Пояснительная записка.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер систематического последовательного развернутого изложения. Таким образом, под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания. В связи с тем, что связная речь является сложной формой речи, ребенок овладевает его постепенно. Становление связной речи у учащихся коррекционной школы 8 вида осуществляется замедленными темпами и характеризуется определенными качественными особенностями (М.Ф.Гнездилов, В.Г.Петрова, Г.И .Данилкина.). Такие школьники довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной формы речи. Более легкой для усвоения является ситуативная речь, т.е. речь с опорой на наглядность, на конкретную ситуацию. Исследования Л.В. Занкова и М.Ф. Гнездилова показали, что количество слов в рассказах по серии картинок у таких детей в 2,5 раза больше, чем в рассказах на заданную тему. Авторы объясняют это тем, что серия сюжетных картинок определяет последовательность изображенных событий, наглядно показывает динамику событий.
Пересказ детям с ОВЗ более доступен, чем рассказ. Пересказ не предполагает самостоятельного создания сюжета, подробного раскрытия заданной темы. Но и пересказы таких детей имеют ряд особенностей. Они пропускают многие важные части рассказа, представляют его содержание упрощенно. Нарушается как внутренний (смысловой) уровень, так и языковый уровень связной речи. Связная речь характеризуется бедностью содержания, отсутствием логики, последовательности, многочисленностью аграмматизмов. Отмечается фрагментарность, неоформленность предложений, пропуск главных членов. Учащиеся первого класса коррекционной школы 8 вида выделяют лишь отдельные элементы ситуации (название субъекта), но не устанавливают соответствия между ними. С точки зрения поверхностной структуры наиболее распространенными в первом и во втором классе коррекционной школы являются предложения из 3–4 слов. Увеличение длины предложения происходит за счет перечисления событий, объединения предложений при помощи интонации и союза и (кошка влезла на дерево, грач увидел и полетел и клюнул). Средняя длина предложений школьников 1–2–3-х классов не превышает объема кратковременной памяти 7+_2. Они используют элементарные типы предложений, иногда структурно построенные неправильно. Наиболее сложным для такой категории детей является употребление сложноподчиненных предложений.
Таким образом, нарушения связной речи у детей с нарушением интеллекта обусловлены многими факторами: недостаточным анализом ситуации, трудностью выделения содержания связного текста, недоразвитием способности удерживать программу, неумением развертывать смысловую программу в виде серии предложений, связанных между собой.
Наряду с нарушением познавательной деятельности, недоразвитие связной речи обусловлено недостаточной сформированностью диалогической речи и подготавливает ее появление.
Учащиеся коррекционной школы 8 вида часто не осознают необходимости передавать содержание какого-либо события так, чтобы оно было понятно слушающему, они не ориентируются на собеседника. Одной из причин нарушения формирования связной речи у данной категории детей является слабость и быстрая истощаемость их речевой деятельности, а также особенности мотивации. В тех случаях, когда у детей появляется интерес к теме рассказа, связанные высказывания становятся более развернутыми, увеличивается количество слов в предложении. Система логопедической работы по формированию связной речи должна предусматривать постепенное увеличение сложности и самостоятельности.
Структура ее может выглядеть следующим образом: слово-предложение-текст.
В процессе логопедической работы над связной речью в коррекционной школе
необходимо учитывать и характер текста, его семантическую структуру, которая
может быть различной. В младших класса коррекционной школы в основном, работают
над текстом-повествованием и текстом описанием. Работа с текстом строится с
учетом увеличения сложности соблюдения принципа последовательности:
– пересказ с опорой на серию сюжетных картинок;
– пересказ по сюжетной картинке;
– пересказ без опоры на картинки;
– рассказ по серии сюжетных картинок;
– самостоятельный рассказ.
Данная программа по развитию связной речи позволяет повысить уровень владения учащимися языком, научить пользоваться речью как средством общения и обобщения.
Тематическое планирование. (1ч. в неделю 34 ч.)
1-я четверть (8 часов).
- Что такое слова. Из чего состоят слова. (Формировать умение отличать слово от слогов и звукосочетаний.)
