“Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе – это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой о будущем.
Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души; он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, ибо страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею; учитель должен быть патриотом и интернационалистом, ибо любовь к Родине может пробудить только любящий свое Отечество.
Учитель не должен допустить, чтобы в его общении с ребятами звучали фальшивые, неискренние ноты, грубость, нетерпимость, злость. Педагог, часто повышающий голос и теряющий самообладание, не может научить школьников быть вежливыми и добрыми”. Данные постулаты известного педагога Ш. Амонашвили стали своеобразным девизом моей работы.
Изменение в социальной жизни нашего народа привели к принципиальным изменениям школьной и вузовской систем образования в России. Это коснулось как общего характера и конкретного содержания, так и организационно – педагогической структуры.
Появление рядом со средней общеобразовательной школой учебных заведений различного типа и вида, в том числе и с гуманитарным направлением (гимназии, лицеи, колледжи, академии), требуют совершенствования основной формы учебной деятельности – урока, чтобы учащиеся, обучающиеся в периферийном образовательном учреждении, были конкурентоспособными.
“Школу делает школой учитель. Учителя разные – ведь они вырастают из учеников.
Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают прием письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды, приемы…
Учитель – мастер, виртуоз, он как по нотам играет свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока.
Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть не мало профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости, приемы. Сильных педагогических приемов не так уж много – часто хороший профессионал активно пользуется всего двумя – тремя “секретами”.
Приемы педагогической техники - это сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему” (А.Гин. Приемы педагогической техники”/издательство “Вита”. – М. – 2004. – с.6.).
Можно выделить пять основных принципов педагогической техники:
1. Принцип свободы выбора - в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием - право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор! Это можно сделать в рамках современной системы обучения. Например, “Шаталов задает ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любых из них; у Лысенкова дети сами выбирают, какие трудные слова, учительница должна выписать на доске”. Количество примеров неограниченно.
“Я знаю, что я ничего не знаю”, - говорил мудрый грек. “Я хорошо знаю историю, литературу”, - звучит из уст успешного выпускника школы. Досадно. Досадно то, что выпускник не знает главного: Он не знает, чего не знает. Поэтому второй принцип открытости - не только давать знания – но и еще показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
“Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать” - говорил академик Александр Минц. А Бернард Шоу утверждал: “Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность”. Третий принцип - принцип деятельности - освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.
2. Принцип обратной связи - регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи. Летчик в полете отслеживает по приборам ряд параметров: от температуры за бортом до количества бензина в баках. Без этого успешный полет немыслим. Успешный урок тоже. Только учитель на уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания…
3. Принцип идеальности - максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Чем выше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с возможностями школьников, то они тогда сами будут стремиться узнать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – и тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят ее подкрепить. А еще принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда сами обучают друг друга.
“Хорошо организованная жизнь – это как сетка для страховки. Благодаря ей вы можете выделывать высоко на проволоке более сложные трюки”. Приемы педагогической техники – это сеть. А результат – хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.
Эти главные принципы являются основой для приемов педагогической техники на любых предметах. Какие же приемы можно использовать на уроках русского языка и литературы?
Организация урока предполагает различные этапы. Поэтому приемы можно классифицировать по данным этапам, но это не постулат. Одни и те же приемы допустимы на разных этапах урока, другие помогают в организации учебного процесса. Поэтому я выделила следующие приемы:
1. Повышение интереса к уроку можно достичь, используя приемы:
Привлекательная цель
Удивляй! (Тема “Корень слова”. Существуют слова, которые не имеют корня, например, глагол вынуть)
Отсроченная отгадка
Фантастическая добавка (Представьте себе, что вы можете встретиться с Онегины и Ленским за день до дуэли. Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы. Можно разыграть беседу по ролям.)
Практичность теории (жизненная история, подтверждающая важность умения)
Пресс – конференция (неполно раскрывается тема, предлагается школьникам задать дораскрывающие ее вопросы)
Вопрос к тексту
2. Повторение изученных ранее тем.
Своя опора (ученики составляют опорный конспект изученной темы либо отдельного параграфа)
Повторяем с контролем (ученики разрабатывают списки контрольных вопросов по теме. Например, по теме “Имя существительное”.)
Игра “Ромашка” (ученики по очереди отрывают лепестки ромашки, на которых находятся вопросы по ранее изученной теме)
Пересечение тем (найдите несколько сложноподчиненных предложений в изучаемом на уроках литературы произведений; Отец Чичикова учил Павлушу беречь и копить копеечку. А чему учил отец Молчалина? А как напутствовал отец Гринева?)
