Школьная психологическая служба
-
Реализация профессиональных планов выпускников как один из критериев оценки их профессионального самоопределения 2006
Переход к рынку труда существенно изменил подходы к разработке теории и практики профессионального самоопределения молодежи. Фаза выбора профессии должна реализовываться с учетом развития спроса и предложений на рынке труда и других факторов.
-
Развивающая работа с подростками 13–14 лет 2006
Важнейшей задачей в построении развивающей работы с подростками 13-14 лет должна быть задача, направленная на приобретение детьми опыта построения взаимоотношений с окружающим миром на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять и понять других людей, их взгляды, привычки и особенности. Курс занятий с психологом поможет подростку в самоопределении, развитии рефлексии, саморефлексии, приобретении коммуникативных навыков и социально-психологических свойств личности. Ребенок сможет получить свой уникальный опыт осмысления личной системы жизненных взглядов.
-
Использование национально-регионального компонента на уроках социальной психологии 2006
Учебная дисциплина "Социальная психология" является составной частью общепрофессиональной подготовки будущего учителя начальных классов и направлена на изучение теории общения, психологии социальных групп, социализации ребенка, социальной виктимологии, социальной психологии в образовании, а также на саморазвитие и самосовершенствование личности студента. Мы рассматриваем использование национально-регионального компонента на уроках социальной психологии.
-
Развивающие занятия по профессиональной ориентации с девятиклассниками 2006
Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Важную роль в решении задач профориентации имеют методы развивающей работы, при проведении которых становятся очевидными склонности ученика, с одной стороны, и его возможности – с другой.
-
Интегрированный урок: русский язык + психология по теме: "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи. Эмоции" 2006
Время показывает, что дети дошкольного и младшего школьного возраста нуждаются в психологической поддержке. В связи с этим в нашей школе проводится совместная работа психолога с учителем по оптимизации учебного процесса, созданию психологического комфорта для учеников в школе. Одним из направлений этой работы является проведение интегрированных уроков. На этих уроках дети получают не только новые учебные понятия, но и овладевают основами психологического общения. Нами выбран интегрированный урок русский язык – психология. На этом уроке дети не только овладевали основами родного языка, но и познавали словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни, что способствовало эмоциональному осознанию ребёнком себя.
-
Проект учебной программы для 8–9-х классов "Психологическая культура полового поведения" 2006
Статья раскрывает суть одной из самых актуальных проблем нравственно-психологического воспитания подростков – культуры полового поведения. В статье указывается ряд причин, делающих данный вопрос наиболее острым в современном обществе. В качестве одного из решений предлагается программа дополнительной дисциплины для учащихся 8–9-х классов "Психологическая культура полового поведения".
-
Интегрированный урок по геометрии в 7-м классе на тему: "Геометрия вокруг нас и с нами" 2006
Интегрированный урок "геометрия + психология". Проводится в 7-м классе в форме соревнования между группами на полу. Цели урока: развитие пространственного воображения; тренировка переключения и перераспределения внимания; воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности, умения работать в коллективе; а также дать установку на то, чтобы класс был дружнее, позитивнее относился к обучению в школе.
-
Преодоление трудностей в обучении у учащихся начальных классов с испольлзованием методов театральной педагогики. Коррекционно-образовательная программа "Росток" 2006
Учащиеся начальных классов часто испытывают проблемы с овладением навыками письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, развитого восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может приводить к возникновению негативного отношения к учебе. В статье представлены коррекционные занятия, направленные на развитие мелкой моторики, воображения, внимания, речи через кукольную театральную деятельность.
-
Психологическое сопровождение профильного обучения в Межшкольном учебно-производственном комбинате 2006
Сейчас очень много говорят о сопровождении как об основном компоненте оказания помощи ученику. Но многие из нас задают себе вопросы "Что необходимо делать психологу, чтобы реализовать это сопровождение? Какова технология этого сопровождения? Что делать в начале, в процессе сопровождения? т.п." В данной статье рассматривается элемент психологического сопровождения профильного обучения, как эффективная форма взаимодействия психолога и старшеклассника.
