- Комментированная запись числа, классной работы.
- Прочитайте тексты, ответьте на вопросы.
Текст №1.
Вечер. Синь становится все заметнее в зареве заката. Дымкой сгущаются по горизонту сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, крики чаек. На отмель опустилась стая ласточек. Каждая в сюртуке с манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют норы в обрывах.
Текст №2.
Летний вечер. Поднебесная синь становится все заметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо-каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах.
Вопросы к тексту:
- Какой текст понравился больше? Почему? (Первый, потому что он более образный, эмоциональный.)
- С помощью каких слов создается яркая, образная картина? (Поднебесный, багряный, плаксивые, каштановые, длиннохвостые…)
- К какой части речи относятся данные слова? (Прилагательные)
- В этом тексте примерно 59 слов, а сколько в нем прилагательных? (14 прилагательных)
Т.е. каждое четвертое - прилагательное. Прилагательное по частоте употребления занимает 5 место после существительного, глагола, местоимения, предлога
3. Определение темы урока: «Прилагательное как часть речи. Речевая функция прилагательного» и постановка целей урока.
Цели урока:
- определить грамматическое значение прилагательного;
- узнать морфологические признаки;
- определить синтаксическую роль и речевую функцию.
Назовите и объясните орфограммы в термине «прилагательное».
- Приставка при-, т.к. значение присоединения.
- Корень –лаг- , т.к. есть суффикс -а-
4. Запись словарного диктанта на данные орфограммы:
Прибалтийский, преломлять, пригнуться, престарелый, примчаться, приклеить, предполагать, изложить.
Взаимопроверка.
Самопроверка.
На обратной стороне доски записаны слова и выделены орфограммы.
5. Вернемся к теме урока. Попробуйте объяснить лексическое значение термина «прилагательное». (К чему-то присоединяется, прилагается. От чего-то зависит)
А теперь познакомимся с точкой зрения литературного героя Митрофанушки из произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль» (инсценируют дети).
Действие 4 явл.8
Правдин. Чему ж, например, тебя выучили?
Митрофан. Вот, грамматике.
Правдин. Что ж вы в ней знаете?
Митрофан. Много, Существительна да прилагательна…
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот в чулане дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.
Правдин. Так потому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку.
Митрофан. И ведомо.
- Согласны ли вы с мнением Митрофана? (частично)
- Есть ли в его словах истина? (т.е. прилагательное находится в вечном союзе с существительными).
- А в чем проявляется согласование между существительным и прилагательным? (прилагательное принимает форму рода, числа, падежа существительного)
- Какая форма для прилагательного является начальной? (м.р., ед.ч., И.п.)
6. Определите роль имени прилагательного в предложении:
По небу двигались пласты лохматых туч. (Определение)
Ночь была темная. (Сказуемое)
Мы пошли в столовую обедать. (Обстоятельство)
7. Задания на карточках по группам.
1 группа: Выбери правильные значения и, опираясь на них, дай определение имени прилагательного:
Действие; сколько; подлежащее; признак предмета; падеж; склонение; обстоятельство; род; число; падеж; предмет; определение; время; наклонение; возвратность; какой? чей?
2 группа: Составьте паспорт имени прилагательного.
Имя прилагательное – это…………….., которое обозначает ……………., отвечает на вопросы………….. . Начальной формой является…………….. . Морфологические признаки прилагательного:……………….., и зависят они от………………….. В предложении прилагательное является чаще всего…………., А может быть ………………… и ………………………………… .
3 группа: Могут ли прилагательные иметь окончания -ово, -ии, -ом, ем? Докажите, приведите примеры.
8. Подведение итогов работы в группах:
Прослушивание ответов учащихся;
Сравнение результатов;
Дополнения;
Исправление ошибок.
9. Выписать из текста № 2 прилагательные с существительными, от которых они зависят, выделить окончания; по окончаниям определить грамматическое значение прилагательного (род, число, падеж).
Летний вечер (м.р., ед.ч., И.п.)
Поднебесная синь (ж. р., ед.ч., И.п.)
В багряном зареве (ср.р., ед.ч., П.п.)
Фиолетовой дымкой (ж. р., ед.ч., Т.п.)
Звонкие сумерки (мн.ч., И.п.)
И т.д.
10. Подведение итога урока:
- Что вы узнали о грамматическом значении прилагательного? его начальной форме?
- Какими морфологическими признаками обладает прилагательное?
- Какую синтаксическую роль в предложении играет прилагательное, какова его речевая функция?