Приёмы формирующего оценивания на уроке русского языка как средство, повышающее качество обучения

Разделы: Русский язык, Литература, Администрирование школы, Мастер-класс

Ключевые слова: оценивание


С введением Федерального государственного образовательного стандарта изменился подход к системе оценивания на уроке: «Система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования». Уверена, что для каждого учителя оценивание играет большую роль, особенно процесс самооценки и взаимооценки.

Приведу примеры успешных, на мой взгляд, приёмов формирующего оценивания, которые применяю на уроках русского языка. Считаю, что формирующее оценивание является эффективным способом повысить образовательные достижения каждого обучающегося, сократить разрыв между успевающими и теми, кто испытывает серьезные затруднения в обучении. Конечной целью формирующего оценивания является воспитание способности к непрерывному и самостоятельному обучению.

1-й приём. Формулирование планируемых результатов деятельности обучающихся как критериев оценки.

2-й приём. Цветные поля (универсальный приём, можно использовать на любом уроке).

3-й приём. Дневник самооценки по предмету.

Ребёнок регулярно проводит оценку своей деятельности на протяжении всего урока, оценивание должно помочь учиться, чтобы дети чувствовали себя успешными. Это инвариантный приём: дневники самооценки могут варьироваться в зависимости от содержания урока, планируемых результатов. (см.критерии по оцениванию видеозанятия педагога)

Педагог может точно сформулировать критерии, на основе которых он оценивает ответы обучающихся (воспитанников)

Педагог показывает обучающимся (воспитанникам), на основе каких критериев производится оценка их ответов

Педагог умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся (воспитанников)

Педагог использует методы, способствующие формированию навыков самооценки учебной деятельности обучающихся (воспитанников)

4-й приём. Рейтинговая карта

5-й приём. Минутные заметки. (рефлексия и самоконтроль).

*Используя этот приём, ученик может выстроить дальнейшую траекторию своего успешного обучения. Главное, что формируется рефлексивность, адекватность самооценки и появляется мотив улучшать свои результаты.

*5 блок: Компетентность в области организации учебной деятельности.

Педагог демонстрирует способность устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися (воспитанниками), умение вести с ними диалог

Педагог использует методы, побуждающие обучающихся (воспитанников) самостоятельно рассуждать. (орг пространство для рассуждения)

Педагог демонстрирует умение включать новый материал в систему уже освоенных знаний обучающихся (воспитанников). (где м.приг? как материал включен в моё будущее?)

6-й приём. Оценка работ по критериям. Учитель, который задумывается о результатах, понимает, что его компетентность, связанная с этим умением (работать по критериям), становится очень важным ресурсом повышения качества образования. Этот приём можно использовать на разных этапах урока.

А). Начиная с 5 класса, с первых минут урока проверяем домашнее задание по русскому языку. Читаем задание к упражнению и совместно, обсуждая и договариваясь, формулируем критерии оценивания, которые заложены в задании к упражнению, они и станут предметом оценивания. Затем с ребятами обсуждаем их, вместе договариваемся, приходим к единому мнению о критериях (параметрах, по которым будем проводить оценивание), не забываем и о дополнительных заданиях. Одним из обязательных критериев всегда оставляем почерк (красивый, аккуратный). Предлагаю оценить свою работу по критериям (за каждый критерий - 1 балл, всего 5, баллы переводим соответственно в отметку). Поменялись тетрадями - провели взаимооценивание. Затем прошу рассказать о результатах оценивания, скорректировать, выявить скрытые резервы, выяснить и проанализировать, какие трудности испытывали при выполнении домашнего задания.

Эффективность этого приёма вижу в том, что быстро и эффективно проходит проверка домашнего задания, занимает немного времени от урока, в дальнейшем эта проверка доходит до автоматизма. Экономия времени на уроке - это величайший ресурс для любого учителя. На каждом уроке обязательна ситуация успеха для формирования положительной мотивации, желания осуществлять контрольно-оценочную деятельность.

Б). В 8 классе урок по теме «Рассуждение на дискуссионную тему» (упр.302, &49).

Используя критерии, предложенные в таблице, напишите небольшое сочинение-рассуждение. Согласны ли вы с тем, что «городской человек редко встречается с землёй?» Обоснуйте своё мнение:

Критерии

Отметьте знаком + или - (удалось или не удалось использовать)

Сформулирован тезис рассуждения

Приведены 2 аргумента (факты, примеры, ссылки на авторитет)

Подведён итог изложенного, вывод

Использованы в тексте обособленные и необособленные определения

Сочинение-рассуждение написано в форме ответа писателю

Оцените, насколько полным оказалось ваше рассуждение. Опирайтесь на анализ того, что вам удалось/не удалось использовать. Сделайте вывод о главной характеристике текста-рассуждения.

В). Проведите исследование и ответьте на вопрос: почему сегодня слово Интернет словари рекомендуют писать с заглавной буквы? Критерии оценивания исследования разработайте совместно с учителем. Подсказка по определению критериев: используйте свои знания по этимологии, культуре речи, лексикологии.

Подумайте! Почему ряд лингвистов против написания с заглавной буквы этого слова? Может ли меняться написание слова? Под влиянием каких факторов? Аргументируйте. Сделайте вывод о языке как о развивающейся системе.

Г). Конкурс на лучший домашний рецепт любимого блюда.

Подробно расспросите своих старших родственников о рецепте любимого вами блюда. Составьте инструкцию-рецепт по приготовлению блюда, используя неопределённо-личные предложения или безличные предложения со сказуемым-инфинитивом. Прочитайте инструкцию-рецепт на уроке и сделайте вывод о том, что такое инструкция и как она составляется. Так вы сможете составить критерии, по которым оценивается полнота и информативность инструкции-рецепта. По разработанным критериям оцените другие инструкции, составленные вашими одноклассниками.

Формулировка планируемых результатов должны быть простыми, понятными, измеримыми, такими, которые используют дети конкретного возраста, в конкретном классе. Только когда каждый педагог начнёт мыслить планируемыми результатами при подготовке к уроку, именно тогда сам урок будет эффективным для детей.

7-й приём. Оценочный лист (виды оценочных листов, дневник наблюдений) - см. приложение.

8-й приём. Недельные отчёты (или «билетик на выход»)

Выводы: Ключевой идеей формирующего оценивания является обратная связь. Её основные компоненты:

  • данные об актуальном и желаемом уровне достижений;
  • механизм сравнения этих двух уровней и определения разрыва между ними;
  • результат оценивания, который позволяет скорректировать дальнейшее преподавание.