Основные направления и этапы работы с детьми в период адаптации в школе

Разделы: Школьная психологическая служба


Основные направления и этапы работы с детьми в период адаптации в школе.

Система психолого-педагогической работы по адаптации детей в школе рассчитана на учебный год. То есть первый год обучения в школе рассматривается как период естественной адаптации. При этом условно выделяется в нем первое полугодие как этап первичной адаптации. Его особенность, состоит в том, что все дети первые пол года пребывания в новой школе испытывают определенные трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новому стилю общения. Трудно ожидать от учащихся в это время высокой интеллектуальной активности, учебной “производительности”, так большая часть имеющихся в распоряжении школьника психических ресурсов задействованы в процессы адаптации. Но к середине года большинство учащихся, так или иначе, выходят на достаточно успешный уровень школьного функционирования, а на их фоне выделяется группа школьников, испытывающих выраженные трудности (в адаптации) в обучении, общении в школьной среде, внутреннем психическом или физическом самочувствии. То есть для нас, учащиеся испытывающие трудности в адаптации, не только те, кому трудно учиться или общаться в соответствии с принятыми нормами, но и те кому успешное обучение или общение дается за счет высоких психологических затрат (повышенная требовательность, низкая самооценка, психопатические заболевания и невротические симптомы и др.).

Таким образом, осознание необходимости управления адаптацией учащихся к обучению в лицейских классах, с одной стороны, и разрыв между спросом на педагогические, психологические, диагностические исследования в этой области и предложениями, которые может дать наука в настоящее время, с другой, определяют актуальность проблемы организационного и психолого-педагогического обеспечения адаптации учащихся к обучению в лицейских классах общеобразовательной школы.

Объект исследования – процесс адаптации учащихся в лицейских химико-математических классах общеобразовательной школы.

Предмет исследования – организационное и психолого-педагогическое обеспечение адаптации учащихся к обучению в лицейских классах.

Изучение литературы по проблеме позволило определить следующие структуры адаптации:

1. Психологическая адаптация – процесс освоения совокупности всех условий, необходимых лицеисту в процессе обучения.

Объективный показатель: степень утомляемости.

Субъективный показатель: оценка самочувствия, условий обучения.

2. Социально-психологическая адаптация – включение лицеиста в систему взаимоотношений коллектива школы и класса с их традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации лицеист постоянно получает разностороннюю информацию о своем коллективе, его нормах, ценностях, о системе деловых и личностных взаимоотношений в группе, о социально-психологической позиции отельных членов группы в структуре взаимоотношений, о групповых лидерах.

Объективный показатель: участие в жизни коллектива, социально-психологическая позиция в нем.

Субъективный показатель: оценка отношений с классным коллективом, учителями.

3. Учебная адаптация – выражается в определенном уровне овладения обще учебными умениями и навыками, в формировании некоторых необходимых качеств личности в развитии устойчивого положительного отношения к учению.

Объективный показатель: соответствие личности требованиям к лицеисту.

Субъективный показатель: отношение к учебе, к будущей профессии, оценка перспектив обучения.

Процесс адаптации проходит несколько стадий.

1. Стадия ознакомления: лицеист получает информацию о новой ситуации в целом, критериях оценки различных действий, об эталонах, нормах поведения.

2. Стадия приспособления: лицеист переориентируется, признавая главные элементы новой системы ценностей.

3. Стадия ассимиляции и аккомодации: приспособление к сфере, идентификация с новой группой, а так же преобразование среды.

На сроки, темпы, результаты адаптации влияют факторы адаптации, учащихся к обучению в лицейских классах. Поскольку адаптация – двусторонний процесс между личностью и средой, в которую она включается, все факторы адаптации учащихся к обучению в лицейских классах можно разделить на личностные и обусловленные спецификой лицейского образования.

Управление адаптацией включает в себя измерение, регулирование, контроль.

В ходе измерений определяется уровень адаптации: полная адаптация, частичная адаптация, дезадаптация, если портрет лицеиста не вписывается в структуру индивидуальности личности учащегося.

Регулирование адаптацией предполагает проведение системы мероприятий, направленных на ускорение адаптации учащихся.

