Программа по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников "Автор"

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) и чтения (дислексия) обусловлен тем, что в последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе, так как письменная речь стимулирует психическое развитие ребенка, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на дальнейшее формирование личности.

Анализ исследования на выявление предпосылок дисграфии у дошкольников 6–7-летнего возраста, проведенного Л.Г. Парамоновой, показал, что более половины (55,5%) детей старшего дошкольного возраста не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость. Необходимо обратиться к истокам проблемы, то есть к дошкольному возрасту, ведь любую болезнь легче предупредить, чем вылечить. Поэтому актуально ведение профилактической работы по предупреждению дисграфии и дислексии в детском саду.

С этой целью была разработана программа, которая является результатом обобщения многолетнего опыта работы специалистов МДОУ “Детский сад комбинированного вида № 136” с детьми коррекционных и массовых групп. В ней наряду с общеизвестными заданиями использованы игры и упражнения, самостоятельно разработанные авторами программы.

Новизна программы состоит в том, что в ней систематизирован практический материал с учетом методических требований современной логопедии по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников, составлен перспективный план, отражающий последовательность изучения материала, цели и задачи прохождения каждого аспекта работы. Программа позволяет вести профилактическую работу целенаправленно и планомерно, так как в ней отражен системный подход, позволяющий в дальнейшем отследить динамику развития письменной речи ребенка.

Цель программы – работа по предупреждению возможных нарушений письма и чтения у дошкольников.

Программные задачи:

  • развитие у детей зрительно-пространственных функций, психических процессов, аналитико-синтетической деятельности, фонематического восприятия;
  • развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков;
  • формирование звукового анализа и синтеза;
  • устранение нарушений устной речи.

Разработанные и систематизированные игры и упражнения опираются на рече-слуховой, речедвигательный и зрительный анализаторы. Они стимулируют развитие произвольности психических процессов, продолжительной умственной трудоспособности, наглядно-схематического и логического мышления, умения обобщать и классифицировать предметы и понятия.

Программа предусмотрена для работы с детьми подготовительной к школе группе (6–7 лет). Ей можно пользоваться как при подгрупповой, так и при индивидуальной форме проведения занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю в рамках индивидуальной или кружковой работы, а также в качестве интегрированных занятий по подготовке к обучению грамоте дошкольников как общеобразовательных, так и коррекционных групп. Всего 72 занятия в год (см. перспективное планирование, Приложение 1). Каждое занятие включает в себя разнообразные игры и упражнения, к которым предлагаются инструкции и методические рекомендации. Развитие ребенка происходит за счет постоянного усложнения содержания. Уже после нескольких занятий дети начинают сами свободно ориентироваться в условиях заданий. От взрослого требуется только стимуляция, контроль и поощрение деятельности ребенка.

Организация обучения предусматривает кроме специально организованного занятия совместную работу педагогов с детьми вне занятия, при этом методика настолько проста, что позволяет проводить работу с ребенком не только логопедам, дефектологам и воспитателям, но и непосредственно родителям.

Пользуясь программой, необходимо помнить:

  1. Звуки произносим и слышим, а буквы пишем и видим.
  2. Звук – это самое маленькое, что можно услышать и произнести. Произносить его нужно четко и ясно, без “примесей” других звуков. Например, не ПЭ, а П, не НЭ, а Н.
  3. Чтобы познакомить ребенка с буквой, надо произносить не ее официальное название, а тот звук, который она обозначает. В русском языке 33 буквы. Из них две буквы (Ь и Ъ знаки) не имеют звуков. Зато буквы Я,Ю,Е, Ё, стоящие после гласных, в начале слова и после мягкого, твёрдого знака, обозначают два звука. Я=йа, Ю=йу, Ё=йо, Е=йэ.
  4. Гласные буквы принято выделять красным цветом, твердые согласные – синим (как синий твердый лед), а мягкие согласные – зеленым (как зеленая мягкая травка).
  5. Ч,Щ,Й – всегда мягкие, а Ж,Ш,Ц – всегда твердые, М,Н,Р,Л согласные не имеют пары.
  6. Слог – это часть слова (сколько в слове гласных, столько и слогов).
  7. Ударение – выделение голосом гласного звука. (ударный звук произносится с большей силой голоса)
  8. Сделать анализ слога – это значит определить количество звуков в слоге, произнести все звуки, назвать гласный звук и согласный.
  9. Сделать анализ слова – это значит определить количество слогов и звуков в слове, дать характеристику каждому звуку.
  10. Составить схему слова – это значит определить количество слогов и звуков в слове, нарисовать кружочки, обозначающие звуки, нужными цветами.
  11. Речевой анализ предложения предусматривает определение количества слов, количество слогов и звуков в слове, в предложении.
  12. Следует обратить внимание на единственное и множественное число предметов: одна – рыба, а две – рыбы.
  13. Нужно обращать внимание детей, что предложения начинаются с большой буквы, имена людей, клички животных, города пишут с большой буквы, в конце предложения ставится . ! ?
  14. Скороговорки желательно учить наизусть, стараться ясно произносить звуки в словах.
  15. Обязательно пересказывать сказки. Выделять слова с заданным звуком.
  16. Перед проведением каждого занятия нужно обязательно прочитать подсказки к заданиям.
  17. Не пренебрегайте заданиями, которые могут показаться недостаточно важными. Каждое из них выполняет определенную задачу и является ступенькой для решения следующей.

Мы будем рады, если наша программа попадет в руки заботливым родителям и не останется без внимания учителей-логопедов, учителей-дефектологов и педагогов, и надеемся, что многие дети будут своевременно подготовлены к школе и смогут избежать возможных нарушений письма и чтения.

Приложение 2. Методическое оснащение программы.