Приемы развития речи на уроках русского языка как этапы подготовки к сочинению (из опыта работы в 5–9-х классах)

Разделы: Русский язык


Приемы развития речи, отработанные мною на уроках русского языка, основаны на интересе учащихся к творчеству. Как же привить любовь к развитию речи? Ответ прост: нужно заниматься этим систематически, чтобы сочинительство стало традиционным и, главное, желанным.

Приведу основные приемы системы развития речи в последовательности обучения.

Первый этап (5-7 классы)

Составление предложений и мини-текстов со словарными словами (таких слов должно быть 7-8).

Вот примеры некоторых заданий.

К уроку в 5-м классе по лексической теме “Клад”. Письменное упражнение.

- Перепишите слова с доски и составьте с ними одно предложение, включив в него максимальное количество слов из списка: клад, золото, серебро, бриллиант, доброта, талант, сердце, трудолюбие.

Вот какое предложение может получиться: Доброта сердца, трудолюбие, талант – настоящий клад, несравнимый с золотом, серебром и бриллиантами.

К уроку в 5-м классе по лексической теме “Спорт”. Устное упражнение.

- Придумайте рассказ со словарными словами, записанными в тетради: тренер, тренироваться, беречь, команда, вскоре, здоровье, соревноваться, футбол. Помните: в вашем рассказе должны быть использованы все слова из списка.

Приведу, к примеру, один из рассказов.

Мы с ребятами любим футбол. Наш тренер Иван Петрович учит нас правильно тренироваться, беречь свое здоровье. Ведь та команда побеждает, которая может соревноваться с сильными, выносливыми игроками.

Вскоре нас ждет финальная игра, и мы надеемся на успех.

Рассказывая свой вариант, ученик не только сам концентрирует внимание на словарных словах, но и привлекает к ним одноклассников, строго следящих за тем, чтобы все слова были использованы в придуманном рассказе.

Самое трудное задание первого этапа – составление рассказов, репортажей, рекламных и других текстов со словами “случайными”, которые нелегко объединить по смыслу. Но именно такой подбор слов вызывает особый интерес у слушателей-одноклассников.

Пример задания для 7-го класса.

- Сочините рассказ со следующими словами: волей-неволей, старательно, по прибытии, пакет, поразительный, на цыпочках, неслыханный, калитка.

Опытные сочинители-семиклассники, записав словарные слова, сразу догадываются, что в этом случае легче всего придумать детективный рассказ, который вызовет большой интерес у ребят, особенно если в нем прозвучат имена учеников и учителей.

Второй этап (7-9 классы)

Устное или письменное продолжение текстов-отрывков из художественных произведений.

Для этой работы постепенно формируется банк карточек под названием “Говори!”

Такое задание ученики получают по очереди. Устный рассказ, продолжение текста, является минутами интеллектуальной паузы в середине урока, когда происходит настоящее таинство познавания мыслей и чувств подростков. На этом творческом этапе выявляются в классе любимые “писатели”. Вот как выглядят такие задания.

Сбежать или остаться? Говори!

Толя всех учил правилам игры в мяч, хотя сам не особенно соблюдал эти правила. Кончилось тем, что он не смог взять рукой мяч, который шел очень низко. Вместо того чтоб отбить мяч рукой, он стукнул по нему ногой. Удар получился сильный. Мяч полетел в сторону и попал прямо в окно на втором этаже дома. Осколки стекла со звоном посыпались вниз. Мяч, к счастью, не влетел в окно, а упал тут же, рядом.

Первой мыслью было... (Н. Носов.)

Растревоженная память. Говори!

Он сперва ощутил свои мокрые, потяжелевшие ноги и лишь затем обнаружил, что бредет через парк по росистой тропинке. В гостиной горел свет. Он обогнул дом и черным ходом пробрался в свой кабинет. Зажег толстые свечи, достал стопку бумаги и придвинул кресло к столу. Надо отнять у вечности сегодняшний день со всем, что в нем было, с упрямой девушкой, золотым цветком кактуса... (Ю. Нагибин.)

После драки. Говори!

Утром я со страхом смотрел на себя в зеркало: нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина. Как идти в таком виде, я не представлял. А как-то идти надо было, пропускать по какой бы то ни было причине я не решался. Допустим, носы у людей и от природы случаются почище моего. Но ссадину и синяк ничем оправдать нельзя... (В. Распутин.)

“Светская беседа” - устная работа в группах по 7-8 человек

Это групповое упражнение формирует навыки развернутого ответа на проблемный вопрос и умение связывать свои высказывания с предыдущими – мыслями товарищей. Чтобы беседа получилась поистине светской, учащимся необходимо соблюдать определенный этикет: придумывать приятные обращения, благодарить друг друга за добрые слова и интересные мысли. Проблемный вопрос (тема беседы) ставится учителем или самими учениками, происходит по цепочке. Последний из участников подводит разговор к логическому завершению, делает вывод и благодарит товарищей за радость общения.

Вопросы для светской беседы могут быть любыми:

- Как быстро помириться после ссоры?

- Что помогает справиться со школьными нагрузками?

- Мешает ли любовь учебе?

- Нужно ли быть откровенным с родителями?

- Как спастись от сети Интернет?

Светская беседа не занимает много времени и является минутами отдыха во время уроков, ведь некоторые ребята с юмором говорят о серьезных вещах, что доставляет слушателям большое удовольствие.

Такая система развития речи заставляет внимательно относиться к слову, понимать структуру текста и ощутить магию слов.

Занимаясь развитием речи, я пришла к выводу, что всех учеников можно постепенно научить сочинительству в устной и письменной форме, сохранив при этом любовь к творчеству.

Предлагаемая мной система может быть использована творчески, фантазия учеников подскажет новые пути и приемы. Ведь только в совместном творчестве рождается чудо – умение говорить так, чтобы тебя хотели слушать.