- Слова-предметы (Научить при помощи вопросов различать существительные одушевленные и неодушевленные. Обогащать словарный запас учащихся.)
- Слова-действия. (Познакомить учащихся с глаголами, вырабатывать навык дифференциации существительных и глаголов и сущ-ых.)
- Односоставные нераспространенные предложения. (Составление схем -. -! -?)
- Двухсоставные нераспространенные предложения. (Глагол +существительное. Схемы.)
- Составление двусоставных распространенных предложений. (Подлежащее – сказуемое – прямое дополнение. Девочка моет куклу.)
- Составление двусоставных распространенных предложений. (Подлежащее – сказуемое – прямое дополнение – косвенное дополнение. Бабушка дает ленту внучке.)
- Составление двусоставных распространенных предложений. (Подлежащее – сказуемое – обстоятельство места, образа действия, времени. В лесу растут грибы. Солнце светит ярко.)
2-я четверть (8 часов).
- Составление двусоставных распространенных предложений из 4–5 слов. (Подлежащее – сказуемое – прямое дополнение-обстоятельство образа действия, места, времени.)
- Составление 2, 3-х двусоставных распространенных предложений из 4–5 слов.
- Составление 2, 3-х двусоставных предложений из 4–5 слов на заданную тему. (“Зима” , “В парке”, “Моя игрушка” и.т.д.)
- Слова-признаки. (Познакомить учащихся с прилагательными. Выработать навык дифференциации существительных, глаголов и прилагательных.)
- Составление словосочетаний сущ.+прилагат. (Подбор к слову-предмету подходящего слова-предмета.)
- Распространение предложений при помощи слов-признаков.
- Составление распространенных предложений из 5–6 слов. (Подлежащее – дополнение – обстоятельство.)
- Путешествие в страну предложений.
(Повторительно-обобщающее занятие. Обобщить знания о словах-признаках, их закрепить навык распространения предложений при помощи существительных, прилагательных.)
3-я четверть (10 часов).
В 3 и 4 четвертях данная программа предусматривает работу с текстом. Занятия построены с соблюдением принципов последовательности и увеличения сложности. Учащихся от составления предложений постепенно переходят к составлению рассказов. На первом этапе работы преобладает репродуктивный рассказ-это пересказ. Тексты подбираются в составлении с возрастом учащихся. Далее начинают отрабатываться более сложные формы: диалог (беседа, инсценирование), монологическая речь (составление рассказов по серии картин, по картине, по личным впечатлениям, на заданную тему без опоры на наглядность).
- Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок – 2ч.
- Пересказ с опорой на сюжетную картинку – 2ч.
- Пересказ без опоры на картинки – 2ч.
- (Используются сказки, рассказы В.Осеевой, Н.Носова, М.Пришвина, Б. Чарушина и др.)
- 4. Развитие диалогической речи. Экскурсия в магазин. Голевая игра
“Магазин”. –1 ч. - (Можно использовать игры “В аптеке”, “На почте”, “ Телефон” и.т.д.)
- Инсценировка сказки “Репка”.
- Экскурсия детский сад. Голевая игра “Детский сад”.
- Инсценировка сказки “Колобок”.
- Экскурсия в парк. Беседа об изменениях в природе, жизни животных, птиц.
4-я четверть (8 часов).
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок – 2 ч.
- Составление рассказа по сюжетной картинке – 2 ч.
- Составление рассказа на заданную тему без опоры на картинки – 2 ч.
- Составление рассказа по личным впечатлениям без опоры на наглядность. (По материалам экскурсий, по – 2 ч. Ходов.)
Литература:
- Д.К. Гизатулина “Учите, играя” Санкт-Петербург, “Акцидент”, 1997.
- Р.И. Лалаева. Работа по развитию речи в коррекционных классах. М.; “Владос”, 1999.
- А.И.Максаков. “Логопедические игры” М.; “Просвещение”, 1983. Т.А. Гкаченко. “Если дошкольник плохо говорит”. Санкт-Петербург, “Акцидент”, 1997.
