Программа применения электронных образовательных ресурсов в работе с детьми с нарушениями речи

Разделы: Логопедия


1. Паспорт программы

Наименование программы Программа применения ЭОР в работе с детьми с особенностями в развитии (нарушение речи).
Автор программы Учитель-логопед Муковнина Юлия Александровна
e-mail: Yulya.logoped@mail.ru
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60 «Теремок» города Белово комбинированного вида» (МБДОУ № 60).
Научно-методические основы разработки программы При разработки программы использовались:
  • Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.В. Миронова, А.В. Лагутина, « Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи». – М.: «Просвещение», 2008. – 255с.;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормы Сан. ПиН. 2.4.1.2660-10.;
  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 20.11.2008 № 655;
  • Т.К. Королевская, О.В. Стрелкова, А.А. Филипович «Видимая речь III», Программно-аппаратный комплекс», «SET» Минск, 2008.
Кем принята программа Методическим советом МБДОУ № 60, протокол  №1 от 29.08.2011
Цель и задачи программы Цель: Повышение уровня качества коррекционно-развивающего образования детей путем применения ЭОР в работе с детьми.
Задачи:
  • Вызвать интерес детей к логопедическим занятиям;
  • Формировать фонематический слух, навыки звукового анализа и контроля за собственным произношением;
  • Развивать психические процессы, аналитические операции;
  • Способствовать формированию культуры поведения, толерантности.
Ожидаемые результаты программы
  • Повышение уровня  познавательной активности детей, мотивированности и эффективности взаимодействия всех участников образовательного процесса (дети, педагоги, родители);
  • Высокий уровень звуковой культуры речи детей;
  • Повышение уровня педагогического мастерства;
Критерии реализации цели и задач программы Широко использовать игровые приемы, эмоционально-значимые для детей ситуации; обеспечить условия, в которых дети могли бы проявлять инициативу.

2. Обоснование необходимости программы

Нарушение развития речи у детей возникает вследствие воздействия различных факторов: неблагоприятных условий микросоциальной среды, длительных соматических заболеваний и особенностей развития организма. Недостатки в речевом развитии могут привести к стойкой школьной неуспеваемости ребенка.  Такие недостатки требуют специального логопедического воздействия в условиях дошкольного учреждения.
Большинство детей, поступающих в наш детский сад, имеют фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. В качестве общих признаков отмечается: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, нарушение звукопроизношения и фонематического слуха.  Эти нарушения обусловлены дизартриями различных форм и степени выраженности.

Речевые нарушения во взаимосвязи с другими сторонами психического развитии ребёнка (Левина Р.Е.) накладывают отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Для дошкольников  характерен низкий уровень внимания, его неустойчивость, ограничены возможности его распределения. Снижены память и запоминание, которые сочетаются с ограниченными возможностями познавательной деятельности. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает некоторые специфические особенности мышления. Отстаёт в развитии наглядно-образное мышление, значительно затруднёно, а порой и невозможно без специального обучения, овладение детьми операциями анализа, синтеза и сравнения.

Здесь на помощь педагогам и детям приходит компьютер, как средство эффективного воздействия на психо-речевое развитие детей. Компьютер, конечно, не основной инструмент нашей профессиональной деятельности, но это серьезный и объективный помощник. Прежде всего, использование компьютерных технологий значительно повышает мотивацию и интерес детей к логопедическим занятиям, делая  их непринужденными и увлекательными.

В работе с детьми мы используем  программно-аппаратный комплекс Т.К. Королевской «Видимая Речь», который позволяет «подстроить» техническое средство обучения под психологические особенности и речевые возможности  конкретного ребенка. Использование  ЭОР в коррекции речевых нарушений позволяет добиваться высокого уровня эффективности в обучении, значительно сокращает сроки появления поставленных логопедом звуков в речи детей. Кроме того, устранение нарушений в произносительной стороне речи различного генеза и степени выраженности, возможны лишь при условии использования средств визуализации речи.

Таким образом, программа «Видимая речь» является незаменимым средством формирования и коррекции нарушений произношения у детей дошкольного возраста.

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 15 минут. На занятии используются 1-3 модуля в зависимости как от этапа формирования первичных произносительных навыков и умений, так и от структуры речевого дефекта конкретного ребёнка. После работы с компьютером обязательна гимнастика для глаз.

3. Приоритетные направления реализации программы

Приоритетным направлением реализации программы является совершенствование системы компьютеризации образовательного процесса.
Реализация программы выстраивается в систему коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка. Индивидуализация коррекционного процесса осуществляется за счет выбора уровня сложности заданий, соответствующего уровню развития ребенка.

4.  Этапы реализации программы

Модуль Цель Этапы формирования первичных произносительных навыков и умений
Подготовительный этап Постановка звука Автоматизация звука Дифференциация звука
 «Наличие звука» Произвольность речевого дыхания. Работа над длительностью речевого выдоха Отработка качества произношения звука Отработка качества произношения изолированного звука в составе слога  
«Громкость» Формирование направленного выдоха Работа над длительностью речевого выдоха      
«Громкость и голос» Дифференциация звонкого и глухого согласного звука       В слогах, словах
«Звонкость» Дифференциация выдоха с голосовым и не голосовым включением Работа над фонематическим слухом, при повторении цепочек из слогов:
да-та-да
ка-га-ка...
  Отработка качества произношения изолированного звука в составе слога, слова В слогах, словах
«Включение голоса» Отработка ритмического рисунка голосовых включений       В слогах, словах
«Автоматизация фонем» Постановка адекватного звукопроизношения     Отработка качества произношения изолированного звука в составе слога, слова  
«Цепочки фонем» Постановка адекватного звукопроизношения Работа над фонематическим слухом, при повторении цепочек из слогов:
ка-га-ка
да-та-да...
  Отработка качества произношения изолированного звука в составе слога, слова При повторении цепочек из слогов: са-ша-са
«Дифференциация двух фонем» Дифференциация смешиваемых фонем Работа над фонематическим слухом, при повторении цепочек из слогов: фа-ва, да-та...     При изолированном произнесении в составе слога и слова
«Спектр высоты и громкости во фразе» Работа по принципу «Повтори за мной»   Анализ образца произнесения звука логопедом Отработка качества произношения звука по образцу  
«Спектр звука» Постановка адекватного звукопроизношения   Анализ образца произнесения звука логопедом Отработка качества произношения звука по образцу  

5. Контроль над реализацией программы

Заказчиком программы является администрация детского сада. Исполнители – учителя-логопеды дошкольного учреждения. Администрация дошкольного учреждения ежегодно осуществляет контроль за выполнением мероприятий по использованию программы. Итоги работы с программой подводятся на итоговом педагогическом Совете.

Приложение 1