Искусственный интеллект на уроках русского языка и литературы

Разделы: История и обществознание, Русский язык, Литература, Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО, Руководство учебным проектом


Искусственный интеллект стремительно входит во все сферы нашего бытия, и образование не станет исключением. Возможно ли включить искусственный интеллект в школьные уроки? Да. Могли мы такое предположить еще 5 лет назад? Нет. Что происходит сегодня?

Самый распространенный и знакомый из всех вариантов - визуализация изображений по текстовому запросу. Нейросеть на уроке? Да. На литературе? Да. И на уроках русского языка? Да. Почему? Потому что перед нами поколение нового формата. В наши школы пришло поколение осознанных детей. Да-да, не спешите спорить и возражать: осознанных! Это те дети, которые не просто задают вопросы, они ищут смыслы. Нас многое в них может раздражать, но я завидую им: это дети, которые ничего не боятся. Они смельчаки. Как реагировать педагогам? Я вижу лишь один путь: наша задача состоит в том, чтобы сделать что-то, чтобы именно так их воспринимать. Мы не имеем права коммуницировать с ними так, как это было 5, 10…30 лет назад. Нам нельзя бояться их вопросов. Нам запрещается задавать встречный вопрос о нарушении субординации. Нас не должно возмущать это «задавание вопросов». Но это позиция большинства учителей старшего поколения (простите, коллеги). С такой позицией трудно расставаться, но придется. Можно же просто «подыграть», сделать своим союзником, опередив «следующий неудобный вопрос». Хочется понять смысл? Давай разбираться вместе. В чем смысл того, что мы делаем из урока в урок? Нам все понятно. А им? Они в силу отсутствия жизненного опыта не могут этого оценить. Необходимо сближение поколений. Вызов принят: урок ведем на детской территории, теми средствами, которые у них в приоритете… Осознав новые вызовы и возможности времени, изучив интернет, мы понимаем, что искусственный интеллект нам способен помочь. Живое слово учителя ничто не заменит, а вот соединив его, например, с нейросетью, мы можем многое изменить в мотивации детей к изучению. Если говорить об отечественных нейросетях, то стоит обратить вниманием на нейросеть Kandinsky 2.1, модель семейства генеративных моделей от SberDevices и Sber AI, способную всего за несколько секунд создавать высококачественные изображения по их текстовому описанию на естественном языке. На уроках используем при создании иллюстративного материала к изучаемому (визуализация стихотворений русской классики, продуцирование уникальных изображений для презентаций без нарушения авторских прав). Однако тексты XX века хоть и поддаются визуальной иллюстрации нейросетью без проблем, то произведения XVIII-XIX веков, к сожалению, многое искажают. Нейросеть обрабатывает контент современного гораздо больше в объемном соотношении, нежели того, классического, ушедшего в пассивный словарный запас, а по этой причине и ее визуальные интерпретации произведений классиков «золотого» века выглядят зачастую нелепо:

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Иллюстрация лермонтовских строк нейросетью Kandinsky

В чем проблема? В детализации текстового запроса.

Чтобы он был качественно интерпретирован, потребуется подробно прописать каждый образ/объект из произведения, но это уже вторичный текст, созданный интерпретатором. Неудачный опыт можно применить как «образовательный потенциал», показывая, как важно иметь представление об объекте (предмете, образе) и его визуальной составляющей, а это целое направление работы на уроках литературы, на практических заданиях по изучению устаревшей лексики или фразеологизмов на уроках русского языка. Сама модель Kandinsky 2.1 позволяет выбрать масштаб изображения и его стиль от цифровой живописи до имитации «кисти» известных художников. В любом случае в качестве мотивирующего элемента урока подобная нейросеть заслуживает внимание.

Иллюстрация блоковских строк нейросетью Kandinsky 2.1.

На уроках русского языка интересно выстраиваются задания по работе с фразеологизмами и крылатыми выражениями (https://discord.com/channels/662267976984297473/@home Midjourney)

  • Голова не варит
  • Делить шкуру неубитого медведя
  • Картофель в мундире
  • Ясен пень

Соотнесение понятий и его визуального отображения предлагает нам еще (https://quickdraw.withgoogle.com/?locale=ru) «Quick, Draw!» от Google, предлагая игрокам нарисовать изображение объекта или идеи и используя уже искусственный интеллект в виде нейронной сети, чтобы угадать, что представляют собой рисунки. Можно предложить детям ресурс (https://ru.akinator.com/")«Загадки Акинатора», способный угадывать героев литературных произведений. Популярность у детей очевидна. Программа обучается, прощает ошибки, умеет подбирать вопросы, одним словом - модель искусственного интеллекта. Ресурс можно использовать в качестве мотивационного элемента на любых уроках.

Пример работ «Акинатора».

Говоря об искусственном интеллекте, следует обратить внимание на инструмент (https://www.myheritage.com/deep-nostalgia?lang=RU) «Deep Nostalgia» от «MyHeritage». Это технология создания видео с анимацией лиц на фотографиях и просмотра реалистичного видеоролика - превосходный ресурс для уроков.

Мы можем «оживить» портреты классиков литературы и любых других известных личностей.

Искусственный интеллект способен стать помощником учителя - без самого педагога даже великий и могучий искусственный интеллект перестает быть таковым, работая только вместе с учителем.