Литература
-
"Искра Божья". Развитие творческого мышления — путь к познанию Мира и саморазвитию личности ( педагогическое исследование ) 2008
Работа посвяшена деятельности учителя по созданию образов на основе ассоциаций и объяснению этих образов, что должно способствовать развитию творческого мышления. Таким образом, учитель приводит учащихся к пониманию идейного содержания и авторского замысла, открывает новые смыслы. Важно с самого начала установить отношение ученика к изучаемому материалу, пробудить его душу, создать целостный обобщённый образ.
-
"Искусство – великая сила" (по рассказу Л. Улицкой «Бумажная победа» из сборника "Детство 49")
2014
Цель урока: воспитание нравственной личности, попытка показать учащимся, как искусство помогает человеку в самых сложных ситуациях выйти победителем. Музыкальные фрагменты, фотоматериалы, сборка оригами помогают почувствовать «атмосферу» рассказа. Детальная работа с текстом готовит учащихся к сочинению-рассуждению на тему «Искусство – великая сила».
-
"Искусство как зеркало самопознания". Интегрированный урок МХК и литература 2007
Интегрированный урок литературы и МХК в 11-м классе показывает на широком историко-культурном и литературном материале различных исторических эпох развитие представлений человека о себе самом и своем месте в окружающем мире, прослеживает преемственность философских идей и их отражение в искусстве и литературе от античности до Нового времени, развивает представления о едином мировом культурном и литературном пространстве.
-
"Искусство" "Золотого века" 2010
Данный урок проводится в 8-м классе после изучения темы «Образование и наука первой половины XIX века». Учащиеся учатся определять характерные черты академизма и реализма, являющиеся основными направлениями русского живописного искусства этого времени, характеризовать творчество ведущих художников первой половины XIX века.
-
Информационные технологии на уроках литературы. Тема урока: "Историческая повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2006
Высшая и истинная цель изучения истории состоит не в систематизации и заучивании дат, событий, имён – это лишь первая ступень. Историю изучают, чтобы понять её законы, разгадать какие-то сущностные черты характера народа. Идея неслучайности, закономерности событий истории, их глубокой внутренней взаимосвязи пронизывает всё творчество Пушкина. Реальные исторические фигуры, привлекавшие внимание Пушкина, обязательно находятся на переломе эпох: Пётр I, Борис Годунов, Емельян Пугачёв. Почему? Вероятно, в момент исторических переустройств как бы обнажаются "скрытые пружины механизма истории", явственнее видны причины и следствия – ибо в истории Пушкин стремится понять именно причинно-следственную взаимосвязь событий, отвергая фаталистическую точку зрения на развитие мира.
-
Информационные технологии на уроках литературы. Тема: "Своя игра" 2009
Данная игра хороша тем, что все учащиеся класса принимают самое активное участие. Причем активность проявляют и учащиеся со слабыми знаниями по предмету. Неоднократное использование подобных игр приводит не к простому заучиванию материала учебника, а к выработке у учащихся умения анализировать факты и логически мыслить, обосновывать выдвигаемые положения.
-
Информационные технологии на уроках литературы. Урок по теме: "…Милосердие… не бывает чрезмерным…" (по рассказу В.М. Шукшина "Как зайка летал на воздушных шариках") 2008
Знакомство учеников 5-го класса с нравственно-этическими ценностями на примере небольшого рассказа В.М. Шукшина "Как зайка летал на воздушных шариках". Кто-то может подумать, что рано об этом говорить с детьми 10–11-летнего возраста. Оказывается — нет. Они прекрасно понимают, о чем идет речь в данном рассказе, и делают глубокие наблюдения, приходят к правильным выводам. Именно об этом предлагаемый урок литературы, проведенный в 5-м классе. Урок проведен с использованием информационно-коммуникационных технологий.
-
Информационные технологии на уроках литературы. Урок-игра "Литература Красноярского края", 5-й класс 2009
Урок проводится после изучения произведений устного народного творчества народов, проживающих на территории Красноярского края, художественных произведений писателей и поэтов Красноярского края. Цели и задачи этой игры - обобщить знания учащихся, развивать интерес к литературе родного края, создать условия, необходимые для самопознания, самореализации и самовыражения учащихся.
-
Информационные технологии на уроках татарской литературы 2012
На уроке даются краткие сведения об известном лыжнике Ф.П. Симашове, на его примере в детях воспитывается любовь к спорту, трудолюбие, стремление к победе, достижению высоких результатов. Полученные знания развивают диалогическую, монологическую речь, общую культуру учащихся и воспитывает уважительное отношение к спорту.
