1. Пояснительная записка
Сегодня дошкольное образование сделало значительный шаг вперед во всех направлениях воспитательно-образовательного процесса. Дошкольная педагогика постоянно пополняется новыми и новыми исследованиями, направленными на разностороннее развитие ребенка. В последнее время взрослые все больше внимания уделяют интеллектуальному развитию детей: они нагружают ребенка новой информацией, знаниями, совершенно не думая о том, что важное звено развития ребенка дошкольного возраста - это игра. И сегодня существует множество игр, которые позволяют развивать психические познавательные процессы без ущерба для здоровья детей. К таким играм можно отнести игры-загадки, головоломки, ребусы, кроссворды и т.п. Одной из задач обучения детей старшего дошкольного возраста является формирование у них логического мышления, а загадки, ребусы, кроссворды являются хорошим средством развития у детей логического мышления. Как показывает практика, в дошкольных учреждениях очень редко используются головоломки, кроссворды, ребусы. В основном, эти виды игр используются в школе. Да и в педагогике проблема использования игр-загадок, ребусов, головоломок и кроссвордов является мало изученной.
Игры-загадки, головоломки, кроссворды и ребусы можно отнести к игровым и проблемно-поисковым методам обучения детей дошкольного возраста.
Игровые методы и приемы направлены на повышение интереса, положительных эмоций, они помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.
В свое время Е.А.Флерина обратила внимание на то, что игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей.
Любая логическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить слово или видоизменить его, найти путь решения, отгадать фразу - реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Ребус - это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков. Для того, чтобы прочитать то, что зашифровано в ребусе, надо правильно назвать все изображенные предметы и понять, какой знак, что изображает.
Головоломка - специально подобранная сложная, трудноразрешимая загадка, задача и т.п., для решения которой требуются сообразительность и знания в соответствующей области. Головоломки - непростые задачи и чтобы решить их, нужна смекалка. И особые знания высокого уровня вовсе не обязательны. Нужно уметь мыслить логически. По некоторым источникам, кроссворд, ребус, шарада - это разновидность головоломок. Рецепта решения головоломок нет, но общая рекомендация состоит в том, что необходимо мыслить нестандартно.
Кроссворд - это игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.
К 6 годам ребенок может решать мыслительные задачи не только практическим действием и оперированием представлениями. Он уже усваивает понятия и пользуется ими при решении задач и в своих суждениях. Но развитие логического мышления - еще пока лишь возможность дошкольника, которую педагогу нельзя упускать.
Программа дополнительного образования «Смекалочка», направлена на развитие дошкольников с различными видами речевых нарушений и является составной частью коррекционно-образовательной системы специальных групп детского сада. Логопедическое коррекционное-педагогическое воздействие программы направлено на устранение речевого дефекта у детей, на предупреждение возможных трудностей в процессе обучения в школе.
Цель: совершенствование познавательных процессов, формирование психических функций.
Игры-загадки, ребусы, кроссворды, головоломки способствуют решению следующих задач в развитии детей:
- Развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить), внимания, памяти.
- Подготовка к обучению грамоте,
- Профилактика дизграфии и дислексии
Организация работы
Данная программа рассчитана на старший дошкольный возраст воспитанников (6-7 лет). Занятия организуются в групповой комнате. Программа включает 57 занятий, реализуемых в течение учебного года (с октября по апрель). Периодичность – 2 занятия в неделю продолжительностью 30 минут.
Для снижения утомляемости воспитанников, происходит смена видов деятельности. Объем образовательной нагрузки соответствует СанПиН 1.2.3685 - 21.Оптимальное количество детей в группе 10-15 человек, так как при большем количестве воспитанников педагог не сможет уделить необходимое количество времени для индивидуальной работы с каждым воспитанником.
Работа по программе проводится в два этапа: подготовительный и основной. Для работы с ребусами созданы альбомы на каждого ребенка, в которых они будут решать игры - загадки, головоломки и решать ребусы.
Подготовительный период у детей с ТНР более длительный.
Начинать работу по фонематическому анализу только с теми звуками, которые дети произносит правильно и, прежде всего с освоения слухо-произносительной дифференциации фонем. Например: УСЫ – УШИ, а заканчивать формированием смыслоразличительной функции фонем, которая освоена на познавательной деятельности. Например: РАК – ЛАК.
