Пояснительная записка.
Дошкольная речевая и языковая подготовка ориентирована на непосредственное обеспечение дальнейшего успешного обучения детей в начальной школе. При определении характера и содержания дошкольной подготовки в области родного языка учитывались следующие цели: достижение определенного возможного уровня всестороннего гармонического развития ребенка.
Задачи обучения родному языку детей 5-6 лет состоят в том, чтобы развивать их речь, фонематический слух, воспитывать интерес к детской книге, научить любить ее, подготовить руку и глаз к письму. Наряду со специфическими задачами конкретного предмета – родного языка – ставится цель обеспечить ребенку общую готовность к обучению в начальной школе. К достижению этой цели ведет решение частных задач: воспитание у ребенка усидчивости, внимательности, прилежания, аккуратности при выполнении заданий. Дошкольная подготовка должна способствовать развитию умственных сил детей, формированию таких компонентов учебной деятельности, как понимание поставленной учителем задачи, выполнение умственных и практических действий, контроль и самоконтроль при выполнении заданий. Большое внимание должно уделяться развитию психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
Содержание дошкольной языковой и речевой подготовки включает следующие линии:
- обучение звуковому анализу слов;
- развитие речи;
Звуковой анализ рассматривается как предпосылка для обучения первоначальному чтению и освоению основ русской графики. Обучение звуковому анализу ставит задачами познакомить детей со звуками русского языка, их артикуляционными признаками, основными группами звуков, научить различать звуки гласные и согласные, определять качество согласных (твердость и мягкость), дать представления о слоге. Опережающий звуковой анализ проводится на диапазоне всех звуков русского языка до изучения букв. Зачитать может только тот ребенок, который слышит отдельные звуки в слове, имеет отчетливое представление о звуках речи, умеет расчленить прямой слог на два звука: согласный и гласный. Поэтому обучение звуковому анализу, как «умственному действию по установлению последовательности звуков в слове» (Д.Б. Эльконин) предшествует обучению чтению, опережает его. Обучение дошкольников этому важному умению происходит на протяжении длительного времени. Тем самым закладываются прочные основы для синтеза и письма как фиксации звуков в слове, ибо умение слышать звуки, определять их качество и порядок в слове, соотносить звуки с буквами (на данном этапе печатными), умение обозначать твердость и мягкость согласных звуков буквами – все это закладывает основу для дальнейшего усвоения русского правописания. На занятиях языком дошкольники обучаются умению различать их на слух и в произношении звуки гласные и согласные, определять их место в слове. Для звукового анализа привлекаются слова различной звуко-слоговой структуры: от простой к постепенно усложняющейся. Дети учатся сравнивать слова по слоговому и звуковому составу, практически знакомятся со смыслоразличительной ролью звуков, получают понятие о слогоделении и учатся выделять ударения в словах.
Развитие речи дошкольника является предметом постоянного внимания педагога. Эта содержательная часть подготовки предусматривает широкий круг работы над устной речью: формирование качеств и норм устной речи; обучение связной речи; обогащение детского словаря. Под качеством речи подразумевается чёткость, внятность, громкость речи. Дети обучаются говорить не спеша, отчётливо выговаривая слова, отдельные звуки в словах. При разговоре, пересказе прослушанного учитель обучает детей тону и темпу речи в зависимости от содержания высказывания, учит говорить громко и тихо, медленно и в ускоренном темпе. Дети учатся передавать интонацию предложений при составлении диалога, ставить вопросы и отвечать на них; воспроизводить диалоги из прослушанных текстов. На занятиях языком учитель постоянно общается с детьми, поскольку они остро нуждаются в таком общении, и исподволь решает задачи речевого развития.
Заботясь о развитие связной речи, учитель использует разнообразные виды работ: пересказ, словесные импровизации (на основе увиденного, услышанного, на основе впечатлений и наблюдений); рассказывание по картине, по серии сюжетных картинок, по иллюстрациям. Обучая пересказу, учитель следит за тем, чтобы дети не пропускали важных моментов, использовали структурные компоненты пересказываемого произведения (в сказке – зачин, повторы, песенки действующих лиц; в рассказе – начало основная часть, концовка), а также образные слова и выражения, которые есть в тексте произведения. Связная речь детей совершенствуется в таких видах работы, как продолжение (рассказа, сказки) по данному началу, придумывание детьми своих рассказов и сказок (словесное творчество).
Большое внимание программа дошкольной речевой подготовки уделяет формированию правильной речи. Учитель закрепляет в устной речи детей правильное ударение в наиболее употребительных словах и их формах, а также нормы правильного словоупотребления. В процессе общения с детьми учитель постоянно заботится об уточнении, расширении и обогащении словарного запаса детей, раскрывая значение новых для них слов.
Планирование логопедических занятий с дошкольниками 5-6 лет, имеющими ФФН из группы адаптации к условиям школьной жизни.
I этап. Закрепление правильного произношения изучаемого звука. При подборе лексического материала необходимо предусмотреть его разнообразие, насыщенность изучаемым звуком, при этом исключить по возможности дефектные и смешиваемые звуки. Рекомендуется включить упражнения на употребление усвоенных детьми лексико-грамматических категорий (ед. и мн. Числа существительных, согласование прилагательных и числительных с существительными, приставочные глаголы и т. д.), а также различные вида работ, направленные на развитие связной речи(составление предложений, распространение их однородными членами, составление рассказа по картине, серии картин, пересказ. В процессе выработки правильного произношения звуков логопед учит детей сопоставлять изучаемые звуки.
