Программа по логоритмике «Музыкальная полянка»
Пояснительная записка
Настоящая программа по логоритмике разработана для детей со сложными дефектами.
Данная программа базируется на основных положениях программ и методических пособий:
по логопедии:
- Малер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
по логоритмике:
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М: ВЛАДОС, 2008;
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду; Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
За последние годы отмечается рост количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работая с детьми с интеллектуальной недостаточностью, имеющими нарушения речевой функции, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания необходимо использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Поэтому введение предмета логопедическая ритмика в программу начальных классов обусловлено необходимостью осуществления действенного способа коррекции и компенсации недостатков речевого, моторного и психического развития и открывает дополнительные возможности для успешного их развития.
Понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Процентное содержание перечисленных компонентов может быть разнообразным, с преобладанием одного из них или связи между ними в зависимости от тяжести речевого нарушения, от этапа коррекционного воздействия.
Настоящая программа составлена на 32 часа в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность занятия занимает 20—40 мин. При проведении учитывается самочувствие детей, их эмоциональное состояние.
Логоритмические занятия проводятся логопедом и учителем музыки и пения. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Учитель музыки и пения сочетает музыку, речь и движения, логопед продолжает работу, проводимую на логопедических занятиях. Такая комплексная форма способствует коррекции речевых нарушений у детей и развитию личности в целом.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
Образовательные:
- расширять и обогащать словарный запас;
- формировать представления детей о пространстве и умения ориентироваться в нем;
- систематизировать знания о фонетической, лексической, грамматической сторонах речи;
- расширять представления в области музыкальной культуры;
- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
- развивать звуковысотный, тембровый и динамический слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку, музыкально- исполнительские навыки;
- совершенствовать двигательные умения и навыки.
Коррекционные:
- развивать слуховое внимание, фонематический слух;
- коррегировать грамматический строй речи (ответы на вопросы в определенной грамматической форме);
- формировать слоговую структуру слова (отхлопывание ритмических рисунков, упражнения на развитие чувства ритма);
- коррегировать звукопроизношение (артикуляционные упражнения, проговаривание стихов, специально подобранных согласно этапу логопедической работы);
- развивать просодическую сторону речи (дыхательные и голосовые упражнения);
- формировать связную речь, коммуникативные возможности (игры-диалоги, игры-инсценировки, подвижные игры);
- развивать певческий диапазон голоса.
Воспитательные:
- воспитывать выразительность и грацию движений;
- помогать самовыражению детей с отклонениями в развитии через занятия музыкальной деятельностью;
- содействовать приобретению навыков искреннего, свободного общения с окружающими;
- активизировать творческие способности.
- развивать чувство ритма;
- коррегировать слухо-зрительнодвигательную координацию;
- развивать пространственную организацию движений;
- развивать общую и тонкую моторику, мимику.
Здоровьесберегающие:
- укреплять костно-мышечный аппарат;
- развивать физиологическое дыхание;
- совершенствовать моторные функции;
- содействовать улучшению соматического здоровья.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса: преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды.
Курс включает следующие разделы:
№ |
Название раздела, темы |
Количество |
1. |
Раздел I. «Путешествие в мир знаний». |
3 |
2. |
Раздел II. «Осень». |
4 |
3. |
Раздел III. «Птицы. Животные» |
4 |
4. |
Раздел IV. «Зима» |
4 |
5. |
Раздел V. «Одежда. Обувь» |
2 |
6. |
Раздел VI. «Наша Родина» |
4 |
7. |
Раздел VII. «Весна» |
8 |
8. |
Раздел VIII. «Май» |
3 |
|
Всего |
32 |
Особенность изучаемого курса состоит в том, что в планировании логоритмических занятий используется принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, школа, птицы и т.д.). Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.
Предложенная нами тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствуют формированию у воспитанников устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является то, что коррекционная работа с воспитанниками со сложным дефектом представляет проблему для специалистов. Данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. Общим для детей со сложным дефектом являются наличие интеллектуальных нарушений и сопутствующего заболевания (ДЦП, синдром Дауна, гидроцефалия, порезы и т.д.). У воспитанников наблюдаются нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. Это выражается низкой способностью к мышлению – процессам отвлечения и обобщения, недостаточностью памяти, внимания. Недоразвитие способности к познавательной деятельности связано со слабостью логического мышления, замедленностью темпа психических процессов, их подвижности, переключаемости, недостаточностью восприятия, моторики, памяти, внимания, речи, несформированностью эмоциональной сферы и личности в целом. Недоразвитие высших форм познавательной деятельности оказывает отрицательное влияние на формирование речи.