В подготовительный период необходимо вводить работу по дифференциации оппозиционных звуков. Например: П - Б, Т - Д, К - Г. Здесь подбираются слова – паронимы, которые сравниваются сначала по смыслу, затем по звуковому составу и далее вводятся в предложения с сознательными ошибками (заменой семантики).
Например:
а) Фонематический анализ слов «СОК», и «СУК».
б) Разгадывание ребуса О = У (СОК>СУК).
в) Разгадывание пробных ребусов.
г) Самостоятельное составление ребуса слова КИТ с использованием рисунка, обозначающего слово КОТ О = И
Работа над задачами и головоломками проводится с учетом индивидуальных особенностей развития детей. Более сообразительным детям предлагается разгадывать усложненные задачи.
Более слабым детям чаще предлагать разгадывать задачи и головоломки только определенной группы.
На основном этапе, воспитанники переходят к решению ребусов. Сначала логопед знакомит с правилами решения ребусов, демонстрирует примеры решения; показывает ребус, объясняет, как он разгадывается, затем дети сами пытаются разгадать ребусы. А дальше логопед предлагает детям самостоятельно решать ребусы.
Структура занятия
Занятия проводятся в доброжелательной обстановке, с использованием специально созданного альбома. В занятие обязательно включается физкультурная минутка, с использованием кинезиологических упражнений.
Ожидаемые результаты реализации программы.
У воспитанников будут сформированы основные логические операции: анализ, синтез, систематизация, сериация, смысловое соответствие; дети устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, умозаключения. Дети решают и пытаются создать различные типы ребусов. Сформирован интерес к интеллектуальным играм.
Формы подведения итогов.
Еженедельный отчет родителям (законным представителям) в виде продуктов деятельности ребенка (альбом). Итоговое открытое занятие для родителей (законных представителей) по окончанию реализации программы.
2. Календарный учебный график
Начало учебного года |
1 октября 2024 года |
Окончание учебного года |
30 апреля 2025 года |
Продолжительность учебного года, всего |
29 недель |
Продолжительность учебной недели |
5 дней (понедельник – пятница). Выходные дни – суббота, воскресенье, а также праздничные дни, установленные законодательством РФ |
Режим работы ДОУ |
12-часовое пребывание детей, кроме выходных и праздничных дней |
Мониторинг качества освоения программного материала |
с 01.10.24 по 14.10.24 |
с 20.04.25 по 30.04.25 |
|
График каникул |
Зимние – 29.12.24 по 08.01.25 |
Летний оздоровительный период |
с 01.06.2025 по 31.08.2024 |
Праздничные (выходные) дни |
1-8 января–Новогодние каникулы; |
Периодичность проведения родительских собраний |
1 собрание – сентябрь – октябрь |
3. Учебно-тематический план
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для воспитанников старшего дошкольного возраста «Смекалочка» реализуется при помощи учебно-тематического плана.
| № п/п |
Наименование образовательной услуги (программы) |
Кол-во занятий |
Длительность занятий |
1. |
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогичнской направленности для воспитанников старшего дошкольного возраста «Смекалочка» |
2/ 57 |
30 м./1710м. |
Учебный план
| Этап | Тема занятия |
Кол-во занятий |
Подготовительный этап |
1. Диагностика. |
2 |
| 2.Решение игр-задач, словесных головоломок. | 23 | |
Основной этап
|
1. Обучение правилам решения ребусов. | 6 |
| 2. Решение ребусов. | 24 | |
3. Диагностика. |
2 |
4. Содержание программы
Занятия с детьми проводятся по тематическим, авторским альбомам.
