Основные направления и этапы работы с детьми в период адаптации в школе.
Система психолого-педагогической работы по адаптации детей в школе рассчитана на учебный год. То есть первый год обучения в школе рассматривается как период естественной адаптации. При этом условно выделяется в нем первое полугодие как этап первичной адаптации. Его особенность, состоит в том, что все дети первые пол года пребывания в новой школе испытывают определенные трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новому стилю общения. Трудно ожидать от учащихся в это время высокой интеллектуальной активности, учебной “производительности”, так большая часть имеющихся в распоряжении школьника психических ресурсов задействованы в процессы адаптации. Но к середине года большинство учащихся, так или иначе, выходят на достаточно успешный уровень школьного функционирования, а на их фоне выделяется группа школьников, испытывающих выраженные трудности (в адаптации) в обучении, общении в школьной среде, внутреннем психическом или физическом самочувствии. То есть для нас, учащиеся испытывающие трудности в адаптации, не только те, кому трудно учиться или общаться в соответствии с принятыми нормами, но и те кому успешное обучение или общение дается за счет высоких психологических затрат (повышенная требовательность, низкая самооценка, психопатические заболевания и невротические симптомы и др.).
Таким образом, осознание необходимости управления адаптацией учащихся к обучению в лицейских классах, с одной стороны, и разрыв между спросом на педагогические, психологические, диагностические исследования в этой области и предложениями, которые может дать наука в настоящее время, с другой, определяют актуальность проблемы организационного и психолого-педагогического обеспечения адаптации учащихся к обучению в лицейских классах общеобразовательной школы.
Объект исследования – процесс адаптации учащихся в лицейских химико-математических классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования – организационное и психолого-педагогическое обеспечение адаптации учащихся к обучению в лицейских классах.
Изучение литературы по проблеме позволило определить следующие структуры адаптации:
1. Психологическая адаптация – процесс освоения совокупности всех условий, необходимых лицеисту в процессе обучения.
Объективный показатель: степень утомляемости.
Субъективный показатель: оценка самочувствия, условий обучения.
2. Социально-психологическая адаптация – включение лицеиста в систему взаимоотношений коллектива школы и класса с их традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации лицеист постоянно получает разностороннюю информацию о своем коллективе, его нормах, ценностях, о системе деловых и личностных взаимоотношений в группе, о социально-психологической позиции отельных членов группы в структуре взаимоотношений, о групповых лидерах.
Объективный показатель: участие в жизни коллектива, социально-психологическая позиция в нем.
Субъективный показатель: оценка отношений с классным коллективом, учителями.
3. Учебная адаптация – выражается в определенном уровне овладения обще учебными умениями и навыками, в формировании некоторых необходимых качеств личности в развитии устойчивого положительного отношения к учению.
Объективный показатель: соответствие личности требованиям к лицеисту.
Субъективный показатель: отношение к учебе, к будущей профессии, оценка перспектив обучения.
Процесс адаптации проходит несколько стадий.
1. Стадия ознакомления: лицеист получает информацию о новой ситуации в целом, критериях оценки различных действий, об эталонах, нормах поведения.
2. Стадия приспособления: лицеист переориентируется, признавая главные элементы новой системы ценностей.
3. Стадия ассимиляции и аккомодации: приспособление к сфере, идентификация с новой группой, а так же преобразование среды.
На сроки, темпы, результаты адаптации влияют факторы адаптации, учащихся к обучению в лицейских классах. Поскольку адаптация – двусторонний процесс между личностью и средой, в которую она включается, все факторы адаптации учащихся к обучению в лицейских классах можно разделить на личностные и обусловленные спецификой лицейского образования.
Управление адаптацией включает в себя измерение, регулирование, контроль.
В ходе измерений определяется уровень адаптации: полная адаптация, частичная адаптация, дезадаптация, если портрет лицеиста не вписывается в структуру индивидуальности личности учащегося.
Регулирование адаптацией предполагает проведение системы мероприятий, направленных на ускорение адаптации учащихся.
Контроль за адаптацией включает определение контингента учащихся частично адаптированных и дезадаптированных успешной адаптации. Определение и принятие мер по устрашению действия указанных факторов. Определение эффективности принятых мер. Факторы адаптации учащихся к условиям лицейского образования.