3. Домашнее задание
Три уровня домашнего задания (обязательный минимум, тренировочный, творческий.)
Задание массивом (задается большое количество слов по теме “Орфоэпия”, к каждому уроку ребята заучивают слова, 10 слов – “отлично”, 5 – 10 “хорошо”)
Необычность обычного – прием подачи домашнего задания.
.делать француз.кий р.стение ука.ка немец.ий выр.щенный. ученики должны выписать только пропущенные буквы. Домашнее задание сочинить сказку на определенное правило.
4. Коллективная учебная деятельность
Организация работы в группах
Лови ошибку (ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.)
Пресс – конференция и вопрос к тексту.
Своя опора
Мозговой штурм (предложите идею оригинального памятника Мцыри. Обсуждение идей позволяет еще раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни).
5. Игровая учебная деятельность
Игры-тренинги. Игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия…
(Представьте, что вы редакторы газет, а в текст очередного номера вкрались ошибки - найдите их и исправьте)
Ученые по скелетам давно вымерших животных восстанавливают их облик, а можете ли вы по схеме предложения воссоздать его облик (т.е. сказать, простое оно или сложное, главное и придаточное)
Игры в случайность (игра “Что? Где? Когда?”, “Ромашка”)
Театрализация. Благодатный прием на уроках литературы, ведь, чтобы понять, как играть того или иного героя, необходимо “почувствовать” пьесу и всех героев.
“Да” и “Нет” говорите. (Героиня не отличалась щедростью, хоть и гостям рада была. Кто она? – Коробочка из “Мертвых душ”. Серьезные занятия наукой не мешали ему сочинять стихи. Кто он? – Ломоносов.)
6. Приемы устного опроса
Базовый лист контроля (тетрадь, в которой фиксируется усвоение материала по темам, дата опроса, оценка.)
Программный опрос – ученик выбирает один ответ из нескольких предложенных. Этот прием позволяет готовить учеников к ЕГЭ.
Взаимоопрос – ученики опрашивают друг друга.
7. Резюме – ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю. Резюме дается раз в неделю или в месяц, по итогам года. (Что нравится на уроках? Что не нравиться на уроках? Что мешает учиться? и другие вопросы. Поставь себе отметку по 10 балльной системе. Обоснуй ее. Оценка учителю.)
8. Конструктор урока. Знание приемов педагогической техники не будут иметь должного эффекта, если они не будут использоваться в системе. Поэтому можно облегчить свою учительскую жизнь, создав конструктор для “сборки уроков”, что поможет разнообразить уроки.
Этапы урока | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | …. |
Начало урока | Простой опрос по базовым вопросам | “Да –нет” | Фантастическая добавка | Взаимоопрос | Театрализация | Обсуждение выполнения домашнего задания |
Объяснение нового материала | Привлекательная цель | Удивляй! | Практичность теории | Доклад | Проблемный диалог | Лови ошибку! |
Закрепление, тренировка, отработка умений | Лови ошибку! | Пресс – конференция | Игра – тренинг | Взаимоопрос | Деловая игра “Компетентность” | |
Повторение | Своя опора | Повторяем с контролем | Свои примеры | Пересечение тем | Игра в случайность | Показательный ответ |
Контроль | “Светофор” | Опрос по цепочке | Программируемый опрос | Обычная контрольная работа | Выборочный контроль | Блиц - контрольная |
Домашнее задание | Задание массивом | Три уровня домашнего задания | Необычность обычного | Творчество работает на будущее | Индивидуальное задание | |
Конец урока | Опрос - итог | Отсроченная отгадка | Роль “подводящий итог” | Роль “Психолог” |
9. Планирование уроков русского языка и литературы – это один из главных приемов, используемых мною в работе.
Определяющим условием становления опыта является стремление педагогического сообщества к совершенствованию учебно – воспитательного процесса в школе. Научные исследования педагогов, психологов, социологов за последнее десятилетие показали, что уровень воспитанности учащихся низок, а вместе с этим снизился интерес к школьным предметам, в том числе к русскому языку. В связи с этим актуализируются вопросы воспитания на уроках. Необходимо изменить соотношение между обучением и воспитанием. В наше время воспитание подрастающих поколений должно стать главным приоритетом, а главной тенденцией школы – превращение школы в воспитывающую. Идею о преимущественном значении воспитания поддерживал и пропагандировал В.А. Сухомлинский: “Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием”.
