Основное содержание занятий направлено на развитие умения ребёнка вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки; на выработку чёткой артикуляции, уточнение звучания звуков. Слово, выступившее для детей как средство общения, становится предметом их наблюдений и изучения.
Поддержанию и развитию познавательного отношения к языку, формированию интереса к занятиям способствует игровая форма их проведения, использование дидактических и сюжетных игр, игровых приёмов. Однако необходимо, чтобы деятельность детей была направлена непосредственно на решение познавательной задачи – на формирование умения вслушиваться в звучание слова, выделять из него отдельные звуки, давать им характеристику.
Цель: сориентировать детей старшего дошкольного возраста в разделе «Подготовка к обучению грамоте».
Задачи:
- Предупреждение ошибок при чтении и письме методом звукового анализа и синтеза и использование логопедических приёмов для дифференциации звуков речи.
- Развитие интереса и внимания к слову, к речи (собственной и окружающих).
- Обогащение словарного запаса.
Ожидаемый результат
- Дети различают на слух звуки речи
- Различают гласные и согласные звуки (твёрдые и мягкие)
- Выделяют из предложения слова
- Правильно используют термины: звук, слово, предложение
№ п/п |
Тема занятия. Содержание работы. |
Оборудование, дидактические игры и упражнения. |
1 |
2 |
3 |
I |
«Школа №10 – лучше всех. В жизни всех нас ждёт успех». Экскурсия по школе. |
|
II |
«Эти звуки разные: гласные, согласные». Совершенствование чувственного (сенсорного) опыта в области языка: развитие способности ребёнка на основе собственного сенсорного опыта выделять существенные признаки двух основных групп звуков русского языка – гласных и согласных. |
Фишки красного, синего и зелёного цветов, наборы цветных мелков и ручек, цветные магниты – магнитная доска. «Весёлые человечки» (звуки). |
III |
«Дружат гласные с согласной, составляют слог…». Формирование у детей направленности на звуковую сторону речи, развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки, звуковые комплексы, слоги; делить слова на слоги. |
«Синичка», схемы слогов, картинки, раздаточный материал. |
IV |
«Раз словечко, два словечко…». Уточнение и обогащение словарного запаса детей в связи с расширением непосредственных впечатлений об окружающем мире. |
Полоски для обозначения слов (демонстрационные и раздаточные для каждого ребёнка). |
1 |
2 |
3 |
V |
«Распространённое предложение». |
Символы – полоски, сюжетная картина. Подвижная игра «Зайцы в лесу». |
VI |
«Согласование существительного и глагола в числе и роде». |
Кукла, символы – полоски, таблица. Игры: «Кате пора спать», «Найди Олино окошко», «Подарки», «Догадайся, где живут эти дети?». |
VII |
«Распространённое предложение». |
Зеркальца, символы – полоски. Игры: «Кто на чём поедет?», «Игра с солнечным зайчиком», «На чём катаются дети?». Игры – задания: «Где что растёт?», «Кто, где живёт?», «Где хранятся эти вещи?». |
VIII |
«Работа над сложным предложением». |
Сюжетные и предметные картинки. Игры: «Если нравится тебе, то делай так…», в «Почемучку». |
IX |
Работа над связной речью». |
Схемы, картинки. Составление рассказа по вопросам. |