II этап. Дифференциация звуков (на слух и в произношении). Процесс овладения детьми произношением предусматривает активную мотивацию, насыщенную познавательную работу по наблюдению над звуками речи, словами, морфологическими элементами.
Работа по развитию фонетической стороны речи проводится одновременно с работой по различению фонем родного языка, на отработку фонем из разных противопоставленных групп позволяет активизировать фонематическое восприятие.
Темы занятий по развитию фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза
Период обучения | Содержание периода | Темы занятий по развитию фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза | Кол-во часов |
I | Изучаемые звуки и буквы | 1. Звуки и буквы а, о 2. Звук и буква у. 3. Звуки и буквы и, э 4. Звуки и буквы а, о, у, и. 5. Звук и буква ы. 6. Звуки п, п’ буква п. 7. Звуки т, т’ буква т. 8. Звуки к, к’ буква к. 9. Звуки х, х’, буква х. |
9 |
Задачи периода | · Выделение гласных звуков из ряда других звуков. Выделение ударного гласного в начале слова. · Анализ звукового ряда. · Выделение первого и последнего согласного звука в слове. · Анализ и синтез обратных слогов. · Преобразование слогов путем изменения одного звука. |
||
II | Изучаемые звуки и буквы | 1. Звук и буква й. 2. Звуки с-с’, буква с. 3. Звуки з-буква з. 4. Дифференциация с-з. 5. Дифференциация с’-з’. 6. Звуки и буквы ш, ж. 7. Буква ц. 8. Дифференциация звуков с-ш. 9. Дифференциация звуков с-ш-ж. |
9 |
Задачи периода | · Дифференциация звуков на слух, выделение их в ряду других звуков, нахождение их в слове. · Определение места звука в слове. · Выделение гласного звука в положении после согласного. · Анализ и синтез прямого слога. |
||
III | Изучаемые звуки и буквы | 1. Звук и буква л. 2. Звук и буква р. 3. Звуки л-л’. 4. Звуки р-р’. 5. Дифференциация л-р. 6. Буква ч. 7. Буква щ. 8. Дифференциация ч-щ. 9. Дифференциация ш-щ |
9 |
Задачи периода | · Различение на слух и в произношении изучаемых звуков. Выделение их среди других звуков и слогов. · Определение наличия данных звуков в слове и их позиции. · Анализ и синтез прямых и обратных слогов. · Анализ и синтез односложных слов. Преобразование слов путем замены первых звуков. · Знакомство со схемой слова. · Выделение кружочками разного цвета гласных и согласных звуков. |
Программа логопедических занятий с дошкольниками 5-6 лет имеющих ОНР из группы адаптации к условиям школьной жизни.
I этап. Закрепление лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.
- Закрепление навыка употребления категорий множественного числа существительных, формы родительного падежа с предлогом у.
- Согласование притяжательных местоимений с существительными мужского, женского и среднего рода.
- Категории числа и лица глаголов настоящего времени (я пою, мы поем, вы поете, они поют).
- Употребление категорий прошедшего времени глаголов множественного числа (гуляли, пели, катали).
- Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст.
II этап. Закрепление лексико-грамматических категорий развитие связной речи.
- Закрепление навыков согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (синий пояс, зеленая вода); образование относительных прилагательных (меховая шуба, меховые сапоги, сосновый лес, стеклянный стакан и т.д.).
- Согласование числительных и существительных.
- Подбор однокоренных слов. Составление предложений путем введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений.
- Составление рассказов по картине, серии картин, пересказ. Заучивание стихотворений.
III этап. Составление разных типов рассказов. Закрепление навыка образования уменьшительной формы существительных
- Подбор однокоренных слов, приставочных глаголов.
- Употребление предложных конструкций.
- Подбор слов с противоположным значением.
- Образование существительных от глаголов и наоборот.
- Закрепление навыков употребления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с разными придаточными.
Планирование занятий для детей 5-6 летнего возраста из группы адаптации к условиям школьной жизни, имеющих ОНР.
№ | Темы занятий по развитию словарного запаса и грамматического строя речи | Кол-во часов |
1. | Овощи. | 1 |
2. | Фрукты. | 1 |
3. | Ягоды. Грибы. | 1 |
4. | Осень. Деревья. | 1 |
5. | Дикие животные. | 1 |
6. | Дикие животные готовятся к зиме. | 1 |
7. | Перелетные птицы. | 1 |
8. | Зимующие птицы. | 1 |
9. | Домашние животные. | 1 |
10. | Домашние животные, птицы и их детеныши. | 1 |
И. | Зима. Зимняя одежда. | 1 |
12. | Зимние забавы. Новый год. | 1 |
13. | Человек. Части тела. | 1 |
14. | Транспорт. | 2 |
15. | Материалы и инструменты. | 1 |
16. | Профессии. | 1 |
17. | Защитники отечества. | 1 |
18. | Времена года. | 1 |
19. | Мамин день. Семья. | 1 |
20. | Цветы. | 1 |
21. | Ателье. Электроприборы. | 1 |
22. | Весна в природе. | 1 |
23. | Труд людей весной. | 1 |
24. | Космос. | 1 |
25. | Возвращение птиц. Насекомые. | 1 |
26. | Посуда. Продукты питания. | 1 |
27. | Животные жарких стран. | 1 |