Цель урока - выяснить какой силой обладает искусство, и как оно может помочь человеку справляться с трудностями, одерживать победы.
Задачи:
- Познакомиться с писателем Людмилой Улицкой;
- Проанализировать рассказ “Бумажная победа”;
- Подготовиться к сочинению-рассуждению.
Оборудование и материалы: текст рассказа (см. Приложение), презентация, Шуберт “Турецкий марш”, цветная бумага.
Ход урока
Организационный момент: Нам предстоит провести сегодня необычный урок. Необычность его будет заключаться не только в том, что это открытый урок в рамках педагогического фестиваля, необычна и тема нашего урока. Запишите её, пожалуйста. Искусство – великая сила! Мы продолжим знакомство с творчеством писательницы Людмилы Улицкой, с ее рассказом “Бумажная победа”. Наша цель – выяснить, какой силой обладает искусство и как оно может помочь человеку справляться с трудностями, одерживать победы. Итогом нашей работы станет сочинение-рассуждение, которое вы напишете дома.
Сообщение ученика: (слайд 3) Людмила Евгеньевна Улицкая родилась 23 февраля 1943 года в городе Давленканово (Башкирия) в 1943 году. Сейчас живёт в Москве. По национальности - еврейка. По профессии - биолог. Но она давно оставила свою специальность. Под микроскопом писательницы - человеческие жизни, судьбы людей. Людмила Улицкая – лауреат престижных литературных премий. Её произведения переведены на 25 языков мира. Людмила Улицкая названа лучшей писательницей 2004 года. Многие произведения Улицкая связывает со своим жизненным опытом. Это, в большинстве своём, то, что она пережила в детские годы.
Учитель: Рассказ “Бумажная победа” входит в сборник “Детство 49”, почему так назван сборник? Расшифруем название. О каком времени идет речь в сборнике? (О детстве.) Кто герои ее рассказов? (Дети.) 49 – это 1949 год, когда сама писательница была ребенком, т.е. в основе рассказов ее воспоминания. Эта дата близка к другой великой дате в истории. За четыре года до этого окончилась ВОВ, т.е. сборник повествует о послевоенном детстве (слайд 4).
Рассказ называется “Бумажная победа”. Что необычного в этом названии? Почему эти слова совсем не сочетаются, на первый взгляд?
Посмотрите на словарную статью, посвящённую словам “победа” и “бумажный” (слайд 5).
Победа – это что-то реальное, ощутимое, поэтому она, кажется, не может быть бумажной.
Текст вы прочитали дома и знаете, о какой бумажной победе идет речь.
4. Беседа по тексту.
Понравился рассказ?
Кто кого победил? (Геня победил своих “непримиримых врагов”.)
Почему рассказ так называется? (Победу одержал, благодаря таланту делать бумажные чудеса.)
Победа, о которой идёт речь, настоящая или не существующая на самом деле?
Знакома ли вам ситуация, в которой оказался Геня в начале рассказа: он является объектом насмешек со стороны сверстников?
Почему Геня чувствует себя несчастным?
Какой прием использует автор, чтобы подчеркнуть, что Геня чувствует себя “несчастным человеком”? (слайд 7) Какой прием использует автор? (Градация, усиленная анафорой, позволяет передать глубину страданий мальчика.)
А как вам кажется, это внешние обстоятельства жизни Гени или они характеризуют его как личность? (слайд 8)
Обычно мы смеемся над человеческой глупостью, ленью, осуждаем подлость, хитрость. Можно ли по фамилии судить о личных качествах человека?
А можно ли смеяться над физическими недостатками людей? Станете вы смеяться над слепым, глухим или над человеком, который сидит в инвалидном кресле? (Нет. Это низко и бесчеловечно.)
У Гени нет отца, но разве это так важно, чтобы стать настоящим человеком. Эти внешние обстоятельства жизни отравляют Гене жизнь и делают его не просто “несчастным”, а “очень несчастным”.