Контроль за адаптацией включает определение контингента учащихся частично адаптированных и дезадаптированных успешной адаптации. Определение и принятие мер по устрашению действия указанных факторов. Определение эффективности принятых мер. Факторы адаптации учащихся к условиям лицейского образования.

Факторы, способствующие адаптации учащихся:

1. Единство педагогических требований к оценке учебного труда лицеистов, результатов личностного роста.

2. Скоординированная деятельность педколлектива:

  • по формированию знаний и надпредметных умений.
  • по включению форм организации обучения (парная, групповая, индивидуальная работа) и организационных форм обучения (семинар, лекция, зачет, учебная дискуссия).
  • по интеграции учебного материала различных предметов вокруг проблем, имеющих социально-экономический аспект.
  • по организации совместных воспитательных усилий классных руководителей лицейских классов.

3. Благоприятный психологический климат (атмосфера) в классном коллективе.

4. Система дифференцированной и индивидуальной работы учителей-предметников, классных руководителей, психолога родителей компенсации субъективных и объективных факторов, препятствующих адаптации.

Таким образом, система работы по компенсации факторов, препятствующих адаптации, предполагает взаимосвязанную деятельность.

Психолога.

1. По повышению психологической культуры педагогов с целью формирования психологической готовности к работе в условиях лицейского образования.

2. По диагностике и коррекции стиля семейных отношений с целью исключения гиперонека и формирования отношений доверия и сотрудничества.

Классного руководителя.

1. По включению родителей в жизнедеятельность класса с целью мотивации родителей, коррекцией стиля семейных отношений, согласование ценностей семьи и лицейского образования.

2. По проведению практикумов общения с целью создания условий для социально-психологической адаптации учащихся, испытывающих затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

3. По организации личностного принятия коллективом класса учащихся пришедших из разных сел, конструирование ситуации успеха.

4. По вовлечению учащихся, испытывающих трудности в учебной и социально-психологической адаптации, в жизнедеятельность класса с целью согласования целей, ценностей ученика и лицейского образования.

Учителей-предметников.

1. По воспитанию потребности в самообразовании с целью компенсации последствий сменяемости учителей.

2. По конструированию ситуаций успеха в урочной деятельности для учащихся, испытывающих трудности в учебной адаптации, имеющих низкий уровень принятия себя.

3. По знакомству с ученическим опытом учащихся, пришедших из разных сельских школ, с целью согласования требований к учащимся и оценке результатов его труда.

Родителей.

1. По повышению личной ответственности ученика за качество своего образования с целью компенсации недостатков организации УВП.

Заключительная стадия адаптации связана со становлением собственной системы оценок и ценностей. Для нее характерно – бурное развитие рефлексии – осознания себя и возможных преобразований в окружении и в самом себе. Именно благодаря рефлексии появляется возможность саморегуляции деятельности, организации и самоорганизации поведения. По мере развития самопознания, представленности личностных ценностей в рефлексивном опыте возрастает значение самооценивания, самприятия, приятия других. Важным компонентом оформляющегося самосознания у подростка является самоуважение.

Человек, который способен принять себя таким, каков он есть, верит в себя и считает, что он не хуже других, отчетливее видит перспективы своего роста и совершенствования.

Таким образом в этой стадии адаптации происходит не просто приспособление к среде, а личность приобретает некую автономность, потребность и возможность преобразования среды, ее ценностей. Сложившихся отношений.

Диагностический комплекс измерений процесса адаптации.

Стадии адаптации Структурный компонент Методики, автор, цель исследования
Стадия ознакомления.

10 класс. Продолжительность 2 месяца – 1е полугодие.

Психолого-физиологическая адаптация. 1. Изучение режима дня. Схема установленного образца.

2. Сравнительны анализ заболеваний учащихся.

3. Определение преобладающего типа темперамента (по Айзенку). Цель: самопознания (психических) и определения формулы своего темперамента.

4. Определение показателя общей тревожности. Тест школьной тревожности Филлипса. Цель: определение переживания социального стресса, проблем и страхов в отношении с учителями.

5. Самооценка психического состояния (Рогов). Цель: определения уровня тревожности, фрустрации.

Социально-психологическая адаптация. 1. Изучение личности учителей-предметников. Методика “Взрослый родитель”. Автор Р. Берн.