Факторы, способствующие адаптации учащихся:
1. Единство педагогических требований к оценке учебного труда лицеистов, результатов личностного роста.
2. Скоординированная деятельность педколлектива:
- по формированию знаний и надпредметных умений.
- по включению форм организации обучения (парная, групповая, индивидуальная работа) и организационных форм обучения (семинар, лекция, зачет, учебная дискуссия).
- по интеграции учебного материала различных предметов вокруг проблем, имеющих социально-экономический аспект.
- по организации совместных воспитательных усилий классных руководителей лицейских классов.
3. Благоприятный психологический климат (атмосфера) в классном коллективе.
4. Система дифференцированной и индивидуальной работы учителей-предметников, классных руководителей, психолога родителей компенсации субъективных и объективных факторов, препятствующих адаптации.
Таким образом, система работы по компенсации факторов, препятствующих адаптации, предполагает взаимосвязанную деятельность.
Психолога.
1. По повышению психологической культуры педагогов с целью формирования психологической готовности к работе в условиях лицейского образования.
2. По диагностике и коррекции стиля семейных отношений с целью исключения гиперонека и формирования отношений доверия и сотрудничества.
Классного руководителя.
1. По включению родителей в жизнедеятельность класса с целью мотивации родителей, коррекцией стиля семейных отношений, согласование ценностей семьи и лицейского образования.
2. По проведению практикумов общения с целью создания условий для социально-психологической адаптации учащихся, испытывающих затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
3. По организации личностного принятия коллективом класса учащихся пришедших из разных сел, конструирование ситуации успеха.
4. По вовлечению учащихся, испытывающих трудности в учебной и социально-психологической адаптации, в жизнедеятельность класса с целью согласования целей, ценностей ученика и лицейского образования.
Учителей-предметников.
1. По воспитанию потребности в самообразовании с целью компенсации последствий сменяемости учителей.
2. По конструированию ситуаций успеха в урочной деятельности для учащихся, испытывающих трудности в учебной адаптации, имеющих низкий уровень принятия себя.
3. По знакомству с ученическим опытом учащихся, пришедших из разных сельских школ, с целью согласования требований к учащимся и оценке результатов его труда.
Родителей.
1. По повышению личной ответственности ученика за качество своего образования с целью компенсации недостатков организации УВП.
Заключительная стадия адаптации связана со становлением собственной системы оценок и ценностей. Для нее характерно – бурное развитие рефлексии – осознания себя и возможных преобразований в окружении и в самом себе. Именно благодаря рефлексии появляется возможность саморегуляции деятельности, организации и самоорганизации поведения. По мере развития самопознания, представленности личностных ценностей в рефлексивном опыте возрастает значение самооценивания, самприятия, приятия других. Важным компонентом оформляющегося самосознания у подростка является самоуважение.
Человек, который способен принять себя таким, каков он есть, верит в себя и считает, что он не хуже других, отчетливее видит перспективы своего роста и совершенствования.
Таким образом в этой стадии адаптации происходит не просто приспособление к среде, а личность приобретает некую автономность, потребность и возможность преобразования среды, ее ценностей. Сложившихся отношений.
Диагностический комплекс измерений процесса адаптации.
Стадии адаптации | Структурный компонент | Методики, автор, цель исследования |
Стадия ознакомления. 10 класс. Продолжительность 2 месяца – 1е полугодие. |
Психолого-физиологическая адаптация. | 1. Изучение режима дня. Схема
установленного образца. 2. Сравнительны анализ заболеваний учащихся. 3. Определение преобладающего типа темперамента (по Айзенку). Цель: самопознания (психических) и определения формулы своего темперамента. 4. Определение показателя общей тревожности. Тест школьной тревожности Филлипса. Цель: определение переживания социального стресса, проблем и страхов в отношении с учителями. 5. Самооценка психического состояния (Рогов). Цель: определения уровня тревожности, фрустрации. |
Социально-психологическая адаптация. | 1. Изучение личности
учителей-предметников. Методика “Взрослый
родитель”. Автор Р. Берн. 2. Метод социометрических измерений. Цель: определение социометрического статуса каждого учащегося в классе. |
|
Учебная адаптация | 1. Определение умственных способностей учащихся. Тест “ШТУР”. Автор К.М.Гуревич, Форма А. Цель: Самоопределение путей интеллектуального развития в учебной деятельности. | |
Стадия приспособления. 10 класс. 2ое полугодие. |
Учебная адаптация | 1. Школьный тест умственного развития.