Нередко учителей русского языка и литературы называют учителями – словесниками. Но очень часто можно встретить толкование различных подходов к урокам русского языка и литературы. Языковедение и литературоведение не должны отрываться друг от друга. Удовлетворяет ли нас уровень литературного образования наших учеников, их грамотность, их устная речь? Конечно, нет, ибо не всегда мы учим чувствовать слово, видеть и понимать его смысл, стилистическую роль, богатейшие возможности. Для учителей словесников главная из межпредметных связей – связь русского языка и литературы, та глубинная связь, когда знания по русскому языку, речевые умения и навыки закрепляются на уроках литературы, а знания по литературе обогащают речевую практику учащихся на уроках русского языка.
Речевая деятельность учащихся многообразна: слушание, чтение, говорение, письмо. Наше время требует грамотного, осмысленного овладения не просто речью, а хорошей речью. У кого же учиться, как не у мастеров слова – писателей и поэтов. Поэтому я составляю свое тематическое и поурочное планирование во взаимосвязи русского языка и литературы, которое позволяет добиваться положительных результатов.
№ п/п |
Дата | Факт | Тема урока (русский язык) |
ЕГЭ | Повторить | № п/п |
Дата | Факт | Тема урока (литература) |
Теория | Наизусть | Творческие задания |
Основные приемы интеграции уроков русского языка и литературы заключается в следующем:
Уроки русского языка строятся на материале художественных текстов изучаемых произведений или литературно – критических статей о творчестве писателей (в качестве дидактического, раздаточного материала, контрольного диктанта, изложения). Например, в 8 классе на уроке русского языка по теме “Обобщающий урок “Односоставные предложения” используется текст Н.Карамзина “Бедная Лиза” и др.
На уроках литературы анализируется язык художественных произведений (лексика, синтаксис, изобразительно – выразительные средства)
Эти приемы не новы, но, используя их в системе, можно добиться определенных результатов. От отношения к учителю, от отношения к предмету – зависит успех ребенка в обучении.
Общие принципы работы учителя русского языка и литературы в свете вышеизложенного сводится к следующему:
- самое пристальное внимание – художественному слову,
- от слова к словосочетанию, от словосочетания – к предложению, от предложения к тексту.
Теоретическая база опыта
Использование художественного текста на уроках русского языка является формой обучения учащихся, позволяющей эффективно организовать работу в целях языкового и нравственного развития. Такая работа рассматривалась в трудах методистов, учитывающих воспитательные возможности текста.
Процессы обучения, воспитания и образования неразрывно связаны, взаимопроникают и накладываются друг на друга. В.А. Сухомлинский пришел к весьма важному выводу: человек может располагать знаниями, уметь работать, но быть недостаточно воспитанным, неполноценным гражданином. При этом он считал, что, “ чем шире круг теоретических знаний, которыми овладевает молодое поколение, чем более всеобщий характер приобретает высокий уровень его образованности, тем острее, очевиднее становиться необходимость специфической воспитательной работы” (В.А.Сухомлинский. Павлышская средняя школа.- М., - 1979).
Выдающийся польский педагог Януш Корчак напоминает о необходимости возвыситься к духовному миру ребенка, а не снисходить к нему. Призыв Януша Корчака надо понимать как тончайшее понимание и чувствование детского познания мира – познания умом и сердцем. Нужно помнить, что ученик – это прежде всего живой человек, вступающий в мир познания, творчества, человеческих взаимоотношений.
Урок – важнейшая организационная форма процесса познания мира учащихся. От того, как дети познают мир, какие убеждения формируются у них, зависит весь строй их духовной жизни.
А.Д. Дейкина на примере уроков русского языка различного типа рассматривает некоторые аспекты проблемы обучения и воспитания. Она считает, что умение общаться, развитие самостоятельного мышления, воображения способствует нравственной стабилизации личности, выработке нравственных идеалов, нравственной основы поведения, а “важнейший капитал нации”, по словам Н.Г. Чернышевского, - “нравственные качества народа”. А.Д.Дейкина показывает, как, привлекая специально подобранные тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, можно побуждать учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию. “Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех выше должно стоять образование нравственное”, - писал В.Г. Белинский.
Содержание работы, направленной на патриотическое воспитание учащихся, и основные методические пути его раскрытия рассмотрены М.Т. Барановым, Г.К. Лидман-Орловой, Е.И. Ильиной, Т.А. Ладыженской, которые считают, что в систему формирования патриотического чувства учащихся большое значение имеют уроки русского языка и русской речи. Совершенствование речи школьников тесно связано с развитием их личности.