2. Метод социометрических измерений. Цель: определение социометрического статуса каждого учащегося в классе.

Учебная адаптация 1. Определение умственных способностей учащихся. Тест “ШТУР”. Автор К.М.Гуревич, Форма А. Цель: Самоопределение путей интеллектуального развития в учебной деятельности.
Стадия приспособления.

10 класс.

2ое полугодие.

Учебная адаптация 1. Школьный тест умственного развития. Методика “ШТУР”. Форма Б. Авторы К.М. Гуревич и др. Цель: Определение личностного роста каждого учащегося за год обучения в лицее-интернате по отношению к социально-психологическому нормативу.

2. Последующая работа с результатами теста.

3. Определение уровня учебной мотивации, ее источника и направленности. Опрос “Почему я учусь?”. Методика “Мотивы учебной деятельности” А.К. Марковой.

4. Анкета “Старшеклассники о профильном обучении”. Автор

Социально-психологическая адаптация. 1. Оценка психологической атмосферы в коллективе.

2. Определение интересов и склонностей в различных сферах деятельности. Методика: ДДО

Стадия ассимиляции и аккомодации.

11 класс.

Учебная адаптация 1. Определение умственных способностей учащихся. Методика ТУС (по Р. Сорокина).

Авторы И.Г. Сенин, О.В. Сорокина.

Цель: Последующее индивидуальное собеседование по результатам ТУС.

  Социально-психологическая. 1. Тест “Самооценка” Автор: Цель: Определение уровня самооценки.

2. Определение коммуникативных и организаторских склонностей. Методика : КОС Цель: Какие склонности развиты сильнее всего: коммуникативные или организаторские.

3. Дифференциально-диагностический опросник “Я предпочту”. Методика “ДДО” Автор: Е.А.Климов. Цель: Выявление области наиболее целесообразного применения сил учащихся в будущем, психологические типы профессии.

4. Опросник профессиональных предпочтений. Автор: Цель: Оказание помощи в выборе профессии.

Определение характеристик социальной адаптации школьников. Опросник СПА. К.Роджерса и Р. Даймонда. Автор адаптационного варианта: А.К.Осницкий.

Регулирование процесса адаптации.

Данная система мер регулирования включает психологическую поддержку учащихся и учителей и направлена на ускорение процесса адаптации и на устранение факторов, препятствующих процессу адаптации.

Тематика психологических бесед.

10 класс.

Осуществляется в групповой форме. Направлена на изучение личностей сферы.

  • Познаю свойства и особенности своего характера.
  • Темперамент в психическом развитии человека. Практическая часть- “Определение формулы темперамента (по АЙЗЕНКУ). Типы темперамента. Психологическая игра.
  • “Мое интеллектуальное развитие” общее понятие. Ознакомление с результатами исследований.
  • “Что такое возраст старшеклассников?”
  • Новообразования старшеклассников: самостоятельность, самооценка, самосознание.
  • “Стрессовая ситуация экзамена. Обучение упражнениям на снятия психологического напряжения.”

11 класс.

Направлена на проблемы возраста.

  • Осознай самого себя: Физическое “Я”, психологическое “Я”, сексуальное “Я”, социальное “Я”, логическое “Я”.
  • “Умей сказать нет” (Штрихи к портрету – наркотики и молодость).
  • “Трудный выбор профессии” (для тех кто сомневается в своем выборе). Психологическая игра.
  • Как лучше подготовиться к вступительным экзаменам в ВУЗ?

Психологическая поддержка учителя.

Работа с учителями лицейских классов складывается из:

  • Психодиагностики учителя.
  • Психологическая профилактика, направленная на изучение внутреннего мира ученика, его индивидуальных и возрастных особенностей и на поддержание эмоциональных сил педагога.
  • Психологическое просвещение через систему психолого-педагогических семинаров.

Психодиагностика учителя.

Необходимо отметить, что в школе и в лицейских классах также осуществляется необходимое поэтапное и последовательное формирование “Я – концепции” ученика и “Я – концепции” на основании которой каждый из субъектов школьного пространства осознает себя как личность значимую, стремящуюся к развитию и совершенствованию.