В XXI веке поток информации настолько велик, что переработать и запомнить его может только человек, обладающий экстраординарными способностями. В этой связи, одна из наиболее ярких актуальных проблем современного образования – воздействие информационного стресса на здоровье детей.
Одним из ее решений может стать обучение детей умению грамотно обрабатывать информацию. И здесь не обойтись без развития памяти.
Память – один из самых основных процессов психики человека, та основа, на которой творит мозг, это возможности человека, его мышление.
Память - это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения, узнавания, воспроизведения.
В большинстве образовательных учреждениях методики занятий с детьми в основном опираются на логическое мышление и механическую память. В младших классах школы: таблица умножения, правила и пр. В средних и старших классах к этому добавляются даты, формулы, схемы, слова и фразы иностранного языка и большой объем информации, которую нужно запоминать и пересказывать. Возникает вопрос: Как это все запомнить?
Мы изучили различные методы запоминания и обработки информации и всерьез заинтересовались школой эйдетики.
Система эйдетики - память без границ. "Эйдос" в переводе с греческого - "образ". Эйдетизм - это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это делать. Когда они вспоминают какой-либо предмет, они как бы видят его, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах. Способность мыслить образами изначально была присуща человеку, и только с развитием цивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде слова или цифры.
Немного истории этого направления
Эйдетика — разрабатывалась на протяжении
20–40-х гг. XX в. в Германии, в марбургской
психологической школе Э. Йеншем и его
единомышленниками (В. Йеншем, О. Кро, А. Рикелем, Г.
Фишером и другими) теория, предметом изучения
которой был эйдетизм — особый вид образной
памяти человека.
В нашей стране в течение примерно десяти лет, с
середины 20-х до середины 30-х гг., отечественные
ученые (психологи, педологи, психиатры) с большим
интересом и вниманием изучали эйдетические идеи
марбургской психологической школы, критически
их осмысливая, подвергая эмпирической и
экспериментальной проверке. Наиболее крупными
специалистами в вопросах эйдетики были П.П.
Блонский, Л.С. Выготский и А.Р. Лурия. Однако затем
в силу ряда обстоятельств (вырождение эйдетики в
Германии в расистскую, ненаучную теорию, запрет в
СССР в 1936 г. педологии, Великая Отечественная
война) эйдетические исследования в нашей стране
были полностью свернуты.
В настоящее время эйдетика может представлять
научный интерес, а также иметь практическую
значимость при описании и объяснении развития и
функционирования эйдетизма как специфического
вида памяти, познавательной способности и
свойства личности.
Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими.
Еще одно важное преимущество эйдетического обучения - ребенок учится радостно. Радость обучения, так же, как и радость труда, делает ребенка более здоровым. Объясняется это тем, что когда человек находится в состоянии радостного, позитивного напряжения, в его организме вырабатывается природный стимулятор эндорфин, который способствует повышению иммунитета и работоспособности.
Таким образом, в основу программы развития памяти мы взяли систему эйдетики и основные мнемонические техники: цепной метод, акровербальный метод и метод мест.
Рассмотрим их более подробно.
Цепной метод строится на цепных ассоциативных связях. Ассоциации играют важнейшую роль в любом процессе обучения. Одна вещь влечет за собой другую, так что ассоциации помогают различным образам упорядочивать все элементы поступающей информации. Сознательно придумывая какие-то ассоциации и отыскивая в заранее предусмотренных случаях, тем самым мы усиливаем контроль над записью информации в памяти, отчего шансы на воспоминание возрастают. Прочному сохранению материала в памяти помогает упорядоченная сеть ассоциаций. Поиск ассоциаций быстро превращается в увлекательную игру.
Акровербальный метод (“акро” - край, “вербо” - слово). Придумывание стишков, шуточных фраз, в которых зашифрована какая-либо информация.
Метод мест основан на зрительных ассоциациях: нужно ясно представить себе предмет, который предполагается запомнить, и объединить его образ с образом определенного места, который легко извлекается из памяти. Этот метод требует отказа от поиска логических ассоциаций – ведь сама система запоминания основана на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест.
Данная программа направлена на различный возраст, она покажется интересной и окажется результативной, как для детей младшего школьного возраста, так и для старшеклассников. Различными будут лишь организационные моменты.
Занятия можно проводить как “в кругу”, так и за партами. Главная основа занятий – эмпатия, доверительное общение учеников с психологом, ведь им придется рассказывать свои ассоциации, делиться сокровенным.
Цель программы: развитие образной памяти (образ – идеальное отражение материального мира в сознании человека).
Задачи:
- Формировать умение запоминать многозначные числа, имена, телефоны, даты, тексты по абзацам.
- Изучить основные мнемонические техники (цепной метод, акровербальный метод, метод мест).
- Развитие воображения, эмоциональной сферы.
Основные темы программы по развитию памяти с элементами эйдетики:
1.“Основные мнемонические техники”
2.“Цепной метод”
3.“Акровербальный метод”
4.“Метод мест”
5.“Запоминание телефонов”
6.“Запоминание исторических дат”
7.“Запоминание фамилий и имен”
8.“Запоминание цифровой информации”
9.“Запоминание текстовой информации”
10.“Техника запоминания стихотворений, художественных текстов”
Приведу пример занятия с элементами эйдетики, на котором раскрывается суть цепного метода.