-
Информационные технологии при изучении романа И.А. Гончарова "Обломов" (анализ 9-й главы) 2010
Урок-обсуждение романа Гончарова "Обломов".
-
Иосиф Бродский «Пилигримы». Диалог в пространстве культуры 2019
Цели урока: совершенствование навыков анализа лирического произведения; знакомство с новым подходом к анализу лирического произведения, в основе анализ звуко-цветовых соответствий; постижение поэтического мастерства Бродского.
-
Иркутская летопись
2020
Своё начало город Иркутск ведёт с острога, заложенного отрядом Якова Похабова по заданию енисейского воеводы 6 июля 1661 года. Место на берегу Ангары при впадении в неё реки Иркут оказалось пригодным для земледелия и скотоводства, водный путь обеспечивал сообщение с Енисеем и Байкалом.
-
Исемең матур, кемдәр ҡушҡан? 2014
На уроке по теме рассматривается значение и происхождение мусульманских имен, важность правильного выбора. Учащиеся знакомятся с обрядом наречения имени. Тут же выясняется образование мусульманских имен разными способами, при которых используются многие части речи. Мотивы выбора имени зависят от личных вкусов, эстетических представлений и культурно-образовательного уровня человека.
-
Искусственный интеллект в изучении русского языка и литературы 2025
Внедрение ИИ в образовательный процесс также включает использование мультимедийных ресурсов, таких как интерактивные книги, виртуальные экскурсии и языковые приложения, которые делают обучение более увлекательным и доступным. Возможности перевода, предоставляемые ИИ, устраняют языковые барьеры, открывая доступ к русской литературе для международной аудитории. Однако, несмотря на многочисленные преимущества ИИ, важно сохранить роль учителя в образовательном процессе. ИИ не может заменить эмоциональное и философское воздействие, которое преподаватель оказывает на восприятие литературы, а также его участие в организации дискуссий и развитии критического мышления.
-
Искусственный интеллект на уроках русского языка и литературы 2023
Искусственный интеллект стремительно входит во все сферы нашего бытия, и образование не станет исключением. Возможно ли включить искусственный интеллект в школьные уроки? Да. Могли мы такое предположить еще 5 лет назад? Нет. Что происходит сегодня? Самый распространенный и знакомый из всех вариантов – визуализация изображений по текстовому запросу. Нейросеть на уроке? Да. На литературе? Да. И на уроках русского языка? Да. Почему? Потому что перед нами поколение нового формата. В наши школы пришло поколение осознанных детей. Да-да, не спешите спорить и возражать: осознанных! Это те дети, которые не просто задают вопросы, они ищут смыслы. Нас многое в них может раздражать, но я завидую им: это дети, которые ничего не боятся. Они смельчаки.
-
Искусство медленного чтения 2009
Попробуйте прочесть «Преступление и наказание», обращая внимание на числа и время в романе. Вы увидите, что и здесь нет ничего случайного и произвольного. Таким образом, чтение романа «Преступление и наказание» потребует от вас предельного внимания и сосредоточенности. Это особое искусство – искусство медленного чтения. И только постигнув это искусство, вы поймете замысел гениального произведения Достоевского.
-
Искусство преодоления слова. Звукопись. Аллитерация как одно из основных средств создания художественного образа в стихотворении А.С. Пушкина "Анчар" 2012
Цель занятия: расширить и систематизировать представления учащихся об аллитерации, развитие умений анализировать поэтический текст, находить связь между формой и содержанием стиха.
-
Искусство слова
2013
Цель урока: дать более глубокое представление о литературе как одного из видов искусства, месте в обществе. На уроке показываются и обсуждаются презентации, созданные на основе стихотворений Н.Рубцова, М.Цветаевой и Б.Пастернака, они полодили начало работы над школьным проектом «Презентация к уроку».
-
Ислам в творчестве Гаяза Исхаки 2007
Сегодня мы, как и другие народы, задумываемся: "Кто мы?", "Откуда мы?" Нам хочется знать свои корни, свою историю, вернуть традиции и обычаи, воспитывать молодое поколение на традициях своего народа. И наследие Г.Исхаки окажет нам в этом огромную помощь.
-
Использование бережливых технологий в работе учителя русского языка и литературы 2024
Бережливые технологии, известные также как Lean Management, представляют собой набор инструментов и методов, направленных на повышение эффективности и снижение потерь в производственных процессах. В современном образовании эти методы могут быть успешно адаптированы и использованы учителями для улучшения качества обучения и повышения продуктивности своей работы.