| Тема занятия | Содержание |
Задачи |
Октябрь |
||
Диагностика |
Тестирование детей |
Оценить уровень образно-логического мышления, операции анализа и обобщения. |
3 неделя |
Игры со звуками |
Закреплять умения детей определять первый звук слова и соотносить его с буквой. |
4 неделя |
Игры с буквами |
Учить детей преобразовывать слова при помощи замены одной буквы. Учить составлять слова при помощи различных фигур. |
5 неделя |
Игры с буквами |
Развивать логическое мышление. Учить составлять слова. |
Ноябрь |
||
1 неделя |
Игры с буквами |
Развивать логическое мышление. Учить составлять слова. |
2 неделя |
Игра «Буквы рассыпались» |
Развивать логическое мышление. Учить составлять слова. Проводить профилактику дисграфии. |
3 неделя |
Игра «Вычеркни лишнее» |
Развивать логическое мышление. Учить составлять слова. Проводить профилактику дисграфии. |
4 неделя |
Игра «Собери из букв слова» |
Развивать логическое мышление. Учить составлять слова. Проводить профилактику дисграфии. |
Декабрь |
||
1 неделя |
Игра «Слоги и слова» |
Развивать логическое мышление. Учить составлять слова. Проводить профилактику дисграфии. |
2 неделя |
Логарифмы и метаграммы |
Учить детей создавать новые слова путем отбрасывания или прибавления буквы, звука; создавать новые слова путем замены одной буквы, звука. Развивать логическое и творческое мышление. |
3 неделя |
Логарифмы и метаграммы |
Учить детей создавать новые слова путем отбрасывания или прибавления буквы, звука; создавать новые слова путем замены одной буквы, звука. Развивать логическое и творческое мышление. |
4 неделя |
Игра «Найди слова в таблице» |
Учить детей составлению, узнаванию и прочтению слов, среди множества букв. Развивать логическое и творческое мышление. |
Январь |
||
2 неделя |
«Грамматическая арифметика» |
Учить детей путем выполнения арифметических действий создавать слова. Развивать логическое и творческое мышление. |
3 неделя |
«Поход в Ребусландию» |
В игровой форме познакомить детей с правилами решения ребусов. |
4 неделя |
Решение ребусов |
Повышать познавательную активность, положительные эмоции, учить концентрировать внимание на нестандартной задаче. Развивать у детей самостоятельность, творческую активность и их самостоятельную поисковую деятельность. |
Февраль |
||
1 неделя |
Решение ребусов |
Повышать познавательную активность, положительные эмоции, учить концентрировать внимание на нестандартной задаче. Развивать у детей самостоятельность, творческую активность и их самостоятельную поисковую деятельность. |
2 неделя |
Решение ребусов |
Повышать познавательную активность, положительные эмоции, учить концентрировать внимание на нестандартной задаче. Развивать у детей самостоятельность, творческую активность и их самостоятельную поисковую деятельность. |
3 неделя |
Решение ребусов |
Повышать познавательную активность, положительные эмоции, учить концентрировать внимание на нестандартной задаче. Развивать у детей самостоятельность, творческую активность и их самостоятельную поисковую деятельность. |
4 неделя |
Решение ребусов |
Повышать познавательную активность, положительные эмоции, учить концентрировать внимание на нестандартной задаче. Развивать у детей самостоятельность, творческую активность и их самостоятельную поисковую деятельность. |
Март |
||
1 неделя |
|
|
2 неделя |
Решение ребусов |
Повышать познавательную активность, положительные эмоции, учить концентрировать внимание на нестандартной задаче. Развивать у детей самостоятельность, творческую активность и их самостоятельную поисковую деятельность. |
3 неделя |
Решение ребусов |
Повышать познавательную активность, положительные эмоции, учить концентрировать внимание на нестандартной задаче. Развивать у детей самостоятельность, творческую активность и их самостоятельную поисковую деятельность. |
4 неделя |
Решение ребусов |
Повышать познавательную активность, положительные эмоции, учить концентрировать внимание на нестандартной задаче. Развивать у детей самостоятельность, творческую активность и их самостоятельную поисковую деятельность. |
Апрель |
||
1 неделя |
Решение ребусов |
Повышать познавательную активность, положительные эмоции, учить концентрировать внимание на нестандартной задаче. Развивать у детей самостоятельность, творческую активность и их самостоятельную поисковую деятельность. |
2 неделя |
Решение ребусов |
Повышать познавательную активность, положительные эмоции, учить концентрировать внимание на нестандартной задаче. Развивать у детей самостоятельность, творческую активность и их самостоятельную поисковую деятельность. |
3 неделя |
Решение ребусов |
Повышать познавательную активность, положительные эмоции, учить концентрировать внимание на нестандартной задаче. Развивать у детей самостоятельность, творческую активность и их самостоятельную поисковую деятельность. |
4 неделя |
Решение ребусов |
Повышать познавательную активность, положительные эмоции, учить концентрировать внимание на нестандартной задаче. Развивать у детей самостоятельность, творческую активность и их самостоятельную поисковую деятельность. |
5 неделя |
Диагностика |
Выявить наличие положительной динамики в поставленных задачах. |
5. Методическое обеспечение
Занятия по реализации программы проводятся в форме занятий.