Цель: научить запоминать текстовую информацию
Задачи:
- научить запоминать текстовую информацию,
- научить учитывать индивидуальные особенности.
- Оборудование: релаксационная музыка, листочки, плакат с изображениями слов.
1. Организационный момент.
Ребята, я очень рада прийти в ваш класс, когда я вижу ваши глаза, я уверенна, что урок наш пройдет интересно!
2. Релаксационная пауза “Отображение”.
(Музыка.) Встаньте парами, и под плавную музыку мы будем двигаться, повернитесь друг к другу лицом, первый вариант ведущий, второй повторяет, а теперь наоборот!
3. Новое знание.
А умеете ли вы легко запоминать слова по порядку?
Давайте проверим!
Я диктую 10 слов, вы их запоминаете:
мандарин, лампочка, стул, снег, тополь, яхта, песок, медуза, водоросли, ковер.
А сейчас, поставьте цифру 1 и напишите по порядку эти слова.
Посмотрите (на доске) эти 10 слов и запомните их:
сирена, камин, турник, бутылка, джин, елка, магнитофон, плот, отопление, улыбка.
Поставьте цифру 2 и запишите, сколько вы запомнили. Посчитайте сколько слов под цифрой 1, а под цифрой 2, в каком случае слов больше? Если под цифрой один, значит у вас ведущий слуховой анализатор, т.е. ваши ушки лучше запоминают, чем глаза, поэтому получите мою памятку, она вам поможет лучше запоминать! А если больше слов под цифрой 2, значит у вас ведущий зрительный анализатор, т.е. ваши глаза лучше запоминают, чем уши, поэтому получите мою памятку, она вам поможет лучше запоминать!
Итак, прочтем вашу памятку:
Если у тебя хорошо развита зрительная память:
1. Помни о том, что тебе лучше всегда иметь перед глазами тот материал, с которым ты работаешь. Чем чаще ты его будешь видеть, тем быстрее и лучше запомнишь.
2. Во время решения задачи имей всегда перед глазами текст задачи или краткое условие.
3. При заучивании стихотворений и разных текстов читай материал сам и столько раз, сколько тебе необходимо, а не проси об этом кого-либо.
4. При заучивании правил составляй опорные таблицы к правилу, которыми можно было пользоваться дома и на уроках.
Если у тебя хорошо развита слуховая память:
1. При заучивании различных правил, стихотворений и других текстов вам будет легче запомнить, если кто-то станет читать вслух, а вы будете внимательно слушать.
2. Если помочь никто не может, то читать следует внимательно, не торопясь.
3. После прочтения можно попробовать повторить вслух прочитанное.
4. Необходимо читать материал столько раз, сколько требуется для запоминания.
4. Релаксация “Я самый хороший!”.
Выполним упражнение “Я самый хороший!”.
Итак, скажите шепотом “Я самый хороший!”, а теперь громче, еще громче!
Молодцы, вы действительно самые хорошие!
5. Новое знание.
А теперь интересно ли вам, как запоминать при помощи воображения слова по порядку?
Итак, запомним первые 10 слов по порядку!
(Играет музыка.) Послушайте мою историю и постарайтесь ее увидеть как мультик, визуализировать! Призовите на помощь воображение!
Итак, закройте глаза, представьте себе, мандарин - оранжевый, круглый, сладкий, шершавый, мы начинаем чистить его и внутри оказывается лампочка, мы разглядываем ее и вместо нитей накаливания видим стул, на него падает снег, мы берем в руки снежинки, любуемся ими, подбрасываем вверх… и на голову нам падает тополиный пух, мы поднимаем голову и видим большой, могучий тополь, который растет ввысь и превращается в мачту яхты, яхта плывет по синему прекрасному морю и врезается в песок, села на мель, услышьте скрежет яхты о песок! На песке лежит медуза, греется на солнце, вокруг ее шеи как шарф обмотана водоросль, неожиданно количество водорослей увеличивается, они заполняют все пространство и сплетаются в причудливый ковер…
Итак, я читаю слова, а вы вспоминаете мою историю.
6. Проверка.
Запишите эти слова…
7. Домашнее задание.
Попросите дома родителей продиктовать вам 10 слов, а вы удивите их, запомнив все нашим секретным способом!
8. Подведение итогов.
Что вы запомните из сегодняшнего занятия? Будете ли вы пользоваться этими приемами!
Положите на левую руку то, что вы получили сегодня от занятия, а на правую – то, что вложили в него и аплодируйте себе!!!
Список литературы:
Андреев О.А., Хромов Л.Н. Доминанта 2000 года. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1997.
2. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Тренировка внимания. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1997.
3. Бьюзен Т. Суперпамять - Пер. с англ.; Худ. обл. М. В. Драко. – 2-е изд. – Мн.: ООО “Попурри”, 2001.
4. Бузан Т. Скоростная память. – Пер. с англ., 1998.
5. Хенкок Дж. Самоучитель по развитию памяти. // М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
6. Матюгин И.Ю. Чекаберия Е.И. Запоминание цифр, телефонов, исторических дат.-М.: Эйдос, 1995.
7. Матюгин И.Ю. Чекаберия Е.И. Запоминание лиц и имен. -М.: Эйдос, 1994.