Приемы формирования орфографического действия как основы языковой компетенции

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Неотъемлемой задачей начального обучения родному языку является формирование у детей языковой компетенции, составляющей необходимую предпосылку успешности всего последующего обучения. Начальная школа - это старт всей школьной жизни ребенка. Здесь надо признать верность пословицы: “Мудрым никто не родился, а научился” тем более для такого трудоемкого, беспокойного дела, которое закладывается, цементируется в маленьком человеке на всю его последующую жизнь. Все мы, учителя начальных классов, твердо знаем: от того, насколько прочно будут заложены основы грамотного письма, во многом зависит последующий процесс овладения грамотой. Знаем и ищем причины появления ошибок, пути их искоренения. Как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки? В орфографическом действии выделяются две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом).

Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданием “вставить пропущенные буквы”, но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу, и чтобы осознано, не случайно.

Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим, базовым орфографическим умением. Поэтому наиглавнейшая задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

В развивающем обучении (система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова) такой задачей является разграничение сильных и слабых позиций фонемы, которая дает возможность определить общий принцип построения буквенной записи слова (фонема обозначается буквой, соответствующей звуку, представляющему фонему в сильной позиции) и умение писать с пропусками орфограмм слабых позиций. Это обеспечивает ученику возможность самостоятельно ставить перед собой непосредственно в процессе письма широкий круг задач, связанных с обозначением фонем (звуков) в слабых позициях. Вместе с тем складываются предпосылки для выяснения способов решения орфографической задачи. В начальных классах мы находим три таких способа:

  1. По орфографическому словарю.
  2. По основному закону русского письма: путём изменения слова или подбора родственных слов.
  3. По специальному правилу.

Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль.

Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запоминает его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова, и отложится он в памяти так крепко, что затем надо будет написать это слово 100 раз, чтобы ликвидировать ошибку. В развивающем обучении мы используем письмо с пропусками “дырками”на месте орфограмм слабых позиций. В процессе обучения учимся заполнять пропуски, т.е. решать орфографическую задачу.

Самым простым и естественным способом решения орфографической задачи является обращение к достоверному орфографическому образцу (в частности, к орфографическому словарю). Во втором классе при обучении работе со словарём можно использовать метод решения проектных задач.

В системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова создаются проектные задачи – комплекс заданий, объединённых одной темой, которые помогают восполнить дефицит формирования функциональных умений школьников. Цель проектной задачи раздвинуть границы учебного предмета, помочь в формировании компетентности, а иногда – диагностировать её наличие в какой-то одной области или нескольких.

А.Б.Воронцов в своей статье «Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения» пишет: «Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приёмов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, приближенных к реальным…Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема, макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью.

Проектная задача: «Работа со словарными словами», 2 класс.

Цели:

  • формирование навыков группового взаимодействия при решении проектной задачи;
  • увеличение учебной инициативы детей и усиление воздействия на их интеллект за счет использования ряда приемов формулирования заданий для учащихся при сохранении тенденции постепенного увеличения роли детей в проведении данного этапа урока;
  • повышение интереса не только к изучаемому слову, но и к языку в целом.
  • углубление и расширения знаний детей об окружающем мире, способствующее лучшему запоминанию значения слова и его орфографии.

Задачи:

  1. Развивать общеучебные умения ребёнка: классифицировать, планировать работу, анализировать, выделять существенное, фиксировать найденные решения, работать со справочным материалом.
  2. Учить составлять ребусы, кроссворды.

Продукт: алгоритм работы со словарём, интересные способы запоминания словарных слов.

I этап - работа в группах

Задача: Ребята, к нам в город приехал мальчик Ягами Лайто из Японии. Он немного умеет говорить по-русски, знает буквы, умеет читать, но грамотно писать не может. Он узнал, что при написании слов можно пользоваться словарём. В библиотеке ему предложили несколько словарей, а вот какой выбрать словарь и как им пользоваться, чтобы правильно написать слово, он не знает. Помогите ему!