Использование художественного текста на уроках русского языка может стать и при интеграции школьных предметов “русский язык” и “литература” в общем курсе “Русская словесность”. Необходимость такого курса вызывается в первую очередь неудовлетворительным состоянием филологического образования вступающего во взрослую жизнь молодого поколения, что непосредственно связано с имеющим время серьезными просчетами и недостатками в методике преподавания и самих курсах русского языка и литературы. Немалую роль в этом играют также “образовательно – воспитательные ножницы” между школой и средствами массовой информации, отсутствие законодательно закрепленной продуманной политики по поддержке и развитию русского языка, государственной заботы о культуре и экологии нашей речи, а также введение тестового контроля (ЕГЭ). Все это делает невозможным добиться нужных результатов – выработки у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, литературоведческой, эстетической и нравственной компетенции, формирование русского национального самосознания и духовного здоровья. Это подтолкнуло ученых – лингвистов к созданию различных интегрированных курсов русской словесности. Свое конкретное воплощение такие попытки получили в ряде опубликованных программ: например, Горшков А.И “Основы русской словесности” (10-IIкл.); Власенков А.И. “Интегрированный курс русского языка и литературы” (1-11кл.), Пахнова Т.М. “Русская словесность” (10-11кл.), Львова С.И. “Словесность” (7-9кл.), Альбеткова Р.И. “Русская словесность” (5-9кл.) и другие. В предлагаемых материалах немало интересного и нового, в них отражается по-хорошему настойчивое стремление сделать курсы русского языка и литературы более интересными и глубокими. Появление специальной литературы (книг, журналов) способствует тому, что курс “Русская словесность”, хоть и осторожно, но внедряется в школьную практику. Возможности данного курса заинтересовали и меня.
Материалы по использованию художественных произведений на уроках русского языка можно встретить в трудах лингвистов – практиков Пахновой Т.М. “Комплексная работа с текстом”. Егорова А. и Луховицкого А. “Художественный текст на уроке”, Шапиро Н. А. “Учимся понимать и строить текст”. Изучив опыт этих лингвистов, я стала включать подобные элементы в собственные уроки. Те тексты, которые опубликованы в методической литературе, чаще всего не связаны с курсом литературы в данном классе.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в стремлении построить урок так, чтобы обучение органически сливалось с воспитанием. Основное внимание уделяется работе со связным текстом, несущим воспитательный заряд, способным разбудить мысль, подействовать на чувства ребенка. Использую программные художественные тексты. На основе текста предлагаю задания, обучающие и развивающие учеников.
Новизна опыта выражается в следующих положениях:
- Строить педагогический процесс – педагогику обучения и воспитания – совместно со взрослеющими школьниками (реализация личностно – ориентированного подхода);
- Пробуждать живой интерес к окружающим, способствовать накоплению положительного опыта эмоциональных впечатлений;
- Расширять круг общения детей, предлагая те формы работы, при которых приобретается жизненный опыт и опыт активной деятельности;
- Воспитывать на уроках русского языка словом, любая истина (философская, нравственная) может быть осознана посредством слова и высказана с его помощью, чтобы стать убеждением, а значит, частью взглядов личности;
В учебном процессе нельзя использовать морально устаревшую форму, нужно искать новые пути, способствующие активному воспитанию истинного гражданина.
Технология опыта
Основная цель моей работы – создание необходимых условий для формирования индивидуальных особенностей личности.
Технология формирования индивидуальных особенностей личности при изучении русского языка опирается на следующие принципы:
- единство обучения, воспитания и развития;
- научность, системность и доступность;
- сознательность и творческая активность учащихся;
- наглядность;
- прочность усвоения знаний и развитие нравственных качеств учащихся;
- коллективность характера обучения и учет индивидуальных особенностей личности.
В процессе профессиональной деятельности использую элементы традиционной объяснительно-иллюстративной технологии обучения, технологии дифференцированного обучения, личностно – ориентированный, информационно-коммуникативные технологии
В своей работе я стараюсь чаще обращаться к программным произведениям:
1. классические образцы прививают любовь к слову, умение внимательно работать с текстом,
2. они создают естественные условия изучения правил по русскому языку (а ведь некоторые ученики считают, что наука сама по себе, а практика не имеет к ней отношения),
3. дают дополнительную возможность углубить восприятие материала по литературе.