Почему нельзя унижать другого человека? Как это может отразиться на его дальнейшей жизни? (Может замкнуться, могут появиться комплексы, может стать несчастным и т.п.)
Ждет ли эта учесть Геню?
Как удалось Гене выйти “победителем” в этой “войне”?
5. Работа с текстом.
Посмотрим на слайд “Война” (слайд 12).
Между детьми идет настоящая “война”. Есть два лагеря: лагерь Гени, у которого в качестве брони мама и бабушка, и лагерь “ловкого и бесстрашного Женьки Айтыра”, у которого есть подчиненные, все те, “кто у него на побегушках”.
На чем основана власть Женьки Айтыра? (На страхе, подчинении, на подавлении воли других.) Хотелось бы вам оказаться у него “на побегушках”?
Между ребятами холодная ледяная стена страха, унижения, враждебности, неприязни.
Война немыслима без оружия. Какое оружие использует лагерь Женьки Айтыра? (Комья земли, “как звонкое копье летел самодельный стишок”.)
Какое из оружий способно причинить больший вред?
Объясните значение пословиц: “Слово не стрела, а хуже стрелы. Словом пронзишь то, что иглой не проткнешь”. Запишите их.
Вот что сказал по этому поводу известный хирург Ф.С. Углов: “Если пуля, выпущенная врагом, может повредить часть тела, то грубое слово попадает в сердце и нередко валит человека наповал”. Пулю можно извлечь из организма, а каким скальпелем вырезать из сердца холодное слово. Поэтому со словом нужно быть очень осторожным.
День за днем Геня терпит поражение, получая душевные раны, которые могут привести в конечном итоге к смерти. Желая изменить ход “войны”, мама Гени решает дать генеральное сражение. К какому событию в жизни героя приурочена решающая битва и какому элементу композиции она соответствует? (День рождения – кульминация рассказа.)
Сражения выигрывает тот, кто обладает силой. Какой может быть сила? (слайд 13)
- сила физическая
- сила воли (умение заставить себя делать что-то ради достижения успехов в чем-либо)
- сила духа (умение противостоять злу, насилию, жестокости, несмотря ни на что)
Какая из этих сил, по-вашему, решает исход сражения?
Какой силой обладает Женька Айтыр? (У него сила физическая, приумноженная силой тех, кто у него на побегушках; сила воли, иначе он не мог бы быть главарем.)
А какая сила есть у Гени? Физически он слаб, сила воли у него есть, в чем мы видим ее проявления. (Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели. Осенние катары, зимние ангины и весенние простуды он терпеливо переносил, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов).
Сила духа у него есть? (Да, он не на побегушках у Женьки, но эта сила у него подавлена ежедневными насмешками, обидами.)
Как чувствуют себя Геня? (Геня слаб, он неуверен в себе, у него комплексы из-за “дурацкой фамилии, прыгающей походки, длинного шарфа, бабушки…” - сила его духа ослаблена) (слайд 14).
К счастью, на помощь Гене приходит другая сила, сила, которая может разрушить любую стену, это сила искусства.
Какой вид искусства приходит на помощь Гене в первую очередь, в чьем лице? Как изменила музыка “непримеримых врагов” Гени? (слайд 15)
Какие изменения произошли в самом Гене и в его гостях? (Напряжение оставило его, мелькнуло что-то вроде гордости. Геня почувствовал силу, музыка укрепила его дух.)
Сейчас мы прослушаем отрывок музыкальной композиции Шуберта “Турецкий марш”, перед вами будут демонстрироваться слайды с фотографиями послевоенных детей (слайды 16-22).
Какими вы увидели этих детей? Найдите в тексте описание комнаты, праздничного стола, внешнего вида детей. (Плохо одетые дети, бедная обстановка комнаты, скупой стол.)