1 задание: из предложенных словарей выберите те, с помощью которых можно проверять орфограммы слабых позиций; докажите своё мнение.

2 задание: найдите в словаре слово [сас,эт], запиши весь путь пошагово как вы искали (какое действие делали первое, какое второе и т.д.)

II этап (групповая работа)

Ребята, вы научили Ягами Лайто пользоваться словарём, но ведь словарь всегда носить с собой не будешь. Он знает, что есть разные способы, чтобы быстрее запомнить слова. Помогите Ягами Лайто выучить словарные слова за 2й класс.

1 задание: перед вами список всех словарных слов за 2й класс, подумайте в какие группы можно объединить все эти слова, создайте страничку собственного словарика.

2 задание: используя приём «уярчения» выделите орфограммы слабых позиций в одной из выбранных групп.

Например:

3 задание: Придумайте интересные приёмы работы со словарными словами, которые помогут вам запомнить эти слова.

Словарная работа приобретает особое значение для обогащения словарного запаса у учащихся на последующих уроках русского языка. “Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка” - писал известный ученый-методист А. В. Текучев.

Этапы словарной работы можно представить так:

  1. семантизация слова
  2. актуализация слова
  3. использование слова в речи.

Активизация словаря - одно из важнейших направлений словарной работы на уроках. С целью активизации словаря, дальнейшую работу со словарными словами можно представить в виде следующих основных этапов:

1. Толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:

  1. контекста;
  2. подбора синонима или антонима;
  3. оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово;
  4. описательного оборота.

Мои учащиеся заполняют специальные карточки по исследованию слова, в которых есть такие разделы:

  • лексическое значение (толкование),
  • этимология (происхождение),
  • работа со словом (разделите на слоги, поставьте ударение, напишите транскрипцию, подберите однокоренные слова, составьте предложение),
  • подбор пословиц, поговорок с данным словом.

2. Чтение и запись слова: работа над орфоэпией и орфографией. На этом этапе учащиеся предлагают свои интересные способы запоминания словарных слов: ребусы, кроссворды.

3. Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями).

У ребенка должен быть мотив, по которому он стремится познать смысл слова. Этому могут способствовать нетрадиционные задания в игровой форме: «Кто больше?», «Назови одним словом», «Расшифруй слова», различные тесты.

Освоив проверку по словарю, у учащихся возникает стремление научиться проверять орфограммы самостоятельно, что подводит их к открытию общегоспособа решения орфографических задач. Этот способ заключается в нахождении сильной позиции фонемы. Выясняем, что установленный принцип письма определяет написание, как корней, так и аффиксов, ученики осознают всеобщность этого принципа, который они формулируют как законрусского письма. Вместе с тем такой же всеобщий характер приобретает и вытекающий из этого принципа (закона) способ решения орфографической задачи (приведение фонемы к сильной позиции в той же значимой части слова: слово поиск – проверочное для всех слов с приставкой «по» в слабой позиции, дубовый – для слов с суффиксом «ов» и т.д.). Значительно расширяются и возможности учащихся самостоятельно решать орфографические задачи разных типов, конкретизируя способ действия в соответствии с условиями этих задач.

При формировании орфографической зоркости и отработки способов невозможно обойтись без заданий на формирование контрольно-оценочных действий. Эффективно использовать такие:

  1. Проверь и исправь ошибки: (И ручийки в тини лисной чуть въются сонною валной).
  2. Методика «ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ СОФИЗМЫ»

Методика «ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ СОФИЗМЫ» применяется после изучения способа проверки орфограмм в корне.

Софизмы – это умышленно ложные размышления, формально кажущиеся правильными. Способность обнаружить и опровергнуть псевдологическое рассуждение есть яркое свидетельство самостоятельности мысли.

В качестве материала методики «орфографические софизмы» избран способ орфографического действия, который с особой тщательностью отрабатывается на протяжении всего начального обучения языку: способ проверки корневых орфограмм. В предлагаемых орфографических софизмах способ проверки корневых орфограмм неправомерно распространён на орфограммы вне корня. Ребёнку предлагается либо согласиться с таким внешне убедительным, но по сути неверным способом орфографического действия, либо опровергнуть его. Методика применяется на протяжении всего начального обучения. Тексты заданий пишутся и на доске, и на листе для каждого ученика. Каждое задание представляет собой мини-диалог учителя и учеников. В диалоге последнее слово принадлежит ребёнку: ученик должен высказать свою точку зрения.