У воспитанников коррекционной школы нарушения речи являются распространенными и имеют стойкий характер. У них наблюдается системное недоразвитие речи различной степени тяжести. Формы речевой патологии разнообразны: алалия, дизартрия, дислалия и т.д. У большинства воспитанников - полиморфное нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа, аграмматизмы, нарушение сложных форм словообразования, недостаточная сформированность связной речи, ограниченный словарный запас. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие детей и являются серьезным препятствием в овладении ими правильным чтением и письмом. Своевременное устранение нарушения речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации воспитанников коррекционной школы.
На логоритмических занятиях используется материал, который отработан на логопедических занятиях и уроках музыки и пения, ритмики. Каждое логоритмическое занятие построено на одном тематическом (лексическом материале). Логоритмическое занятие имеет следующую структуру: вводную, основную часть и релаксацию.
Примерная схема логоритмического занятия
Вводная часть.
Упражнения на различные виды ходьбы и бега. Упражнения для развития речевого дыхания. Вводная часть проводится в игровой форме в соответствии с темой занятия. Задача этой части – активизация слухового внимания воспитанников, формирование положительного настроя на занятие.
Основная часть.
Упражнение для развития мышечного тонуса. Упражнения на развитие голоса, артикуляции и дикции. Упражнения на развитие статической и динамической координации движений. Упражнения для развития чувства ритма. Упражнения для развития мимической и мелкой моторики.
Упражнения для развития переключаемости движений. Основная часть включает следующие компоненты:
- Активизация слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти;
- Совершенствование общей и мелкой моторики;
- Развитие пространственных представлений;
- Развитие фонетико-фонематического восприятия;
- Формирование правильного звукопроизношения;
- Развитие физиологического и речевого дыхания.
Заключительная часть.
Она является одной из значимых частей занятия, так как дает воспитанникам возможность ощутить разницу между напряжением и расслаблением мышц. Упражнения на мышечное расслабление. Упражнения для развития дыхания. Научить этому можно только во время игры, в которой напряжение чередуется с расслаблением разных групп мышц. Умение ребенка расслабляться способствует развитию естественных движений.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Поэтому Г.А.Волкова рекомендует использовать в логопедической работе по коррекции неречевых и речевых функций следующие средства логопедической ритмики:
- вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях);
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- упражнения, активизирующие внимание;
- счетные упражнения;
- речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;
- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
- ритмические упражнения;
- пение;
- игру на музыкальных инструментах;
- музыкальную самостоятельную деятельность;
- игровую деятельность;
- упражнения для развития творческой инициативы;
- заключительные упражнения.
Материал для занятия подбирается с учетом двигательных и речевых возможностей детей. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных навыков. В начале коррекционного курса отрабатываются двигательные умения и навыки. Затем на этой основе строится речевая работа.
Формами организации учебного процесса на занятиях логоритмикой являются: фронтальная, групповая работа с воспитанниками. Используются разные формы логоритмических занятий (традиционное, сказка, игра, путешествие и т.п.), объединенных общей лексической темой.
Программа предусматривает возможность самостоятельного выбора педагогом средств и методов обучения. Основными методами и приемами являются:
1) наглядный;
2) словесный;
3) практический метод.
При обучении движению используются различные приемы:
1) наглядно-зрительные (показ педагогом образца движения подражание образцам окружающей жизни; наглядных пособий (презентаций, фотографий, иллюстраций и т.п.);
2) наглядно-слуховые (инструментальная и вокальная музыка, стихотворения в форме двух-четырехстиший, сигналы музыкальных инструментов и т.п.);
При словесном методе используются следующие приемы:
1) краткое объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт;
2) пояснение, сопровождающее показ движения или уточняющее его отдельные элементы;
3) указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения или при самостоятельном выполнении упражнений воспитанниками;
4) беседа при введении новых упражнений и подвижных игр, когда требуется разъяснить двигательные действия, уточнить сюжет подвижной игры и т.д.;
5) вопросы детям до выполнения ими движения для осознания последовательности действий или проверки его представлений об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т.п.;
6) команды, распоряжения и сигналы, требующие от педагога различной интонации и динамики. В качестве команд, сигналов можно использовать считалки, которыми так богато русское народное творчество;
7) образный сюжетный рассказ, служащий для развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ. Сюжетный рассказ в полторы–две минуты вызывает у воспитанников воссоздающее воображение, способствует зрительному восприятию всей ситуации, стимулирует эмоциональное воспроизведение.
