Цель: Создать условия для изучения новой темы и усвоения основных понятий по теме «Обстоятельство».
Задачи:
1. Образовательные:
- актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
- формировать умение анализировать, устанавливать связи между элементами учебного материала.
2. Развивающие:
- развивать навыки исследовательской познавательной деятельности;
- развивать умение излагать свою точку зрения, логическое мышление.
3. Воспитательные:
- вызывать желание постоянно пополнять свои знания и поддерживать интерес к изучению русского языка.
Ход урока
1-й этап. Вводно-мотивационный.
Релаксация.
Напряженье улетело
И расслаблено все тело,
И расслаблено все тело…
Будто мы лежим на травке…
На зеленой мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки теплые у нас…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется…
Нам понятно, что такое
Состояние покоя…
2-й этап. Операционно-содержательный.
Посмотрите на экран и прочитайте предложение.
Низко в поле стелется сизый туман.
Кто из вас наблюдал туман?
Каким вы его представляете?
Туман движется, ложится, стелется
- А как может стелиться туман? (низко, высоко, густо)
- На какие вопросы отвечают эти слова? как?
Что они показывают? Как совершается действие, каким образом?
Попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока и записать в тетради (обстоятельство).
- Как вы думаете, что мы должны узнать? (Что такое обстоятельство и т.д.)
Значит, мы сегодня проведём исследование по этой теме, работать будем в группах, и каждая группа в конце урока представит итоги исследования, в этом нам поможет памятка. (Приложение 1)
Ребята, используйте памятку и материал учебника, заполните "слепую" таблицу и сделайте самостоятельно вывод. (Приложение 2)
Вывод: Давайте сделаем вывод.
Что же такое обстоятельство?
На какие вопросы оно отвечает?
Какие бывают обстоятельства по значению?
Исследование наше продолжается.
Творческое задание.
Задание 1.
Работа в группах. Составьте предложения по данным схемам и сделайте вывод, чем может быть выражено обстоятельство.
Первая группа:
- (Обстоятельство времени) + мы отправились в лес.
- Зимой темнеет + (Обстоятельство времени).
Вторая группа:
- (Обстоятельство места) + поднималось солнце.
- После каникул дети пошли +(Обстоятельство места).
Третья группа:
- (Обстоятельство образа действия) + начался сильный ливень.
- Летнее солнце светило + (Обстоятельство образа действия).
Вывод: Каждая группа защищает свою работу.
Слуховой диктант.
Задание 2. Внимательно прослушайте предложения и выпишите обстоятельства, определите их значение.
- Постепенно гаснут в небе звезды.
- Проходит летняя гроза.
- Воздух чист и прозрачен.
- Золотая осень землю наряжает.
- Завтра утром мы пойдем в лес за грибами.
- Колокольчик однозвучный утомительно гремит.
- На небе собрались грозовые тучи – места.
Сколько обстоятельств вы выписали, определите их вид.
Игра- физкультминутка "Как живешь?"
- Как живешь?
- Вот так! (поднимают большой палец, произносят слова весело задорно, весело)
- Как идешь?
- Вот так! (По ладони шагают два пальца, ответ исполнен веселости)
- Как бежишь?
- Вот так! (Локти, прижатые к бокам, задвигались, изображая бег; слова дети произносят быстро, на бегу, чуть задыхаясь.)
- Ночью спишь?
- Вот так! (Две ладони укладываются под щеку, голос отвечающих сладок, чуть растянут, медлителен)
Представление итогов исследования.
А теперь подведем итоги нашего исследования.
Вывод учителя. Акцентировать.
3-й этап. Рефлексивно-оценочный.
Обратная связь.
- Можно организовать работу по карточкам. (Приложение 3)
- Тест письменный, самопроверка и самооценка.
1. Для чего нужны второстепенные члены?
- Распространяют грамматическую основу;
- Иногда распространяют друг друга;
- Ничего не распространяют;
- Для усложнения жизни школьников;
- Для обогащения речи.
2. Как найти второстепенные члены?
- найти грамматическую основу;
- от основы задавать необходимые вопросы;
- догадаться.
3. Какие вы знаете второстепенные члены?
- определение;
- дополнение;
- обращение;
- подлежащее;
- обстоятельство.
Проверьте себя.
Вывести ключ к тесту.
1 – а, д, 2 – а, б, 3 – а, б, д.
- 7 баллов – «5»
- 6 баллов – «4»
- 5 баллов – «3»
Домашнее задание.
№ 427, № 426 – по выбору.
Подведение итогов урока.
Сегодня вы провели первое исследование, хорошо работали в группах, спасибо вам. Оценки.