереса к полученной информации, актуализация имеющихся знаний и жизненного опыта;
2) осмысление содержания – получение новой информации, соотнесение её с собственными знаниями;
3) рефлексия – осмысление, выражение идей и информации собственными словами.
Такое трехчастное строение занятия вполне соответствует логике работы с текстом в привычных для педагога терминах: предтекстовый этап, текстовый этап и послетекстовый этап. Из всего перечня технологических приемов выбираю те, которые кажутся мне наиболее подходящими для конкретного урока или класса. Технологические приемы (чтение с остановками, создание кластера, разметка текста, “тонкие” и “толстые” вопросы и др.) могут использоваться на каждом из этапов работы:
Приведу пример того, как может быть организована работа на этапе вызова.
Приступая к изучению, например, в 5-м классе темы “Синонимы”, предлагаю учащимся выполнить “инвентаризацию знаний”: заполнить таблицу “Знаю – хочу узнать – узнал”. Это позволяет учащимся определить, что они уже знают по данной теме, активизировать их деятельность, мотивировать, спрогнозировать, на какие вопросы предстоит ответить. В конце урока подвести итог: удалось ли найти ответы на поставленные вопросы, какое приращение знаний произошло.
На стадии вызова, когда необходимо систематизировать большое количество информации до знакомства с основным источником (текстом), применяю и такой приём, как создание кластера (“гроздей”). Например, при изучении темы “Имя существительное как часть речи”, прошу учащихся предположить, по каким смысловым блокам мы будем изучать эту часть речи. Распределяем эти заголовки смысловых блоков (лексическое значение; морфологические признаки; синтаксическая роль в предложении) вокруг основной темы.
Этот приём (создание кластеров) работает и на этапе осмысления содержания, развивает умение представлять информацию в разных видах. Так может выглядеть модель для создания кластера по теме “Типы речи”. Предлагаю определить принцип составления: понятия первого уровня – название типов речи, понятия второго уровня – вопрос, который можно задать к содержанию, передаваемому с помощью данного типа речи.
Ещё одним из приёмов данной технологии на этапе осмысления содержания можно назвать маркировку текста значками по ходу чтения – “инсерт”. Расшифровка аббревиатуры уточняет понятие: interactive – интерактивная, noting – размечающая, system – система, effective – для эффективного, reading and – чтения и thinking – размышления. По ходу чтения нового материала параграфа в учебнике, текста или фрагмента художественного произведения учащиеся ставят на полях значки: “v” -уже знал; “+” - новая информация; “-” - думал иначе, есть противоречия с тем, что знал ранее; “?” - не понял, есть вопросы. Маркировка текста позволяет удерживать внимание на протяжении всего чтения, дает возможность ученику классифицировать информацию в зависимости от собственного опыта и знаний.
Приём “верные и неверные утверждения” использую, например, при изучении лингвистического материала. Предлагаю учащимся ряд утверждений по ещё не изученной теме, учащиеся выбирают те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают своё мнение. После знакомства с основной информацией (текст параграфа) предлагаю учащимся возвратиться к данным утверждениям и оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Приём “толстые” и “тонкие” вопросы позволяет совершенствовать умение критически воспринимать информацию. Таблица “толстых” и “тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз занятия: на стадии вызова это вопросы до изучения темы, прочтения текста; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.
Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана – “тонкие”: Кто? (Кто автор текста, теории?) Что? Когда? Как зовут..? Было ли..? Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать, - “толстые”: Дайте три объяснения, почему..? Объясните, почему..? Почему вы считаете..? В чём различие..? Предположите, что будет, если..? Согласны ли вы..? Верно ли..? На первых порах работы с этим приёмом учу детей определять уровень сложности вопроса, относить его к “тонким” или “толстым” вопросам. Например, прочитайте вопросы в учебнике. Какие из них требуют односложного ответа? Какие заставляют размышлять, анализировать? Какие вопросы можно использовать для кроссворда или в игре “Самый умный”?
На этапе рефлексии развитию или совершенствованию умений выразить свое отношение к изучаемому, подвести определенный итог, способствует прием “синквейн”. Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Прием полезен в качестве инструмента для синтеза и обобщения сложной информации, средства оценки словарного запаса учащихся и средства творческого самовыражения. Вариант синквейна по теме “Синонимы”:
- Синонимы
- разнообразные, близкие,
- уточняют, украшают, описывают,
- “Богатства русского языка неизмеримы”
- Слова.
Данные приёмы технологии РКМЧП помогают учащимся работать с информационным текстом, зримо демонстрируя процессы продвижения от незнания к знанию, делают процесс чтения более осмысленным, помогают выделять основные аспекты в изучаемой информации, графически представлять результаты работы с текстом, анализировать, применять данную информацию, увязывая новое знание (на смысловой стадии) с уже имеющимися представлениями, полученными на стадии вызова, интерпретировать, применять информацию на стадии рефлексии.
Результаты проведённых диагностических исследований уровней сформированности УУД учащихся 5А класса (в связи с апробацией введения ФГОС ООО) на начало и конец учебного года показали повышение уровня познавательных УУД (с 64% до 72%). Наиболее высокие результаты – по методикам “Метафоры” (82%), “Составь слово из элементов по правилу” (82%) – сформированности УУД, направленных на переработку и структурирование информации, работу с текстом (смысловое чтение), определение основной и второстепенной информации.
Таким образом, использование в педагогической практике технологии РКМЧП, на мой взгляд, способствует созданию условий для формирования и развития познавательных УУД, связанных с умением работать с информацией, с текстом.