Работу начинаю с составления календарно-тематического планирования. Оно выглядит таким образом: на одной стороне листа расположены темы уроков русского языка, на другой – темы уроков по литературе – это позволяет свободно включать элементы интегрирования. В плане по русскому языку указывается не только изучаемая тема, но и материалы для повторения, которые на протяжении года даются в определенной системе. По литературе отдельной графой записываются лингвистические термины, над которыми необходимо работать в рамках какого-то конкретного урока, и произведения, предназначенные для заучивания, а также планируется работа по развитию речи. В данный момент по литературе работаю по программе А.Г. Кутузова, в которой прослеживается жанровый подход к изучению литературы. Раздел “Лирика” изучается в определенный период (например, в 5-м классе в конце 3-ей четверти), поэтому для развития внимания, памяти на уроках литературы использую лирические пятиминутки. Каждый месяц имеет свою тематику (например, в 5-ом классе: сентябрь – “Осенний листопад”, октябрь – “Детство”, ноябрь – “Братья наши меньшие”, декабрь “Зимние таинства”, январь – “Сами с усами” (по стихотворной рифме сочиняем сами), февраль – “Кем быть?” (стихотворения о профессиях), март – “Мамины глаза”, апрель – “Весенняя капель”, май – “Мой любимый поэт”. Ребятам нравится, некоторые пытаются сами рифмовать по определенной тематике.
Существует несколько форм использования художественного текста на уроках русского языка. На уроках русского языка я использую следующие элементы:
1. Художественный текст как дидактический материал для закрепления, контроля знаний, умений, навыков.
Карточка № 1
Задание: Прочитайте, графически обозначьте приставки.
Народ охает, дивуется: что за сильные богатыри появилися! Хозяин чуть не плачет: жеребцы его поскакали за город и давай разгуливать по всему чистом полю; приступить к ним никто не решается, как поймать – никто не придумает. Сжавшись над хозяином Иваны солдатские дети, вышли в чистое поле, крикнули громким голосом – жеребцы прибежали и стали на месте, словно вкопанные. (“Дна Ивана солдатских сына”)
Возможные варианты заданий по данному отрывку:
- выделите предлоги
- обозначьте графически приставки и предлоги;
Усложненный вариант для более подготовленных детей:
- ответьте на вопрос: “Каким образом Иван солдатский сын оживил брата?”. Графически обозначьте использованные приставки (1-вариант) и предлоги (2-вариант).
Последний вариант способствует развитию письменной речи.
2. Комплексная работа с текстом, которая обычно используется при повторении, закрепление знаний, а также удобна для контроля.
Карточка №1
Мы стояли в местечке***. Жизнь армейского офицера известна. Утром учение, манеж, обед у полкового к..мандира или в жидовском трактире. Вечером пунш(?) и карты. В*** (не) было (ни, не ) одного открытого дома, (ни. не) одной невесты: мы соб..рались друг у друга, где кроме своих мундиров (не) видели (ни) чего.
1) С помощью каких синтаксических и лексических средств в одном предложении создается картина однообразной жизни армейского офицера?
2) Определите лексическое значение слов местечко, манеж, пунш. сравните с предложением: Он получил теплое местечко. Это омонимы или многозначное слово?
3) Известна
4) Объясните правописание слов с пропусками, скобками.
2. Интерактивные диктанты.
3. Уроки словесности (интегрированные уроки русского языка и литературы)
Основной акцент на уроках приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления, а также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся.
Преимущество интегрированных уроков заключаются в том, что они:
- способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
- в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
- не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой речи.
- интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.
Встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся, о преодолении противоречия искусственного расчленения по предметному признаку. Учащиеся не воспринимал целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира. Это привело к активному поиску межпредметных связей, к использованию их в дифференцированном обучении
Потребности в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.
1. мир, окружающих детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
2. интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей.
3. форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учащихся на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображение, внимание, мышления, речи и памяти.
4. интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности: подготовку образованных, хорошо подготовленных специалистов, необходимо начинать с младших классов.
5. интегращя дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.
Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.
В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты важные проблемы.
Закономерности интегрированного урока:
- Весь урок подчинен авторскому замыслу;
- Урок объединяется основной мыслью (стержень урока);
- Урок составляет единое целое, этапы урока это фрагменты целого;
- Этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости;
- Отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу;
Соблюдение указанных закономерностей позволяет рассматривать урок как научно-деловое построение, в котором с точки зрения содержания важны: комплекс знаний и умений и свободное оперирование ими; соотношение изученного и изучаемого; соединение отдельных зачетов в одно общее; предупреждение недочетов.
На сегодняшний день курс “Русская словесность” не введен в школах нашего района, но каждый учитель может по возможности использовать методы, формы и приемы данного курса. Я думаю, что введение элементов интегрирования заинтересуют учащихся, приучат их к вдумчивому чтению.
В качестве приложения предлагаю тематическое и поурочное планирование в 8 классе, фрагменты уроков, а также адрес и интерактивные диктанты, которыми пользуюсь на уроках.