-
Использование в русском языке литературных произведений. Тема: "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные" 2010
В работе для изучения слов с непроверяемой гласной используются рисунки с крестовицей, где присутствует ассоциативное слово, в котором под ударением стоит такая же гласная, как и безударная в изучаемом слове. Воспитательная задача решается благодаря изучению темы на основе стихов русских поэтов.
-
Использование визуальных средств и приемов в обучении дисциплины "Литература" 2010
Главная функция визуальных средств и приёмов состоит в образном воссоздании сущности явления, его структуры для подтверждения теоретических положений. Они помогают привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для мыслительной деятельности.
-
Использование гендерного подхода в образовательном процессе (на примере изучения повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") 2010
Психологи установили, что между мальчиками и девочками существует различие в восприятии учебной информации, и выявили доминирующие характеристики их учебной деятельности. Задачи личностно ориентированного обучения в какой-то степени решает гендерный подход. Предлагаю вопросы к тексту романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка», учитывающие гендерные особенности учащихся.
-
Использование герменевтических приёмов анализа и интерпретации художественного произведения в технологии проблемного обучения 2020
Использование герменевтических приёмов в технологии проблемного обучения позволяет погружать в глубинный смысл художественного произведения. Это ориентирует учащихся на творческую и самостоятельную деятельность, на проблемно-поисковый характер обучения, создает высокую мотивацию учения, формируя личность с высокими интеллектуальными и духовными запросами. Важно показывать практическую направленность знаний, получаемых на уроках русского языка и литературы, учить анализировать прочитанное, видеть проблему текста, мыслить широко, перспективно, видеть роль, место и значимость языка и литературы в общечеловеческой культуре.
-
Использование герменевтического подхода на уроках литературы как средство повышения качества образования обучающихся 2020
«Художественная литература призвана сыграть особую роль в формировании самосознания современного общества, в его гуманизации. Она несет в себе художественную, эстетическую память народа, нравственные установки», соответственно возникает необходимость в разумном взаимодействии различных подходов к преподаванию литературы в школе.
-
Использование дневниковых записей М.М.Пришвина на уроках русского языка и литературы 2022
Есть в нашей литературе писатели, с творчеством которых подрастающий человек должен обязательно встретиться. Среди них имя Михаила Пришвина. Сегодняшние школьники лишь однажды встречаются с творчеством писателя – при изучении повести «Кладовая солнца» в 6-м классе. В Стандартах второго поколения это произведение перенесено в раздел 10 «Обзоры» (60 часов), который включает 11 больших тем, значит, время на изучение произведения, к сожалению, придётся сократить. Но ведь именно М.М.Пришвин, как никто другой, учит любви к природе, наблюдательности, умению ценить прекрасное в каждом миге. Писателя отличает пристальное внимание ко всему живому и удивительная наблюдательность. Безусловно, все его произведения представляют интерес для читателей, но сегодня хотелось бы обратить внимание на дневники М.М.Пришвина, которые он вёл практически всю жизнь.
-
Использование живописи при изучении монографической темы на уроках литературы в 10-м классе (А.П. Чехов и И.И. Левитан) 2009
В данной работе рассматривается связь творчества А.П. Чехова с живописными работами И.И. Левитана. Знакомство с пейзажами И.И. Левитана воспитывает в ученике глубокое проникновение в красоту русской земли и помогает осмыслению творчества А.П. Чехова.
-
Использование игр на уроках словесности. Литературный турнир-урок 2005
Статья содержит схему и методические рекомендации по проведению литературных турниров, которые являются сравнительно новой формой урока и позволяют повысить интерес учащихся к изучаемым произведениям, а так же активизировать их работу на уроке и творческое осмысление программного материала.
-
Использование ИКТ на уроках литературы 2009
Вопрос использования информационно-коммуникационных технологий в обучении является в данное время одним из приоритетных. Предложенные материалы - демонстрация возможных форм контроля знаний на уроках литературы с использованием игровых форм и ИКТ.
-
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ 2025
ЕГЭ, ОГЭ сегодня – неотвратимая реальность, и, наверное, каждый из педагогов продумал систему подготовки своих учеников к итоговой аттестации. Неоценимую помощь в этом плане могут оказать учителю информационные и коммуникативные технологии. Прежде чем непосредственно перейти к тому, как я использую ИКТ при подготовке учащихся к экзаменам в новой форме, наверное, есть необходимость немного поговорить о теоретических основах, о создании мультимедийного урока.