- Л.П. Успенская, М.Б. Успенский. “Учитесь правильно говорить” М.; “Просвещение”, 1993.
- Р.И. Лалаева. Нарушения речи и система их коррекции у умственно-отсталых школьников. – М.; 1988.
Логопедическое занятие в 3 классе на тему: “Путешествие в страну предложений” (Обобщающее занятие с презентацией).
Цель: Формировать умение использовать в речи распространенные предложения.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщить знания о словах-предметах, словах-действиях, словах-признаках;
- Повторить и закрепить навык распространения предложений при помощи существительных, прилагательных;
- закрепить навык работы со схемами предложений;
Коррекционно-развивающие:
- Развивать моторику артикуляционного аппарата и мелких мышц руки;
- Обобщать и уточнять словарный запас учащихся;
- Развивать навык фонематического анализа и синтеза;
- Развивать словесную и зрительную память, произвольное внимание;
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к изучению родного языка;
- Воспитывать терпение и упорство, желание достичь хороших результатов.
Пропедевтическая работа.
1. Базовый компонент.
- Умение отличать слова от слогов и звукосочетаний.
- Умение составлять из букв слоги, из слогов слова.
- Владение звукобуквенным анализом двусложных и трехсложных слов.
- Умение составлять простые нераспространенные предложения самостоятельно.
- Умение составлять предложения из данных слов.
- Индивидуальные занятия с учащимися.
2 группы учащихся для разноуровневых заданий по делению слов на слоги, дифференциации гласных и согласных, по определению количества букв и звуков в словах, по составлению предложений из данных слов.
Оборудование.
- У учителя – доска с текстом и схемами, плакат– книга со страницами, плакаты с существительными, глаголами, прилагательными, набор картинок, игрушка – заяц, телефон, мяч, ваза с цветами, схемы.
- У учащихся – макеты для разминки дыхания, зеркала для артикуляционной гимнастики, схемы предложений, словарики, ручки, карандаши, тетради.
Структура занятия.
- Организационный момент – 1 мин.
- Артикуляционная и дыхательная гимнастика – 2 мин.
- Цели и задачи занятия – 2 мин.
- Обобщение знаний о словах – предметах, словах – действиях и словах – признаках – 17 мин.
- Физ. Минутка. Разминка для пальчиков – 2 мин.
- Обобщение и закрепление навыка работы с предложением – 16 мин.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Проверка готовности к занятию. Обращение внимания на осанку. Учащихся проверяют, все ли готово для занятия, настраиваются на работу.
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
1. Вдох короткий, выдох – длинный.
Упражнение с макетами. (Полянка и трава.)
2. Понюхать цветы в вазе, сделать вдох, на выдохе произнести фразу: как вкусно пахнут эти розы.
3. Упражнения для языка:
– “Чашечка”
– “Маятник”
– “Качели”
– “Иголочка”
– “Грибок”
– “Барабан”
4. Скороговорки: до города дорога в гору, из города – с горы.
(Учащихся 1-й группы произносят самостоятельно, учащихся 2-й группы – с помощью логопеда.)
3. Цели и задачи занятия.
Произносятся цели и задачи занятия: повторить и закрепить умение составлять предложения, а также работу со схемами.
4. Повторение и обобщение знаний о словах – предметах, словах – действиях, словах-признаках. (Приложение.) (Слайд 1)
На плакате – ребус: На лепестках цветка нарисованы рисунки: Лейка, деревья, очки, солнце, облако. По первым буквам названий картинок отгадать зашифрованные слова. (Слово).
Учитель:
– Что такое слово? (Устные ответы учащихся 1, 2 групп.)
На демонстрационную доску выставляется книга. (Слайд 2)
Открывается 1-я страница: Кто? Что? О
Учитель:
– Как называются слова, которые отвечают на вопросы кто? что? И обозначаются кружком?
– Это слова-предметы. (Устные ответы учащихся 1, 2 групп.)
Работа по картинкам
1. Распределить картинки на странице книги (по вопросам). (Слайд 3)
2. Работа с многозначными словами.