В ходе реализации программы используются следующие методы:
- методы по источнику познания:
- словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, инструктаж, и т.д.);
- практический (занимательные упражнения; графическое рисование, разукрашивание и др.);
- наглядный (демонстрация, иллюстрирование и др.);
- работа с предметами.
- По степени продуктивности, по типу (характеру познавательной деятельности):
- объяснительно-иллюстративный (восприятие и усвоение готовой информации);
- репродуктивный (работа по образцам);
- проблемный (игра, обобщение);
- На основе структуры личности:
- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, порицание, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, использование общественного мнения, примера и т.д.).
Данная программа рекомендована специалистам и педагогам дошкольного образования. Для её успешной реализации необходимо использовать альбом «Смекалочка».
6. Материально-техническое обеспечение
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада для воспитанников 5-7 лет оборудована с учётом возрастных особенностей воспитанников. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению.
Изолированное помещение для проведения занятий:
| № п/п | Наименование |
кв.м. |
1 |
Групповая комната |
60 |
Оборудование:
| № п/п | Оборудование |
1 |
Стул детский -20 шт. |
2 |
Стол детский - 10 шт. |
3 |
Стол рабочий -1 шт. |
4 |
Стул офисный -3 шт. |
5 |
Шкаф для пособий 6 шт. |
6 |
Магнитная доска -1 шт. |
7 |
Телевизор -1 шт. |
8 |
Ноутбук -1 шт. |
7. Диагностическое обеспечение
Тест «Невербальная классификация» (для детей 5-7 лет)
Цель: Оценить уровень образно-логического мышления, операции анализа и обобщения.
Оборудование: Картинки с изображением предметов, относящихся к двум классам близких по смыслу понятий (20 шт.).
Педагог просит ребенка внимательно посмотреть, что он делает, и начинает раскладывать картинки в две группы, не объясняя принципа систематизации. После того как педагог разложит три картинки, он передает их ребенку, предлагает ему разложить картинки дальше, раскладывает первые две картинки (например, волк и корова), затем подкладывает еще одну правильно (например, под корову подкладывается картинка, где нарисована овца). Передав картинки ребенку, педагог молча наблюдает за его деятельностью. Если ребенок ошибается, педагог молча перекладывает картинку в нужную группу. По окончании работы педагог спрашивает ребенка, почему тот разложил картинки на эти две группы, и какое название он может дать этим группам.
Анализ результатов
В норме классификация картинок занимает не больше 5—7 мин, медлительные дети делают это за 8—10 мин. Главное внимание обращается на характер работы и количество ошибок.
Средний уровень развития словесно-логического мышления. Ребенок допускает 2—3 ошибки, преимущественно в самом начале работы, правильно называет группы обобщающим понятием.
Низкий уровень. Ребенок допускает более 5 ошибок, раскладывает хаотично, дает название не всем группам.
Педагог вводит вербальное обозначение классифицируемых понятий. Как правило, детям говорят: «А зачем ты кладешь рисунок лошадки в эту группу? Ведь тут тигр, лев, волк, т.е. только те животные, которые живут на воле, в лесу или в джунглях. Это — дикие животные, а лошадь — домашнее животное, она живет с человеком, и эту картинку надо положить в ту группу, где корова, свинья». После этого классификацию доводят до конца, но не оценивают. Для диагностики мышления и процесса обучаемости ребенку дают другой набор карточек и в этом случае работу не прерывают даже тогда, когда он допускает ошибки.
