Воображение – это способность вызывать образы
Л.Дидро
Едва есть ли высшее из наслаждений как наслаждение творить
Р.В. Гоголь
Воображение и фантазия – одна из важнейших сторон нашей жизни. Страшно представить, что было бы, если бы человек не обладал фантазией. Мир лишился бы почти всех научных открытий, множества произведений искусства, дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А можно ли усвоить школьную программу без воображения? Ведь любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это невозможно сделать без воображения или фантазии.
Воображение и фантазия присущи каждому человеку, но люди различаются по направленности этой фантазии, ее силе и яркости.
Затухание функции воображения с возрастом – отрицательный момент для личности. Вместе с тем, воображение может не только облегчить процесс обучения, но и само развиться при соответствующей организации учебной деятельности. По опыту работы с младшими школьниками и подростками могу сказать, что существенным приемом для тренировки воображения, а вместе с ним мышления, внимания, памяти и других психических функций, являются игры и задачи “открытого типа”, т.е. имеющие не единственно верное решение.
Для развития воображения, развития речи на занятиях с учащимися (и младшими школьниками, и подростками) я предлагаю такие игры и упражнения, как “Бином” (идея Дж. Родари), “Чужой”, “Интонация”, “Брошенный камень”, “Картинки”, “Если бы…”; “Дорисовывание”, рисование на предложенную тему (“Волшебный лес”, “Волшебная река” и т.п.).
На мой взгляд, довольно эффективной методикой развития воображения и фантазии является дорисовывание предложенных фигур. Это задание учащиеся выполняют с большим удовольствием. И именно на нем хотелось бы остановиться подробнее. В приведенном занятии используется прием дорисовывания различных форм.
Упражнения, развивающие воображение, включаются мною практически в каждое занятие психокоррекционных групп разного направления и возраста. И если вначале каждое упражнение предлагается детям в максимально простом варианте, то в дальнейшем предполагается постепенное усложнение задания. Кроме того, один и тот же игровой прием, поданный в разных вариантах, позитивно влияет не только на развитие воображения, но и позитивно влияет на развитие различных психических функций.
Развивающее занятие для учащихся начальных классов
Цель занятия:
- тренировка способности фантазировать, творческих способностей;
- развитие внимания, самоконтроля, памяти;
- развитие речи.
Ход занятия
- Приветствие . “Круг” (обычно я пропеваю приветствие так:
- Разминка . “Бег ассоциаций”.
- “Цепочка” (дети делятся на две группы).
- “Ошибка”.
- Я очень рада видеть сегодня Машу; я очень рада видеть сегодня Петю; ….; я очень рада видеть сегодня вас!
Затем общее рукопожатие и энергичное “Здрав-ствуй-те!!!, произнесенное хором”.)
Инструкция: Я называю слово, а вы, поочередно, называете слово, которое первым придет в голову в связи с названным мной словом.
Например: солнце – песок – море – волна – ракушка – сувенир – чемодан – поезд…
Инструкция: Теперь вам нужно из образовавшейся цепочки слов придумать такую историю, в которую вошли бы все названные участниками слова, в той последовательности, в которой они назывались. (Обычно первое время детям трудно вспомнить те слова, которые были произнесены ранее, но постепенно ребята привыкают и запоминают все больше и больше слов). Каждая группа представляет свою историю.
Инструкция: Я буду говорить вам разные предложения, и если вы заметите ошибку, то надо исправить ее и объяснить, что не так.
- Добрым всегда труднее.
- Все птицы осенью улетают на юг.
- Если замерзли лужи, значит наступила зима.
- Лучше, если сложную работу будут делать другие. (Можно заодно провести воспитательную беседу, разбирая некоторые ошибки).
5. “Дорисовывание”.
Инструкция: “Ребята, выполнение задания, которое я хочу вам предложить, потребует от вас фантазии и воображения. Я раздам вам одинаковые фигурки, вырезанные из цветной бумаги. Вы внимательно посмотрите на них и постарайтесь нарисовать какой-то рисунок с использованием этой фигурки. Вам надо придумать что-то свое, оригинальное, необычное, чего никто другой в классе придумать не сможет. Время рисования 10-15 минут”.
Это упражнение занимает, как правило, большую часть занятия.
В конце занятия все работы детей рассматриваются, обсуждаются, отмечаются наиболее интересные, оригинальные рисунки. Таким образом, ребята знакомятся и с творчеством своих товарищей, и учатся представлять свои творения, развивая при этом свое воображение и речь.
6. Рефлексия занятия.
Что понравилось? Что запомнилось?
“Мое настроение” (выбор цвета).
7. Ритуал прощания. “Круг”. Общее рукопожатие и слова благодарности друг другу за работу: “Спа-си-бо!”
Для выполнения упражнения “Дорисовывание”, в 1-м классе на первых занятиях (2 месяца, один раз в неделю) детям предлагалась одна фигурка. Сначала это были обычные рисунки: овощи, машинки, человечки. Но постепенно работы усложнялись и становились все более интересными и оригинальными.
Затем я усложнила задание. Дети делали рисунки с использованием двух (а потом и трех) разных фигурок, которые отличались еще и по цвету. Сначала это вызвало некоторые трудности, но и с этим мои ребята справились.
При сравнении результатов тестирования (Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма. П.Торренс) двух 1-х классов (в одном регулярно предлагались задания на развитие воображения, фантазии; в другом – от случая к случаю), видно, что дети второй группы значительно отстают от своих товарищей по таким показателям, как гибкость, оригинальность идей.
Таким образом, упражнение “Дорисовывание” может быть одним из многих применяемых для развития творческого воображения у детей.
Этот же прием мною используется для работы с учащимися разных возрастов. Так же как для ребят начальной школы, для подростков это задание является как интересным, так и достаточно трудным. Но уже через некоторое время появляется все большее количество по-настоящему оригинальных рисунков и рассказов их сопровождающих.
Упражнение “Дорисовывание” также могут использовать учителя на уроках чтения, художественного труда, ИЗО, при изучении окружающего мира, дорисовывая различные формы по темам: “Времена года”, “Транспорт”, “Масленица”, “С Новым годом!” и т.п.
Развитие воображения чрезвычайно важно для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования его жизненного опыта. В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески помогать его развитию и, одновременно, использовать его для оптимизации учебной деятельности. Этому в значительной мере способствуют приведенные выше упражнения и игры. Они просты в исполнении, интересны детям и вызывают у них положительные эмоции. Дети начинают больше фантазировать, активнее заниматься творчеством, ломать привычные рамки банальности.
Рисунки детей.