Происходящие изменения в экономической, социальной и культурной сферах общества способствуют нестабильному функционированию социальных институтов, расслоению общества, дискредитации многих нравственных ценностей. Такая неустойчивая обстановка изменяет самого человека: растет преступность, повышается социальное безразличие, которое проявляется в увеличении числа суицидов, повышении показателя алкоголизации, снижению ответственности в выполнении родительских обязанностей.
В наиболее трудном положении оказались дети и подростки, так как свойственные им противоречия развития, сопровождаемые чувством брошенности и ненужности взрослому миру, значительно усилились в нынешних ситуациях действительности. При этом, состояние опустошенности, неверия в себя, растерянности особенно заметно у детей и подростков, воспитывающихся в государственных учреждениях (детских домах и социальных приютах). Именно перед детьми и подростками, воспитывающимися в условиях детского дома и социального приюта, ставятся новые задачи дальнейшего полноценного развития, в том числе и во взаимоотношениях со значимым окружением.
Поэтому проблема формирования личности, способной к полноценному содержательному развитию межличностных отношений со значимым окружением, в условиях воспитания в государственном учреждении (детском доме) является одной из наиболее актуальных. Поскольку предложенная проблема связана с формированием жизненной позиции, она представляет теоретический и практический интерес для исследователей. Повышенным исследовательским интересом и социальной значимостью указанной проблемы был обусловлен выбор темы исследовательской работы.
Базой исследования послужили Юмагузинский детский дом, Юмагузинская общеобразовательная школа № 2.
Объектом исследования выступили подростки, воспитывающиеся в детском доме, в количестве 21 человека в возрасте 11-15 лет. Эти дети являются социальными сиротами (лишены родительского попечительства), 1 ребенок - сирота. Также в эмпирическом исследовании приняли участие ученики 5б, 6а, 8а классов в количестве 32 человек. Возраст детей 11-14 лет. Эти дети воспитываются родителями в семьях. Всего было обследовано 53 подростка.
В качестве методологического инструментария были использованы следующие методики:
- методика выявления социометрического статуса и структуры межличностных связей в группе;
- исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн;
- многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла.
Обратимся к анализу и интерпретации полученных данных, которые отражаются в трех сериях исследования.
1. Первая серия исследования направлена на выявление социометрического статуса подростков из двух выборок: подростки, воспитывающиеся в детском доме и подростки, воспитывающиеся в семье.
Результаты выявления показателя социометрического статуса у подростков в условиях детского дома показаны на рисунке 1.
Из рисунка 1 видно, что занимаемые подростками позиции в социометрической структуре групп представляют следующую картину: социометрические звёзды и предпочитаемые имеют одинаковые показатели социометрического статуса (по 9,5%). Большинство подростков являются пренебрегаемыми (62%), что соответствует низкостатусной категории. Отверженные подростки составляют 19%. В итоге, среди подростков, воспитывающихся в детских домах, преобладают подростки с неблагополучным (или социально нежелательным) социометрическим статусом.
Результаты определения показателя социометрического статуса у подростков, воспитывающихся в семье, отражены на рисунке 2.
На рисунке 2 наглядно представлен социометрический статус подростков, воспитывающихся в семье. 18,8% подростков являются социометрическими звёздами. Предпочитаемый социометрический статус имеют 53% подростков. 18,8% подростков относятся к пренебрегаемым. Отверженными (или подростки с крайней категорией) определены 9,4% подростков. Итак, у подростков, воспитывающихся в семье, преобладает предпочитаемая позиция, которая указывает на благоприятное положение в социометрической структуре группы. Доминирование такой позиции связано с тем, что именно в семье закладывается социально одобряемый характер межличностных отношений, приобретается большая социальная гибкость, выражаются более приспособительные межличностные отношения и разнообразные формы поведения.
2. Вторая серия исследования направлена на выявление уровня самооценки подростков, воспитывающихся в разных микросоциальных условиях. Результаты по первой выборке (подростки, воспитывающиеся в детском доме) предложены на рисунке 3.
На рисунке 3 наглядно представлены результаты исследования уровня самооценки подростков, воспитывающихся в детском доме. У этих подростков преобладает неадекватно заниженная самооценка (44,4%). У 19% подростков установлена адекватная самооценка. 36,6% подростков имеют неадекватно завышенную самооценку. Из вышесказанного следует, что у подростков, воспитывающихся государственном учреждении закрытого типа доминирует неадекватная самооценка (81%). Данная выборка подростков испытывает дефицит общения со взрослыми. Представления о себе являются односторонними, эмоционально-ценностное отношение к себе является неадекватным.
Результаты выявления уровня самооценки подростков, воспитывающихся в семье, показаны на рис. 4.
На рис.4 представлены результаты исследования уровня самооценки подростков, воспитывающихся в семье. Большинство подростков имеют адекватную самооценку (46,8%). У 29,1% подростков выявлена неадекватно заниженная самооценка. 25,1% подростков определенная неадекватно завышенная самооценка. Отсюда следует, что для подростков, находящихся в семейных условиях воспитания, определена адекватная самооценка (46,8%). Благодаря окружению значимых взрослых, у подростков, воспитывающихся в семье оценивание собственных поступков, является реальным.