Задержка психического развития, интеллектуальное недоразвитие. Ребенок после объяснения взрослого не может справиться с заданием либо не может назвать разложенные группы картинок. Для подтверждения диагноза через день-два можно предложить провести более легкую классификацию (овощи и мебель, люди и транспорт), с которой справляются даже дети 4,5—5 лет.
Тест «Нелепицы» для детей 5-7 лет
Цели:
- Оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между объектами этого мира (животными, их образом жизни, природой).
- Оценить умения ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Оборудование: Картинка с изображением 7 нелепиц.
Педагог предлагает ребенку посмотреть на картинку и сказать, все ли находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь ребенку покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, он должен указать на это и объяснить, почему это не так и как должно быть.
Вначале ребенку показывают картинку с нелепицами. Во время рассматривания ребенок получает инструкцию.
Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции рисунка и выполнения задания — 3 мин. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Анализ результатов
- 10 баллов — за отведенное время (3 мин) ребенок заметил все 7 нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так и как должно быть;
- 8—9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 из них не сумел объяснить или сказать, как должно быть на самом деле;
- 6—7 баллов — ребенок отметил и заметил все нелепицы, но 3— 4 из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть;
- 4—5 баллов — ребенок заметил все нелепицы, но 5—7 из них не успел за 3 мин до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть;
- 2—3 балла — за 3 мин ребенок не успел заметить 1—4 нелепицы, а до объяснения дело не дошло;
- 0—1 балл — за 3 мин ребенок успел обнаружить меньше 4-х нелепиц.
Выводы об уровне развития:
- — очень высокий — 10 баллов;
- — высокий — 8—9 баллов;
- — средний — 4—7 баллов;
- — низкий — 2—3 балла;
- — очень низкий — 0— 1 балл.
Тест «Что здесь лишнее?» для детей 4-6 лет
Цель: Исследовать процессы образно-логического мышления, операций анализа и обобщения.
На каждой из этих картинок один из четырех изображенных предметов лишний. Педагог предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки и определить, какой предмет и почему является лишним.
На решение задачи отводится 3 мин. Картинки можно предъявлять по одной.
Анализ результатов
- 10 баллов — ребенок решил задачу меньше чем за 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними;
- 8—9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 мин;
- 6—7 баллов — ребенок справился с задачей за 1,5—2 мин;
- 4—5 баллов — ребенок решил задачу за 2—2,5 мин;
- 2—3 балла — ребенок решил задачу за 2,5—3 мин;
- 0— 1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития:
- очень высокий — 10 баллов;
- высокий — 8—9 баллов;
- средний — 4—7 баллов;
- низкий — 2—3 балла;
- очень низкий — 0—1 балл.
Тест «Лишний предмет» для детей 4-6 лет
Цель: Оценить уровень образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения.
Оборудование: Карточки (6 шт.) с 4 предметами, один из которых лишний.
На картинке один из 4 предметов лишний. Педагог предлагает ребенку внимательно посмотреть и сказать, какой предмет лишний, почему и как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом. Картинки ребенку предлагаются по одной по порядку.
Анализ результатов
Если ребенок 6—7 лет правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум в 4-х карточках, — это хороший уровень развития образно-логического мышления.
Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Ярослава Йерасика
Цель: Исследовать умения ребенка определять понятия, выяснять причины, выявлять сходство и различие в объектах.
1. Какое животное больше — лошадь или собака:
а) лошадь — 0 баллов;
б) неправильный ответ — -5 баллов.
2. Утром вы завтракаете, а днем:
а) обедаете, вы едите суп, мясо — 0 баллов;
б) ужинаете, спите и другие ошибочные ответы — -3 балла.
3. Днем светло, а ночью:
а) темно — 0 баллов;
б) неправильный ответ — -4 балла.
4. Небо голубое, а трава:
а) зеленая — 0 баллов;
б) неправильный ответ — -4 балла.
5. Черешни, груши, сливы, яблоки — это:
а) фрукты — 1 балл;
б) неправильный ответ — -1 балл.
6. Шлагбаум опускается раньше, чем пройдет поезд:
а) чтобы поезд не столкнулся с автомобилем — 1 балл;
б) чтобы никто не попал под поезд (и т.д.) — 0 баллов;
в) неправильный ответ — -1 балл.