Методика “ШТУР”. Форма Б. Авторы К.М. Гуревич и
др. Цель: Определение личностного роста
каждого учащегося за год обучения в
лицее-интернате по отношению к
социально-психологическому нормативу. 2. Последующая работа с результатами теста. 3. Определение уровня учебной мотивации, ее источника и направленности. Опрос “Почему я учусь?”. Методика “Мотивы учебной деятельности” А.К. Марковой. 4. Анкета “Старшеклассники о профильном обучении”. Автор |
Социально-психологическая адаптация. | 1. Оценка психологической атмосферы в
коллективе. 2. Определение интересов и склонностей в различных сферах деятельности. Методика: ДДО |
|
Стадия ассимиляции и аккомодации. 11 класс. |
Учебная адаптация | 1. Определение умственных способностей
учащихся. Методика ТУС (по Р. Сорокина). Авторы И.Г. Сенин, О.В. Сорокина. Цель: Последующее индивидуальное собеседование по результатам ТУС. |
Социально-психологическая. | 1. Тест “Самооценка” Автор: Цель: Определение
уровня самооценки. 2. Определение коммуникативных и организаторских склонностей. Методика : КОС Цель: Какие склонности развиты сильнее всего: коммуникативные или организаторские. 3. Дифференциально-диагностический опросник “Я предпочту”. Методика “ДДО” Автор: Е.А.Климов. Цель: Выявление области наиболее целесообразного применения сил учащихся в будущем, психологические типы профессии. 4. Опросник профессиональных предпочтений. Автор: Цель: Оказание помощи в выборе профессии. Определение характеристик социальной адаптации школьников. Опросник СПА. К.Роджерса и Р. Даймонда. Автор адаптационного варианта: А.К.Осницкий. |
Регулирование процесса адаптации.
Данная система мер регулирования включает психологическую поддержку учащихся и учителей и направлена на ускорение процесса адаптации и на устранение факторов, препятствующих процессу адаптации.
Тематика психологических бесед.
10 класс.
Осуществляется в групповой форме. Направлена на изучение личностей сферы.
- Познаю свойства и особенности своего характера.
- Темперамент в психическом развитии человека. Практическая часть- “Определение формулы темперамента (по АЙЗЕНКУ). Типы темперамента. Психологическая игра.
- “Мое интеллектуальное развитие” общее понятие. Ознакомление с результатами исследований.
- “Что такое возраст старшеклассников?”
- Новообразования старшеклассников: самостоятельность, самооценка, самосознание.
- “Стрессовая ситуация экзамена. Обучение упражнениям на снятия психологического напряжения.”
11 класс.
Направлена на проблемы возраста.
- Осознай самого себя: Физическое “Я”, психологическое “Я”, сексуальное “Я”, социальное “Я”, логическое “Я”.
- “Умей сказать нет” (Штрихи к портрету – наркотики и молодость).
- “Трудный выбор профессии” (для тех кто сомневается в своем выборе). Психологическая игра.
- Как лучше подготовиться к вступительным экзаменам в ВУЗ?
Психологическая поддержка учителя.
Работа с учителями лицейских классов складывается из:
- Психодиагностики учителя.
- Психологическая профилактика, направленная на изучение внутреннего мира ученика, его индивидуальных и возрастных особенностей и на поддержание эмоциональных сил педагога.
- Психологическое просвещение через систему психолого-педагогических семинаров.
Психодиагностика учителя.
Необходимо отметить, что в школе и в лицейских классах также осуществляется необходимое поэтапное и последовательное формирование “Я – концепции” ученика и “Я – концепции” на основании которой каждый из субъектов школьного пространства осознает себя как личность значимую, стремящуюся к развитию и совершенствованию.