Основной контингент детей логопедических групп коррекционного учреждения – это дети с тяжелыми нарушениями речи (дизартрия, алалия, ринолалия, общее недоразвитие речи всех уровней). Часто эти нарушения осложняются вторичной задержкой психического развития или сопровождаются синдромом расторможенности или дефицита внимания. Тяжесть речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи предполагает довольно длительный срок обучения в условиях специализированного дошкольного учреждения, в течение которого у них должно постоянно происходить пополнения, уточнение и активизация словаря, формирования звукопроизношения, развитие связной речи и умение грамматически правильно и точно выражать свои мысли.
Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с учителем-логопедом и воспитателями, закрепить в повседневной жизни (на прогулках, экскурсиях, во время посещения театра, ухода за растениями и животными, помощи взрослым дома и на даче и т.д.)
Совместная работа учителя-логопеда с родителями – неотъемлемая часть всего педагогического процесса и ее трудно переоценить.
Задача учителя-логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, и некоторыми приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием задания для домашней работы с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
- Организация педагогического просвещения родителей в коррекционной работе с детьми
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- Налаживание информационно-консультативной помощи родителям
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах профилактики и коррекции отклонений в развитии ребенка
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Задачи |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Результаты |
Повышение собственной профессиональной компетентности |
Изучение состояния проблемы в
литературных источниках |
Апрель 2009 |
Учитель- логопед |
Получение дополнительных знаний об особенностях работы с родителями детей с тяжелыми речевыми нарушениями |
Диагностическое обследование детей с ОНР |
Проведение анкетирования родителей, проведение индивидуальных тестовых заданий с каждым ребенком, логопедическое обследование и заполнение речевых карт | Сентябрь 2009 |
Учитель- логопед |
Выявление уровня сформированности знаний о работе с детьми по коррекции речевого и психического развития детей |
Выявить информированность родителей о работе с детьми с ОНР |
Проведение индивидуальных бесед с родителями | Октябрь 2009 |
Учитель- логопед |
Получение родителями интересующей информации, сближение с педагогами |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
ЗАДАЧИ |
МЕРОПРИЯТИЯ |
СРОКИ |
ОТВЕТСТВЕН. |
РЕЗУЛЬТАТЫ |
Оценка эффективности работы |
Промежуточный диагностический срез Итоговый диагностический срез |
январь апрель |
Учитель- логопед |
Выявление эффективности работы за период обучения |
Результатом по завершению реализации программы стало следующее:
- позитивная динамика речевого, психического развития;
- достаточно высокий уровень заинтересованности и удовлетворенности родителей результатами коррекционно-образовательного процесса детьми;
- успешное прохождение детьми ПМПК и выписка детей.
УСТОЙЧИВОСТЬ ПРОГРАММЫ:
Деятельность по данной программе будет продолжена специалистами (учителем-логопедом и воспитателями группы) со вновь поступающими детьми.
СРЕДСТВА РАСПРОСТРАНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ:
- творческий отчет о проделанной работе