-
Социально-педагогическая запущенность учащихся младших классов и методы ее коррекции 2006
В статье представлены исследования социально-педагогической запущенности учащихся младших классов и методы её коррекции.
-
Психологическое сопровождение учащихся начальной школы как фактор сохранения психологического здоровья 2006
Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на них с целью снятия негативных эффектов депривации, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказания ими психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата. Это и явилось основой для создания системы психологического сопровождения учащихся начальной школы.
-
Открытый урок по теме: "Культура эмоций и чувств" 2006
Младший школьный возраст – это период, благоприятный для формирования фундамента эмоциональной культуры у детей: овладения средствами и способами адекватно выражать свои чувства, находить выход из сложных ситуаций, анализировать свое поведение и поведение других людей. Урок «Культура эмоций и чувств» поможет учащимся 3-4 классов: * актуализировать свой эмоциональный опыт; * развить умение осознанно выражать свои эмоции и чувства, навыки эмоционального самоконтроля; * выстраивать доброжелательные взаимоотношения с окружающими.
-
Развитие творческого мышления 2006
На современном этапе развития общества четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умеющих системно мыслить, нестандартно решать различные задачи.
-
Влияние межличностных взаимодействий старшего школьника на профессиональные намерения 2006
В статье отражены вопросы, связанные с особенностями построения элективных курсов по предпрофильной подготовке для учащихся 8-х классов. На данных курсах подростки, совместно с психологом изучают особенности мира профессий. В результате совместной деятельности подростки проигрывают и проговаривают те вопросы, которые их наиболее интересуют в изучении той или иной профессии.
-
Психолого-педагогическое обеспечение социально-гуманитарных групп в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения 2006
Данная работа представляет собой пакет практического материала психолого-педагогического скрининга, эффективно работающего в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения. Может быть использована в работе психолога, учителей-предметников с целью формирования социально-гуманитарных групп, классов и организации мониторинга.
-
Здоровьесберегающие технологии 2006
В статье отражаются основные направления деятельности школы, направленной на разработку и внедрение здоровьесберегающей педагогики. Мы считаем, что школа не должна брать на себя медицинские функции и обязанности. Цель школы создание такой обучающей, воспитывающей, развивающей среды, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности. В условиях "Нашей школы" разработана модель здоровьесберегающего обучения и воспитания, критерии урока здоровьесберегающей направленности.
-
Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровлении школьников 2006
Вот уже шестой год я провожу со своими учениками кинезиологические упражнения и могу с уверенностью сказать, что они оказывают благотворное влияние не только на коррекцию обучения, но и в развитии интеллекта, улучшении состояния физического здоровья и социальной адаптации детей. В комплексы упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
-
Большая психологическая игра на тему: "Путешествие по Миру Знаний" 2006
Цель представленной игры – создание условий для проживания и осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения. Игра способствует развитию коммуникативных навыков, пробуждает у детей интерес к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, получении новых знаний и навыков (анализа, сравнения, обобщения), развитию познавательных процессов (внимания, воображения, памяти, мышления, восприятия).
-
Использование "почты доверия" в психологической работе с первоклассниками 2006
"Почта доверия" – это особый прием, форма работы, заключающаяся в том, что дети сами дают запрос на беседу (консультацию) с психологом. Безусловным плюсом "почты доверия" является возможность работы непосредственно "на" ребенка, руководствуясь его запросами и потребностями. Конфиденциальность, добровольность, честность – основные правила пользования почтой. Использование почты в работе с первоклассниками связано с развитием у детей рефлексии и доверия.