3. Третья серия исследования направлена на выявление взаимосвязи между социометрическим статусом и уровнем самооценки подростков, воспитывающихся в разных микросоциальных условиях. Обобщённые результаты по I выборке представлены в таблице 2.
Результаты по I выборке испытуемых (подростки, воспитывающиеся в детском доме) указывают на то, что социометрическим звёздам соответствует неадекватно завышенная самооценка. Благоприятное положение в системе внутригрупповых отношений со сверстниками удерживается за счёт переоценки своих возможностей, идеализированном представлении о себе. Такое представление принимается сверстниками.
При предпочитаемом социометрическом статусе у подростков, воспитывающихся в государственном учреждении, отмечается адекватная самооценка и неадекватно завышенная самооценка. Популярность среди сверстников поддерживается реальным оцениванием себя и пластичностью завышенной самооценки (возможность изменять частную самооценку).
Пренебрегаемому социометрическому статусу соответствует неадекватно заниженная самооценка, то есть подростки, воспитывающиеся в детском доме, не пользуются популярностью среди сверстников по причине чрезмерной критичности к себе и окружающим (что и вызывает неприязнь со стороны других).
Отверженная позиция сопровождается неадекватно заниженной самооценкой и неадекватно завышенной самооценкой. Подростки, составляющие отверженный статус, вызывают неприятие у сверстников, поскольку неадекватная (нереальная) самооценка является причиной конфликтов и обострения внутригрупповых взаимоотношений.
Результаты по II выборке (подростки, воспитывающиеся в семье) предложены в таблице 3.
Результаты по второй выборке испытуемых (подростки, воспитывающиеся в семье) показали, что социометрическим звёздам и предпочитаемым соответствует адекватная самооценка. Такие подростки имеют благоприятную позицию и популярны потому, что реально соотносят свои возможности, способности, реально оценивают своё поведение и общение.
Подростам с пренебрегаемым социометрическим статусом соответствует неадекватно завышенная самооценка, что указывает на неприятие таких детей сверстниками по причине противопоставления себя другим, завышение реальных возможностей и возникновением конфликтных взаимоотношений.
Отверженная позиция подростков, воспитывающихся в условиях семьи, определяется неадекватно заниженной самооценкой. Нежелание контактировать с такими подростками вызвано их чрезмерной критичностью, предъявлением завышенных требований к себе и окружающим.
Таким образом, у подростков, воспитывающихся в детском доме, взаимосвязь между социометрическим статусом и уровнем самооценки носит жёстко фиксированный характер, то есть высокому значению одного показателя соответствует высокий показатель другого значения. Подобное соответствие значений двух переменных называется прямой статистической связью. Так, у подростков, являющихся социометрическими звёздами, отмечается неадекватно завышенная самооценка. У подростков с отверженной позицией - неадекватно завышенная самооценка.
На наш взгляд, причиной жёстко фиксированного характера взаимосвязи являются специфические условия воспитания в детском доме. С одной стороны, воспитанники детского дома испытывают дефицит общения со значимыми взрослыми, поскольку единственными взрослыми являются воспитатели. Частая смена воспитателей приводит к предъявлению противоречивых требований к детям. К тому же, воздействие воспитателей адресуется группе подростков, чем каждому в отдельности.
С другой стороны, в детском доме подростки постоянно контактируют с одной и той же группой сверстников. В результате формируются однообразные, эмоционально бедные отношения со сверстниками.
Итак, ограниченные контакты со взрослыми и однообразные отношения со сверстниками указывают на то, что воспитанники детского дома имеют незначительное количество социальных связей. Членство в ограниченном количестве социальных (малых) групп определяет, соответственно, малое число социальных статусов.
Поэтому детский дом – единственная группа, в которой он имеет постоянный статус, и, следовательно, группа определяет становление личности, ив том числе самооценку. У подростка, воспитывающегося в детском доме, самооценка отличается узким диапазоном вариативности. В условиях детского дома позиция в социометрической структуре группы является единственным, устойчивым доминирующим статусом.
У подростков, воспитывающихся в семье, взаимосвязь между социометрическим статусом и уровнем самооценки носит вариативный характер, то есть позициям в социометрической структуре группе соответствуют различные индивидуальные варианты самооценки.
Подростки, воспитывающиеся в семье, включены в обширную сеть социальных отношений и входят в состав значительного количества социометрических групп. Вступая во взаимодействие с людьми, являясь членами социальных групп, подросток в каждом из этих случаем обладает той или иной позицией. В семье и вообще среди родственников занимаемые позиции могут быть такими: позиция сына, сестры, племянника, внука и так далее. представленный ряд позиций составляет “статусный набор”.
На становление самооценки подростка, воспитывающегося в семье влияют не только взаимоотношения с родителями или сверстниками, но и взаимоотношения с другими людьми. Поскольку уровень самооценки у семейных подростков поддерживается значимым окружением, у них оценочные суждения о себе являются дифференцированными и индивидуальными.
У подростков, воспитывающихся в семье, многообразие позиций указывает на то, что социометрическая позиция в группе сверстников, а именно в классе, является для них одной из значимых, но не единственной. Занимаемая позиция в классе не является решающей в становлении его самооценки.