Учитель: Сегодня мы узнаем еще одно многозначное слово– ключ. (Слайд 4) (Учащиеся хором читают слово, голосом выделяют ударение.)
Учитель:
– Какие значения этого слова вы знаете?
– Ключ от замка, инструмент, родник.
– Запишите слово ключ в словарики, подсчет количества букв и звуков в нем.
Открывается 2-я страница книги:
Что делать? Что сделать? (Слайд 5)
Учитель:
– Как называются слова, которые отвечают на вопрос что делает? и обозначаются
стрелочкой? (Устные ответы учащихся 1, 2 групп.)
– Какие слова – действия вы можете назвать, рассмотрев картинки на страницах
книги? (Слайд 6)
(Устные ответы учащихся 1, 2 групп.)
1. Игра с мячом. Подобрать к слову – предмету слово – действие. (Учащийся ловит мяч, называет слово.)
2. Игра “Озвучь действие”. (Один ученик показывает действие, остальные называют его.)
3. Словарь действий: (Слайд 7)
бежит,
мчится,
идет,
несется,
ползет,
летит.
– Чем похожи эти слова?
– Какие слова обозначают быстрое движение?
– Выпишите в словарик слово, которое обозначает самое медленное движение (Работа
со словарем. Учащиеся выполняют задание самостоятельно.)
Открывается 3-я страница.
(Слайд 8) Какой? Квадратик.
Учитель:
Как называются слова, которые отвечают на вопрос какой? и обозначаются квадратиком?
Учитель: рассмотрите картинки. Какой человек изображен на них? (Слайд 9) (На картинках человек: грустный, веселый, сердитый, удивленный.)
(Устные ответы учащихся 1, 2 групп.)
Учитель:
1. Сделайте ваше лицо удивленным, испуганным, веселым, грустным. Работа по развитию мимики с зеркалом.
– Слова – признаки обогащают нашу речь, делают ее более точной, выразительной.
Попробуйте подобрать к предмету самый выразительный признак.
Описать мягкую игрушку – зайца. Какой он?
Словарь признаков. (Слайд 10)
Скромный,
Гордый,
Трусливый,
Хвастливый,
Добрый,
Быстрый.
– Стихотворение “Волк и Лиса”. (Читает учащийся 1-й группы у доски.)
– Какие слова– признаки вы услышали в этом стихотворении?
(Устные ответы учащихся 1, 2 групп.)
5. Физкультминутка. Разминка для пальчиков.
“Бабочка”.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился ввысь – и полетел
(Стихотворение произносят хором и выполняют нужные движения.)
Разминка для пальчиков: стихи и фигурки из пальчиков: “Река”, “Про курицу”, “Кошка”. (Проводят сами учащиеся.)
5. Обобщение и закрепление навыка работы с предложением.
Открывается 4 страница книги: Страна предложений.
- Запись числа в тетрадях, называние дня недели, месяца, времени года.
- Из скольких слов состоит самое короткое предложение? (Устные ответы.)
Демонстрируются схемы: 0. 0!! - Придумать и записать в тетради предложение, состоящее из 1 слова. (Задание выполняется самостоятельно.)
– Можно ли составить предложение из 2 слов. (Устные ответы учащихся.)
Демонстрируются схемы: 0 -0
– Интересны ли такие предложения?
– Много ли они несут информации?
(Учащихся придумывают предложения, 2-я группа – с помощью логопеда.)
– Распространите предложения при помощи слов – предметов и слов – признаков, выложите на парте схемы.
На доске: нераспространенные предложения и картинки.
Мальчик читает.
(3 предложения разбираются вместе, 4-ое – нужно придумать и самостоятельно написать в тетради. Учащимся 2-й группы помогает выполнить задание логопед.)
4. Самостоятельная работа.
На страничке книги – схемы.
Составить и записать 2 предложения по схемам.
(Учащихся 1 группы составляют предложения из 4, 5 слов, 2-й группы – из 3,4 слов.)
7. Итоги занятия.
– Что мы сегодня повторяли и закрепляли?
– Что было особенно интересно на занятии?
– Что труднее всего запомнить?