В данной работе мне бы хотелось поделиться опытом работы с учащимися первых классов по коррекции и предупреждению специфических ошибок чтения и письма.
В течение нескольких лет я занимаюсь с группами детей школьного возраста с различной речевой патологией: с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, нарушением произношения отдельных звуков, дизартрией, заиканием. Дети, поступающие в школу, имеют разный уровень подготовки, разные стартовые данные. В процессе обследования первоклассников выясняется, что почти половина из них нуждается в коррекционных логопедических занятиях.
На логопедический пункт в нашей школе зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи (общее недоразвитие речи – ОНР разной степени выраженности, и нерезкое выраженное недоразвитие речи (или лексико-грамматическое недоразвитие речи ЛГНР); фонетико-фонематическое недоразвитие речи - ФФН; фонематическое недоразвитие речи; нарушение произношения – фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия); нарушения чтения и письма (дисграфия, дислексия), обусловленные ОНР, ФФН, фонематическим недоразвитием речи. В качестве исключения на логопедический пункт могут быть зачислены дети с билингвизмом (двуязычием), если у них выявлено нарушение звукопроизношения как в их родном, так и в русском языке, нарушение восприятия фонем для обоих языков, искажения звукослоговой структуры слов, ограниченный словарный запас и аграмматизмы во фразовой речи и плохое понимание или полное непонимание русской речи.
Основная масса детей приходит в нашу школу из логопедических и коррекционных групп детских садов, где проводилась большая работа по формированию фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи. Однако, недостаточная сформированность фонетических, фонематических и лексико-грамматических средств языка, обусловленная диагнозом общее недоразвитие речи, препятствует успешному обучению письменной речи; нарушения звукослоговой структуры слов создают большие трудности в овладении фонематическим анализом и синтезом. Ограниченность словарного запаса детей проявляется в виде трудностей в овладении семантикой слов, следствием чего являются ошибки в понимании и употреблении слов.
Опыт обучения этих детей свидетельствует о необходимости проведения своевременной работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии в период начального школьного обучения и актуальности поиска оптимальных путей повышения уровня показателей в учебной деятельности учащихся-логопатов.
Характеристика группы детей, имеющих диагноз общее недоразвитие речи (ОНР)
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при освоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Я выделяю две большие группы нарушений письменной и устной речи у школьников, мешающие их успешному освоению программы начального обучения в соответствии с ФГОС.
I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речи
- не справляется с анализом и синтезом слова, характерны пропуски, перестановки, добавления звуков (санки-снки, дворник-дровник, ноябрь-ноябарь);
- дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения искаженных звуков (тапки-капки, жук-зук, козлик-кослик);
- недостаточная сформированность фонематического восприятия в виде смешений;
- зрительного восприятия в виде смешений по кинетическому сходству (о-а, б-д, и-у, т-п и т. д;);
Вследствие этого у учащегося наблюдаются: отсутствие предпосылок к овладению грамотой, трудности в овладении чтением и письмом, наличие специфических дисграфических ошибок
II. Нарушение лексико-грамматического компонента речевой системы:
- лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неравномерное расширение или сужение значения слов, ошибки в употреблении слова, смешение по смыслу и акустическому свойству (медведевая шуба, взмахнул лопатый);
- грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные грамматические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы (деревы, ручков);
- как следствие-недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
- трудности овладения учебными понятиями, терминами;
- трудности формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
Каков психологический портрет ученика, имеющего недостатки устной или письменной речи? С какими проблемами сталкивается в работе с этими детьми учитель?
- Низкая работоспособность, повышенная утомляемость.
- Несформированность произвольности психических процессов.
- Низкая учебная мотивация.
- Низкая самооценка.
Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции.
Коррекционная работа в школе ведется по нескольким направлениям:
- Развитие слухового и зрительного внимания;
- Совершенствование пространственно-временных ориентировок, включая элементы кинезиологии;
- Формирование правильного звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков;
- Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, формирование фонематических представлений;
- Расширение словарного запаса, обогащение словаря;
- Обучение пересказу, составлению рассказов по прочитанному;
- Развитие мелкой моторики рук.