Приемы поддержки умтвенной работоспособности и здоровьесберегающие технологии в обучении русскому языку и чтению детей с ОВЗ

Разделы: Русский язык, Коррекционная педагогика

Ключевые слова: ОВЗ


В настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьёзную социальную проблему. Ухудшение состояния здоровья характеризуется ростом заболеваемости и перенесением коронавирусной инфекции, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболеваний, увлечением детей гаджетами, неограниченное время провождение перед телевизором. Все это негативно сказывается на функциональном и психическом развитии ребенка, подростка.

Также в последние годы обнаруживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями развития. По данным Министерства образования Российской Федерации в настоящее время 2 млн. детей, проживающих в нашей стране, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. В связи со сложившейся обстановкой в последние годы в отечественной педагогике и психологии появилось такое понятие, как здоровьесберегающие технологии, которое предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, характеризуются повышенной утомляемостью. Нарушения различных психических функций головного мозга затрудняет восприятие, замедляет процессы анализа и синтеза, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности. Отсюда одной из основных задач в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, но и происходит ее дальнейшее развитие без ущерба для здоровья ребенка.

Известно, что работоспособность детей в процессе занятий зависит от многих факторов, а именно: организации занятий; длительности; степени сложности программного материала; индивидуальных особенностей детей; и самое главное - от методики проведения занятий.

Зачастую у детей с ОВЗ отсутствует заинтересованность в занятиях, в том числе оздоровительного характера, потому что необходимые правила здорового образа жизни требуют значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для детей с нарушенным интеллектом, рано приобретенных пагубных привычек, имеющегося расстройства эмоционально-волевой сферы.

Эффективность работы с детьми зависит от этапа урока. Активная учебная нагрузка не должна длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Отсюда может пропасть интерес к учебной деятельности. Использование ИКТ и ТСО на уроках сокращает усталость, позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока, а потеря внимания наступает на 5-10 минут позже обычного. Эти положения обусловлены тем, что в течение каждого урока у учащихся периодически изменяются характеристики зрительного и слухового восприятия (их острота, пороги, чувствительность), внимание, утомляемость. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. В то же время правильное чередование средств и методов обучения может исключить это явление.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, необходимо проводить физкультминутки в 5-6-х классах. Важным моментом сохранения работоспособности воспитанников во время занятия, сохранения их умственного и психического здоровья является смена видов деятельности на занятиях, смена видов работы в течение даже небольшого промежутка времени.

Русский язык и литература (чтение) - серьезные и сложные предметы. На этих уроках уже с 5 класса увеличивается объем текстов для чтения и объем заданий по письму. Во избежание усталости обучающихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания- необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху. Использование на уроках разноуровневых заданий снижает нагрузку учащихся и способствует более прочному формированию понятий и учебного знания.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

Таким образом, для поддержания умственной работоспособности можно включить следующие элементы здоровьесберегающих технологий:

  • Учёт особенностей каждого ученика.
  • Создание благоприятного микроклимата в школе, дома
  • Создание условий для самовыражения учащихся. Самореализация в системе дополнительного образования
  • Использование приёмов, способствующих появлению и сохранению познавательного интереса и мотивации.
  • Инициация разнообразных видов деятельности.
  • Предупреждение гиподинамии.

Ожидаемые результаты:

  • Предотвращение усталости и утомляемости.
  • Повышение мотивации к учебной деятельности.
  • Прирост учебных достижений.

Также можно использовать физкультурно-познавательный компонент при работе с текстами, упражнениями, поговорками, пословицами на тему здоровья:

При изучении темы «Имена прилагательные» предлагается выбрать имена прилагательные для описания и характеристики здорового человека, а также подобрать синонимы и антонимы (сутулый -…, сильный -…, ловкий -…, бледный -…, румяный -…, крепкий -…, неуклюжий -…, стойкий -…, подтянутый -…).

Во время проверочных и самостоятельных работ по теме «Правописание слов с парными согласными» предлагается учащимся образовать словосочетания со словами спорт, площадка, футбол, бег, прыжки, игрок, шест, сетка, матч, зуб, нос, щетка, душ, рот, холод, мороз, шапка, грипп, прорубь, лед и записать предложения.

Часто к урокам русского языка подбирается материал, который способствует формированию интереса учащихся к занятиям физкультурой, спортом. Так, на одном из уроков учащимся было предложено прочитать стихотворение и выписать существительные, относящиеся к спорту. Предлагаю правильно списывать с доски текст о здоровье:

  • «Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут».

Или такой текст:

  • «Чистота - залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго живёт. С курами ложись, с петухами вставай».

Русские народные пословицы - кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции.

Хорошо, если бы дети с раннего возраста «впитывали» их и следовали им.

После краткого обсуждения пословицы учитель предлагает повторить её вслух всем вместе.

В системе развития речи часто предлагаю сформировать рассуждения (устные сочинения) на темы, связанные с личным опытом организации жизни детей: режимом дня, занятиями спортом и др.

На уроках чтения при обсуждении прочитанного можно сделать вывод о правильной жизни и способах своего развития, укрепления здоровья.

Таким образом, включение элементов здовьесберегающих технологий и приемов поддержки умственной работоспособности на уроках русского языка и литературы (чтения) в работе с детьми ОВЗ позволяет научить ихрационально организовывать свою деятельность, а в итоге повысить эффективность учебного процесса.