7. Москва, Рязань, Санкт-Петербург — это:
а) города — 1 балл;
б) станции — 0 баллов;
в) неправильный ответ — -1 балл.
8. Который час показывают часы (показать на часах):
а) хорошо показано — 4 балла;
б) показаны только четверть, целый час, четверть и час, правильно — 3 балла;
в) не знает часов — 0 баллов.
9. Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это.., маленькая овечка — это:
а) щенок, ягненок — 4 балла;
б) только один ответ из двух — 0 баллов;
в) неправильный ответ — -1 балл.
10. На кого больше похожа собака, чем похожа и что у них общего:
а) на кошку, потому что у нее тоже четыре лапы, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) — 0 баллов;
б) на кошку (без приведения признаков подобия) — -1 балл;
в) на курицу — -3 балла.
11. Почему у всех автомобилей есть тормоза:
а) две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте; остановиться в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) — 1 балл;
б) одна причина — 0 баллов;
в) неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) — -1 балл.
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор:
а) два общих признака (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, ими можно забивать гвозди) — 3 балла;
б) одно подобие — 2 балла;
в) неправильный ответ — 0 баллов.
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка:
а) определение, что это животные, или приведение двух общих признаков (у них по четыре лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазать по деревьям) — 3 балла;
б) одно подобие — 2 балла;
в) неправильный ответ — 0 баллов.
14. Чем отличаются гвоздь и винт и как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой:
а) у них есть разные признаки: у винта — нарезка (резьба, тонкая закрученная линия, вокруг зарубки) — 3 балла;
б) винт завинчивается, а гвоздь забивается; у винта есть гайка — 2 балла;
в) неправильный ответ — 0 баллов.
15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это:
а) спорт, физкультура — 3 балла;
б) игры (упражнения), гимнастика, состязания — 2 балла;
в) неправильный ответ — 0 баллов.
16. Какие ты знаешь транспортные средства:
а) три наземных транспортных средства, самолет и корабль — 4 балла;
б) только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства — это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться, — 2 балла;
в) неправильный ответ — 0 баллов.
17. Чем отличается старый человек от молодого и какая между ними разница:
а) три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже
не может работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен; скорее умрет, чем молодой) — 4 балла;
б) одно или два различия — 2 балла;
в) неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) — 0 баллов.
18. Почему люди занимаются спортом:
а) по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, подвижными, стройными; они хотят добиться рекорда и т.д.) — 4 балла;
б) одна причина — 2 балла;
в) неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) — 0 баллов.
19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы:
а) остальные должны за него работать (или выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой); он ленивый, мало зарабатывает и не может ничего купить — 2 балла;
б) неправильный ответ — 0 баллов;
20. Почему на конверт нужно приклеивать марку:
а) так платят за пересылку, перевозку письма — 5 баллов;
б) получатель за письмо без марки должен был бы уплатить штраф — 2 балла;
в) неправильный ответ — 0 баллов.
Анализ результатов
После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, набранных по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:
- первая — от +24 и более;
- вторая — от +14 до +23;
- третья — от 0 до +13;
- четвертая — от —1 до —10;
- пятая — менее —11.
Выводы об уровне развития: по классификации положительными считаются первые три группы; дети, набравшие от +24 до + 13 баллов, считаются готовыми к обучению в школе.
Список литературы
- Асанин С., «Смекалка для малышей». (Занимательные задачи, головоломки, ребусы.)., Москва., «Омега»., стр. 127 – 211.
- Городкова Т.В., Елкина Н.В. «Детские кроссворды»., М., 2014. – 353с.
- Кордемский Б.А. Словесная смекалка. — М.: ГИФМЛ, 1958. — С. 189-194.
- Ливинский В. Журнал «Не скучай», стр. 193 – 197.
- Лучшие игры и головоломки, или самый настоящий логический цирк / пер. с англ. М. И. Антипина. — М.: АСТ, Арель,2009. — С. 123. — 255 с.
- Шарады и ребусы/Н.В.Удальцова - М.: Чистые пруды, 2010 – 32с.: ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика», вып.35).
- Мочалов Л.П. Головоломки. — М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1980. — 128 с.
Электронные ресурсы