Цели:
- дать учащимся понятие о приложении как особом виде определения;
- познакомить со способами выражения приложений;
- формировать правописные умения;
- развивать монологическую и диалогическую речь; способствовать овладению выразительными свойствами языка;
- воспитывать и обогащать художественный вкус учащихся.
Задачи:
- учить восьмиклассников находить приложения в предложении, определять, чем выражены приложение и определяемое слово, как они согласуются;
- отработать навыки опознавания приложений в тексте и употребления их в устной и письменной речи;
- вырабатывать умения пунктуационного оформления приложений.
- совершенствовать коммуникативные умения.
Тип: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: таблица, дидактический материал, репродукция картины И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”.
Формы и методы: фронтальная и групповая работа; вербальный, наглядный, практический; беседа, самостоятельная работа; объяснительный, иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый.
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности.
Мы продолжаем углублять и расширять знания о второстепенных членах предложения. Сегодня мы познакомимся с новым для вас особым видом определения – приложением. Использование приложений обогатит вашу речь, сделает ее более выразительной. Важно также усвоить пунктуационные навыки написания приложений, чтобы при их использовании в письменной речи вы не допускали ошибок.
Усвоение новых знаний.
1. Обратите внимание на репродукцию картины И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”. Работа по картине.
- Как вы понимаете слово “лазурь”? (Светло-синий цвет, синева.)
Прочитайте предложения, записанные на доске.
Картина “Февральская лазурь” - одно из лучших полотен известного художника-пейзажиста, тонкого знатока русской природы И.Э. Грабаря. Яркое солнце освещает рощу. Стройные девочки-березки белеют, как свечи, на фоне лазурного неба. Кажется, что подростки-деревца тоненькими ветками-ручками тянутся навстречу далекому солнцу.
- Выделенные слова и есть приложения. Давайте проведем лингвистический эксперимент. Прочитайте текст без приложений.
- Как изменилось содержание текста?
- Так какую же роль играют приложения в тексте?
2. Беседа по вопросам:
- От какой части речи зависит приложение?
- Что обозначает?
- На какой вопрос отвечает?
- Какой частью речи выражено?
3. Попробуйте в группах дать определение приложения.
- Сравните с определением, которое дано в § .
4. Нередко ученики затрудняются определить, какое из 2-х написанных через дефис существительных являются приложением. Давайте составим алгоритм (в группах оформляют на листе А3).
Примерный алгоритм:
1) Определить, есть ли другое название у существительного.
2) Выяснить, как приложение характеризует предмет.
3) На какой вопрос отвечает?
4) Какой частью речи выражен?
5. А теперь обратимся к таблице.
- Укажите приложения и их значение.
снежинки-искорки | дерево береза |
Грабарь-художник | пейзажист Левитан |
зима-красавица | красавица зима |
- Сделайте вывод о пунктуационном оформлении одиночных согласованных приложений.
- Составьте в группах опорную запись.
Запись опорного конспекта на доске с изменениями и дополнениями всех групп. (Дети приводят собственные примеры.)
6. Учитель обращает внимание на оформление приложения, названия картины. Так же оформляются названия книг, художественных произведений, газет, журналов, предприятий и др.
Проведение физкультминутки.
Закрепление новых знаний.
1. Прочитайте в группах статью о художнике Н.П. Крымове из учебно-наглядного пособия (Л.М. Зельманова, Е.Н. Колокольцева “Развитие речи. Русский язык и литература. Репродукции картин”. 5-7 классы), стр. 27. Укажите приложения.
2. – Скажите, какие цвета и оттенки преобладают в картинах? А почему? Какая из репродукций вам больше нравится?
Я предлагаю вам принять участие в конкурсе на лучшее групповое сочинение-миниатюру по картине И.Э. Грабаря с обязательным использованием в работе приложений.
Подведение итогов урока (с элементами рефлексии).
- Понравился ли вам урок? Чем?
- Что нового вы узнали на уроке?