  1. Учитель: Вставьте пропущенную букву в слове КОЗ_ЧКА.
    Коля: проверочное слово козА, пишу А.
    Учитель: Кто хочет оценить Колин ответ?
    Я: _______________________________________

Если ребёнок в своей «оценке Колиного ответа» обращает внимание только на результат и пишет, например, так: «Коля правильно подобрал проверочное слово, но в слове козочка, нужно писать букву О. Проверочное слово КОЗОЙ». За грамотность такого ученика беспокоиться следует меньше, чем за его умение рассуждать логически. А вот о том, что у ребёнка складывается самостоятельное мышление, могут сказать такие ответы, в которых есть указание на ошибочный способ действия: «Так проверять нельзя, орфограмма не в корне» или «В проверочном слове ударение падает на окончание. Нельзя орфограмму в суффиксе проверять с помощью окончания»

  1. Учитель: Проверьте безударную гласную с слове РЫБ_ЛОВ.
    Вася: Проверочное слово РЫБАК. Пишу А.
    Учитель: Как ты считаешь, Вася правильно ответил?
    Я: _______________________________________

В этом задании, как и в предыдущем, ориентация ребёнка на результат решения орфографической задачи свидетельствует о недостаточной самостоятельности ученика в решении таких задач. О самостоятельности можно судить только в том случае, когда ребёнок характеризует способ действия: «Безударная гласная между корнями. Её нельзя проверить с помощью однокоренных слов»

  1. Учитель: Спишите словосочетание: Л_ТАЕТ БАБОЧКА. Проверьте орфограмму.
    Анна: Пишется Е, проверочное слово – лето.
    Я: _______________________________________

Это задание помогает различить формальную ориентацию на результат решения задач и содержательную ориентацию на способ их решения. Следующая задача построена по тому же принципу, но в более грубом варианте.

Примеры софизмов обычно я беру из детских работ. При работе над ошибками ученики объясняют орфограммы, «интересные» объяснения - софизмы обычно выписываю и разбираю на уроках (приложение 1).

Для того чтобы учащиеся могли выполнять такие задания, они должны чётко выполнять алгоритм проверки орфограмм слабых позиций:

  1. Выделить орфограммы сильных и слабых позиций
  2. Определить с какой части слова находится орфограмма
  3. Применить один из способов проверки.

Ещё одним из средств повышения качества усвоения орфографических и пунктуационных норм является специальным образом организованное списывание текстов:

  • Прочитай высказывание
  • Повтори
  • Подчеркни орфограммы слабых и сильных позиций
  • Прочитай орфографически
  • Повтори орфографически
  • Запиши, диктуя себе орфографически
  • Подчеркни орфограммы слабых и сильных позиций
  • Контроль: сверь все подчёркнутые орфограммы с напечатанным текстом.

Хорошая поддержка решения орфографической задачи - компьютер. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными.

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Я разработала мультимедийные презентации, тесты и с успехом использую их на различных типах уроков.

Таким образом, учащиеся овладевают орфографическим действием не путем заучивания отдельных частных правил, а в процессе исследования, обеспечивающего сначала выявление, а затем последовательную конкретизацию фонематического принципа русского письма. Процесс организации формирования навыков грамотного письма должен осуществляться наиболее успешно, если он реализуется на основе интеграции методов, средств развивающей и традиционной системы обучения. Комплекс необходимых, и достаточно методических условий для эффективного формирования навыков грамотного письма младших школьников должен включать в себя применение приема постановки учебной задачи в целях мотивации орфографического действия, развитие орфографической зоркости, моделирование правил, способов проверки орфограмм, составление алгоритмов для организации исполнительного этапа в обучении правописанию.

Приложение 1