Практические методы
Приемы, относящиеся к практическому методу, связаны с наглядностью и словом.
Игровой — наиболее специфичный и эмоционально-эффективный, учитывает элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления; дает возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую инициативу на логоритмических занятиях.
Контроль достижений воспитанников осуществляется в форме наблюдения и устного опроса в конце каждого раздела.
Обеспечение курса:
- Музыкальные инструменты (фортепиано, синтезатор, детские музыкальные инструменты: колокольчик, бубен, погремушки, барабан, металлофон);
- Технические средства обучения (музыкальный центр с функциями проигрывания компакт-дисков);
- Музыкально- дидактические пособия (аудиозаписи, компакт-диски, нотная и методическая литература);
- Логопедические альбомы;
- Дидактический и наглядный материал по коррекции звукопроизношения и по оюогащению и активизации словарного запаса.
Требования к результатам обучения воспитанников 1 класса:
Воспитанники должны знать:
- Названия предметов и в пассиве соотносить предметы и действия с их словесным обозначениям;
- Основы правильного речевого дыхания.
Воспитанники должны уметь:
- Делать объемный вдох и плавный выдох;
- Выполнять по показу основные артикуляционные упражнения;
- Подражать слову взрослого;
- Правильно произносить гласные звуки;
- Ходить свободным шагом, двигаться по кругу в различных направлениях, не мешая друг другу;
- Выполнять движения в соответствии со звучанием музыки.
Требования к результатам обучения воспитанников 2 класса:
Воспитанники должны знать:
- Место ударения в заученных словах;
- Простейшие приемы игры на детских шумовых музыкальных инструментах.
Воспитанники должны уметь:
- Соотносить предметы с их функцией, названной педагогом, узнавать знакомые предметы по описанию главных его признаков;
- Произносить и пропевать гласные звуки, односложные и двухсложные слова, сохраняя ритмико-интонационную структуру;
- Строить двухсложные предложения, выражать свои желания;
- Выполнять движения в соответствии со звучанием музыки;
- Организованно строиться в шеренгу, колонну;
- Самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции педагога, по звуковым и музыкальным сигналам;
- Согласовывать движения с ритмичным проговариванием текста;
- Ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями.
- Подпевать окончание фраз.
Требования к результатам обучения воспитанников 3 класса:
Воспитанники должны знать:
- Правильную артикуляцию согласных звуков: п, б, т, д, м, н, г, к, х;
Воспитанники должны уметь:
- Воспроизводить ритмико-слоговую структуру трехсложных слов с правильным произношением ударных и безударных гласных;
- Грамматически правильно строить предложения, состоящие из 3-5 слов;
- Передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки;
- Передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
- Исполнять выученные песни ритмично и выразительно.
Требования к результатам обучения воспитанников 4 класса:
Воспитанники должны знать:
- Правильную артикуляцию свистящих и шипящих звуков.
Воспитанники должны уметь:
- Различать слова, сходные по звучания;
- Четко воспроизводить ритмико-слоговую структуру трех- и четырехсложных слов;
- Правильно составлять предложения разных типов, состоящих и 3-6 слов.
- Правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыки;
- Отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движения в соответствии со сменой частей музыкальных фраз;
- Ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера.