Мир, который окружает детей, серый, бедный, в нем мало ярких пятен. И вот в их жизни появляется музыка, яркая, богатая, красивая, и наполняет их мир цветом. Искусство делает нашу обыденную серую жизнь красочной и богатой. Сегодня уже никто не может представить свою жизнь без музыки, хорошей книги или кино (слайд 23).
Музыка укрепила силу духа Гени. Какой вид искусства помог Гене одержать окончательную “победу”? (Оригамми — древнее искусство складывания фигурок из бумаги).
Как изменились ребята, соприкоснувшись с искусством оригами?
Обычно побежденные чувствуют себя несчастными, униженными. Так ли чувствуют себя Женька Айтыр и другие ребята? (Нет, наоборот, они счастливы).
Такова, ребята, сила искусства, возвышая талантливых, искусство делает счастливыми тех, кто прикоснулся к этому таланту, кто сумел ощутить красоту искусства (слайды 25,26).
Давайте вернемся к нашему слайду “Война” и посмотрим, что изменилось? (слайд 27).
И вот стена разрушена “лед растоплен”, необходимость в броне отпала, мама и бабушка могут оставить свои позиции, Айтыр капитулировал, впервые обратился к Гене по имени, а все те, кто дразнил и обижал Геню когда-то, теперь с восхищением смотрят на его руки… Круг символизирует единство, сплоченность ребят. Хотелось бы вам быть на месте Гени?
В этой схватке Геня вышел победителем, но в этой схватке нет обиженных и униженных. Только настоящий талант может брать в плен людские сердца и делать их при этом счастливыми. Благодаря своему таланту Геня смог одержать “бумажную победу”. И в истории множество примеров того, как произведения искусства помогали людям преодолевать трудности, выигрывать сражения …
В какое время года происходит действие рассказа? Это время года отсылает нас к другой победе. 9 мая – День Победы советского народа над фашизмом. Как удалось русскому народу победить, ведь враг обладал во много раз превосходящей физической силой и огромной волей к победе? Сила духа, укрепляемая произведениями искусства, сыграла в этой победе решающую роль. Яркий тому пример - Седьмая симфония Шостаковича, написанная в 1941 году и названная “Ленинградской”.
6. Сообщение ученика (слайды 28-31).
Блокада Ленинграда - незабываемая страница в истории города. Фашисты возлагали на взятие Ленинграда очень большие надежды. Но враг не знал, что в осаждённом городе появилось новое "секретное оружие". Его доставили на военном самолёте с медикаментами, которые так нужны были больным и раненным. Это были четыре больших объёмистых тетради, исписанными нотами. Их с нетерпением ждали на аэродроме и увезли, как величайшую драгоценность. Это была Седьмая симфония Шостаковича! Исполнению придавалось исключительное значение. Несмотря на бомбежку и авиаудары в филармонии были зажжены все люстры. Зал филармонии был полон.
Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слёз. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время: веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.
А это уже сегодня. В августе 2007 года Грузия напала на мирно спящий город, погибли тысячи осетин, среди них женщины, старики, дети. Год спустя в Цхинвале состоялся концерт-реквием в память о погибших. В программе концерта прозвучала и одна из главных тем “Ленинградской” симфонии Шостаковича - “Нашествие”.
7. Обобщение.
Какая сила решает исход сражения?
Может ли Женька быть победителем? (Нет. Это изначально позиция проигравшего.)
Итак, сделаем выводы о силе искусства.
Искусство – великая сила?
1. Оно способно растопить лед и укрепить силу духа.
2. Оно объединяет людей, делает их счастливыми.
Действительно, искусство – это великая сила.
8. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение “Искусство – великая сила”.
9. Сборка оригами.
А Геня действительно талантлив или, как он сам считал, у него “чепуховый талант”? Давайте и мы попробуем приобщиться к искусству оригами и что-нибудь смастерим сами. Мы с вами сделаем лебедя (слайды 35-43).
Спасибо за урок. Не обижайте друг друга, приобщайтесь к искусству, и пусть искусство станет вашим любимым оружием.