-
Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ 2006
Если в коллективе наблюдается высокий уровень конфликтности, можно утверждать, что уровень эффективности и качества работы будет низким. Особенно это касается таких профессий, которые предполагают непосредственное общение с другими людьми. В наибольшей степени профилактика конфликтов важна для педагогического коллектива. С целью создания благоприятного климата в коллективе в нашем Центре разработана и реализуется "Программа профилактики конфликтов в педагогическом коллективе Центра".
-
Что такое самооценка и как она складывается в младшем школьном возрасте 2006
Что такое самооценка? Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Развитая, зрелая самооценка строится по исследовательскому типу: "Думаю, что смогу, надо попробовать, подумать, прикинуть, проверить все возможные ходы". Такая самооценка способствует развитию интеллектуальной активности. Наша задача обучить ребенка видеть и понимать себя, координировать свои действия, с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих.
-
Работа педагога-психолога по коррекции и профилактике девиантного поведения у подростков в МОУ "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения" г. Новокузнецка 2006
Актуальность введения занятий по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в практику общеобразовательной школы заключается в том, что с каждым годом увеличивается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным и делинквентным поведением. Предлагаются методические разработки двух уроков, которые проводились в ходе занятий с обучающимися 5-х и 7-х классов.
-
Рефлексивные методики в работе психолога 2006
При помощи данной методики школьный психолог имеет возможность отследить тех учащихся, кто наиболее нуждается в психологической поддержке и, возможно, в его помощи. Диагностику можно использовать как среди учащихся, так и среди педагогического коллектива.
-
Курс занятий для учащихся младшего подросткового возраста "Познай себя" 2006
Занятия направлены на самопознание школьников, развитие познавательных процессов, осознание своих способностей и возможностей. В качестве примера приводится план занятия по теме "Внимание".
-
Психологическое сопровождение оздоровительного процесса 2006
Как детский санаторно-оздоровительный лагерь мы в первую очередь нацелены на сохранение и восстановление здоровья детей и подростков. Часто причиной нарушений здоровья является дистресс, невозможность справиться с трудной ситуацией, поэтому целью психологического сопровождения оздоровительного процесса в нашем санатории стало формирование стрессоустойчивости детей как одной из составляющих психологического здоровья. Работа с детьми строится по нескольким направлениям: диагностическое, развивающее, профилактическое, проектная деятельность.
-
Личностный алгоритм продуктивного педагогического труда 2006
В статье в систематизированном виде представлены профессионально и личностно значимые качества учителя, которые были определены путем многолетнего сбора экспертных оценок и интервьюирования учителей, администраторов, учащихся старших классов и их родителей. Авторы показывают как данный алгоритм может быть использован школьным психологом для структурирования педагогических проблем, с которыми ему приходится профессионально работать, а также для определения приоритетных направлений работы психолога с педагогами учебного заведения.
-
Методическая разработка недели психологии "Я и другой" 2006
Статья представляет методические разработки акции "Я и другой", проведённой в МУ "Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних".
-
Развитие психологической компетенции педагогов 2006
Разработан цикл тренинговых занятий для педагогов гимназии. На этих занятиях учителя получают возможность с позиций учеников и родителей проанализировать свою педагогическую деятельность, использовать новые психологические подходы в работе и самосовершенствоваться.
-
Анализ сопровождения детей первых классов в адаптационный период к школе 2006
Одно из направлений в работе школьного психолога – это сопровождение первоклассников в период адаптации к школе. Целью адаптационного периода в первые 2–3 недели пребывания детей в школе является создание наиболее полного представления о школе, об учениках, о жизни по школьным правилам. Основные задачи адаптационного периода: воспитание качеств, нужных в общении друг с другом и совместной деятельности (сотрудничество); формирование навыков общения.
-
Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса 2006
В данной работе представлен опыт проведения психолого-педагогического семинара. Участники семинара определяли с помощью педагога-психолога уровень морально-психологического климата в коллективе, знакомились с методами и приемами по улучшению взаимодействия участников образовательного учреждения. Проведение такого семинара является первой ступенькой на пути гармонизации взаимоотношений в коллективе.