Тематический план "Логоритмика"
(1 час в неделю. Всего 32 часа)
№ |
Название раздела, темы |
Количество |
|
Раздел I. «Путешествие в мир знаний» |
3 |
1.1 |
«Приключения Буратино». |
1 |
1.2 |
«Учиться надо весело». |
1 |
1.3 |
«Если умным хочешь быть». |
1 |
|
Раздел II. «Осень» |
4 |
2.1 |
«Путешествие в осенний лес». |
1 |
2.2 |
«Вершки и корешки» (Овощи). |
1 |
2.3 |
«Полная корзинка» (Фрукты). |
1 |
2.4 |
«У бабушки в деревне» |
1 |
|
Раздел III. «Птицы. Животные» |
4 |
3.1 |
«Наши пернатые друзья». |
1 |
3.2 |
«Зимующие птицы». |
1 |
3.3 |
«У кошки день рождения» (домашние животные). |
1 |
3.4 |
«Прогулка в зоопарк» (дикие животные). |
1 |
|
Раздел IV. «Зима» |
4 |
4.1 |
«Кто и как к зиме готовится». |
1 |
4.2 |
«Снежная баба». |
1 |
4.3 |
«Зимние забавы» |
1 |
4.4 |
«Дед Мороз спешит на елку» |
1 |
|
Раздел V. «Одежда. Обувь» |
2 |
5.1 |
«Сказка о Маше – растеряше» (одежда). |
1 |
5.2 |
«Поход на выставку обуви». |
1 |
|
Раздел VI. «Наша Родина» |
4 |
6.1 |
«Поездка по городу». |
1 |
6.2 |
«Крокодил Гена идет в Армию». |
1 |
6.3 |
«Армейская карусель». |
1 |
6.4 |
«Бойцы – молодцы». |
1 |
|
Раздел VII. «Весна» |
8 |
7.1 |
«Сказка о глупом мышонке». |
1 |
7.2 |
«Веселые музыканты». |
1 |
7.3 |
«Моя семья». |
1 |
7.4 |
«Весеннее солнышко». |
1 |
7.5 |
«Волшебный мир весенних цветов». |
1 |
7.6 |
«Приключения муравьишки – хвастуна». |
1 |
7.7 |
«В гостях у лягушат». |
1 |
7.8 |
«Муха – Цокотуха». |
1 |
|
Раздел VIII. «Май» |
2 |
8.1 |
«Как мышонок стал трудолюбивым». |
1 |
8.2 |
«День Победы». |
1 |
8.3 |
Итоговое занятие «Здравствуй, лето». |
1 |
|
Всего |
32 |
Список литературы
- Бабушкина, Р.Л. Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи [Текст] / – Р.Л. Бабушкина О.М. Кислякова. - М.: Просвещение, 2005.-123 c.
- Боромыкова, О.С. Коррекция речи и движений с музыкальным сопровождением. [Текст] / – О.С.Боромыкова. - М.: Просвещение, 2008.- 137 с.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. [Текст] / – Г.А.Волкова. - М: ВЛАДОС, 2008.-168 с.
- Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры: В помощь педагогам ДОУ для детей с речевыми нарушениями. [Текст] / – Л.Б.Гаврищева, Н.В.Нищева. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.- 32с.
- Гоголева, М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы. [Текст]/ – М.Ю.Гоголева. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 120с.
- Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2–З лет. / М.Ю.Картушина.— М.: ТЦ Сфера, 2008. — 128 с.
- Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. / М.Ю.Картушина.– М.: ТЦ Сфера, 2007.- 128 с.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. / М.Ю.Картушина.– М.: ТЦ Сфера, 2007.- 128 с.
- Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. / М.Ю.Картушина. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду; Методическое пособие. / М.Ю.Картушина.– М.: ТЦ Сфера, 2005.- 144 с.
- Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей. [Текст]/ Авт.-сост. О.В.Клезович.- Мн.: Аверсэв, 2005. – 152с.
- Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. [Текст] / Е.В.Кузнецова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. - 143 с.
- Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников / авт.-сост. В.А.Кныш [и др.]. – Минск: Аверсэв, 2009. — 188 с.
- Малер А.Р., Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] / А.Р.Малер, Г.В.Цикото, – М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 158 с.
- Методы обследования речи детей. [Текст]/ Под ред. Г.В.Чиркиной. – 4-е изд., доп.- М.: Аркти, 2005. – 240с.
- Музыка и движение: (Упражнения, игры и пляски для детей 3–4 лет). [Текст] / Сост. С.И.Бекина, Т П.Ломова, Е.Н.Соковнина. – М.: Просвещение, 1981.-158с.
- Музыка и движение: (Упражнения, игры и пляски для детей 5–6 лет). [Текст]/ Сост. С.И.Бекина, Т П.Ломова, Е.Н.Соковнина. – М.: Просвещение, 1983.-208с.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1–4 классы [Текст] / Под ред. В.Воронковой. - М.: Просвещение, 2009. – 221 с.
- Рабочие программы по 3 классу, для детей с тяжелой степенью нарушения интеллекта со сложным дефектом: учебное пособие. [Текст] / – Новокузнецк, 2005. – 92с.