1. Паспорт программы
Наименование программы | Программа применения ЭОР в работе с детьми с особенностями в развитии (нарушение речи). |
Автор программы | Учитель-логопед Муковнина Юлия Александровна e-mail: Yulya.logoped@mail.ru Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60 «Теремок» города Белово комбинированного вида» (МБДОУ № 60). |
Научно-методические основы разработки программы | При разработки программы использовались:
|
Кем принята программа | Методическим советом МБДОУ № 60, протокол №1 от 29.08.2011 |
Цель и задачи программы | Цель: Повышение уровня качества
коррекционно-развивающего образования детей
путем применения ЭОР в работе с детьми. Задачи:
|
Ожидаемые результаты программы |
|
Критерии реализации цели и задач программы | Широко использовать игровые приемы, эмоционально-значимые для детей ситуации; обеспечить условия, в которых дети могли бы проявлять инициативу. |
2. Обоснование необходимости программы
Нарушение развития речи у детей возникает
вследствие воздействия различных факторов:
неблагоприятных условий микросоциальной среды,
длительных соматических заболеваний и
особенностей развития организма. Недостатки в
речевом развитии могут привести к стойкой
школьной неуспеваемости ребенка. Такие
недостатки требуют специального
логопедического воздействия в условиях
дошкольного учреждения.
Большинство детей, поступающих в наш детский сад,
имеют фонетико-фонематическое и общее
недоразвитие речи. В качестве общих признаков
отмечается: позднее начало развития речи,
скудный словарный запас, нарушение
звукопроизношения и фонематического слуха.
Эти нарушения обусловлены дизартриями
различных форм и степени выраженности.
Речевые нарушения во взаимосвязи с другими сторонами психического развитии ребёнка (Левина Р.Е.) накладывают отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.
Для дошкольников характерен низкий уровень внимания, его неустойчивость, ограничены возможности его распределения. Снижены память и запоминание, которые сочетаются с ограниченными возможностями познавательной деятельности. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает некоторые специфические особенности мышления. Отстаёт в развитии наглядно-образное мышление, значительно затруднёно, а порой и невозможно без специального обучения, овладение детьми операциями анализа, синтеза и сравнения.
Здесь на помощь педагогам и детям приходит компьютер, как средство эффективного воздействия на психо-речевое развитие детей. Компьютер, конечно, не основной инструмент нашей профессиональной деятельности, но это серьезный и объективный помощник. Прежде всего, использование компьютерных технологий значительно повышает мотивацию и интерес детей к логопедическим занятиям, делая их непринужденными и увлекательными.
В работе с детьми мы используем программно-аппаратный комплекс Т.К. Королевской «Видимая Речь», который позволяет «подстроить» техническое средство обучения под психологические особенности и речевые возможности конкретного ребенка. Использование ЭОР в коррекции речевых нарушений позволяет добиваться высокого уровня эффективности в обучении, значительно сокращает сроки появления поставленных логопедом звуков в речи детей. Кроме того, устранение нарушений в произносительной стороне речи различного генеза и степени выраженности, возможны лишь при условии использования средств визуализации речи.
Таким образом, программа «Видимая речь» является незаменимым средством формирования и коррекции нарушений произношения у детей дошкольного возраста.
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 15 минут. На занятии используются 1-3 модуля в зависимости как от этапа формирования первичных произносительных навыков и умений, так и от структуры речевого дефекта конкретного ребёнка. После работы с компьютером обязательна гимнастика для глаз.
3. Приоритетные направления реализации программы
Приоритетным направлением реализации
программы является совершенствование системы
компьютеризации образовательного процесса.
Реализация программы выстраивается в систему
коррекционной работы в соответствии с
индивидуальными возможностями ребенка.
Индивидуализация коррекционного процесса
осуществляется за счет выбора уровня сложности
заданий, соответствующего уровню развития
ребенка.
4. Этапы реализации программы
Модуль | Цель | Этапы формирования первичных произносительных навыков и умений | |||
Подготовительный этап | Постановка звука | Автоматизация звука | Дифференциация звука | ||
«Наличие звука» | Произвольность речевого дыхания. | Работа над длительностью речевого выдоха | Отработка качества произношения звука | Отработка качества произношения изолированного звука в составе слога | |
«Громкость» | Формирование направленного выдоха | Работа над длительностью речевого выдоха | |||
«Громкость и голос» | Дифференциация звонкого и глухого согласного звука | В слогах, словах | |||
«Звонкость» | Дифференциация выдоха с голосовым и не голосовым включением | Работа над фонематическим слухом, при
повторении цепочек из слогов: да-та-да ка-га-ка... |
Отработка качества произношения изолированного звука в составе слога, слова | В слогах, словах | |
«Включение голоса» | Отработка ритмического рисунка голосовых включений | В слогах, словах | |||
«Автоматизация фонем» | Постановка адекватного звукопроизношения | Отработка качества произношения изолированного звука в составе слога, слова | |||
«Цепочки фонем» | Постановка адекватного звукопроизношения | Работа над фонематическим слухом, при
повторении цепочек из слогов: ка-га-ка да-та-да... |
Отработка качества произношения изолированного звука в составе слога, слова | При повторении цепочек из слогов: са-ша-са | |
«Дифференциация двух фонем» | Дифференциация смешиваемых фонем | Работа над фонематическим слухом, при повторении цепочек из слогов: фа-ва, да-та... | При изолированном произнесении в составе слога и слова | ||
«Спектр высоты и громкости во фразе» | Работа по принципу «Повтори за мной» | Анализ образца произнесения звука логопедом | Отработка качества произношения звука по образцу | ||
«Спектр звука» | Постановка адекватного звукопроизношения | Анализ образца произнесения звука логопедом | Отработка качества произношения звука по образцу |
5. Контроль над реализацией программы
Заказчиком программы является администрация детского сада. Исполнители – учителя-логопеды дошкольного учреждения. Администрация дошкольного учреждения ежегодно осуществляет контроль за выполнением мероприятий по использованию программы. Итоги работы с программой подводятся на итоговом педагогическом Совете.