Перед началом урока каждому ученику вручается буклет-приглашение в проект.
Урок начинается со вступительного слова учителя, в котором дается краткий комментарий об историческом событии 1773-1774 г. (восстание под предводительством Емельяна Пугачева) Просмотр материалов из диска “А.С.Пушкин в зеркале двух столетий”
Весь класс делится произвольно на 4 группы:
- Группа историков
- Группа исследователей
- Группа литературоведов
- Группа художников-портретистов
Каждая группа получает задания. На выполнение работы дается 1 месяц.
В помощь детям предлагаются дополнительные материалы (описание внешности Пугачева, статьи из энциклопедий, список литературы.
Заключительным этапом является контрольная работа, сочетающая несколько видов работ:
- Тест.
- Ответы на вопросы на знание текста.
- Работа с диском “А.С.Пушкин в зеркале двух столетий”:
- Найти описание героев: Петр Андреевич Гринев, капитан Миронов, Савельич, Швабрин, Емельян Пугачев, Василиса Егоровна.
- Прочитать главы.
- Составить список терминов из текста и объяснить их.
Итог
Просмотр видео из диска “А.С.Пушкин в зеркале двух столетий”.
Проект по литературе (произведение А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, 8 класс)
Основополагающий вопрос:
Литература – это объективное отражение жизни или вымысел, фантазия художника.
Дидактические цели проекта:
- Расширение знаний восьмиклассников о роли художественного вымысла в воссоздании и раскрытии правды жизни;
- Познание прошлого, увиденного глазами великого поэта;
- Развитие умений школьников видеть и оценивать смысл и знание художественных деталей, портретных зарисовок, диалогов, композиции произведения в целом.
Методические задачи:
Изучение архивных документов;
- Путешествие по местам восстание Пугачёва ( Казань, Оренбург);
- Раскрытие образа Пугачёва в повести;
- Историческая обоснованность и психологическая точность характеристики;
- Пугачёв и его сподвижники;
- Убедительность изображения противоречивого характера героя.
Задания для группы историков:
- Крестьянское восстание 1773-1774 гг. каким изображено в исторических документах?
- Образ Емельяна Пугачёва. Кто он? Народный герой или кровожадный убийца?
- Почему крестьянские массы пошли за Пугачёвым?
- Кто входил в состав народного войска?
- Почему крестьянский бунт был подавлен?
- Каковы итоги народного восстания?
- Составить рассказ по карте о районах, охваченных крестьянской войной?
Задания для группы исследователей:
- Творческая лаборатория писателя по сбору исторического материала.
- Почему первоначально произведение было названо “История Пугачёва”?
- Как объяснить и оценить то обстоятельство, что Пушкин завершает историю Пугачёва в 1833г, а окончание “Капитанской дочки” приходится только на 1836 г?
- Составить рассказ о местах, изображённых в повести, где происходили события (Казань, Симбирск, Оренбург).
- Столица восставших Бердская слобода называлась повстанцами Москвой. В “Истории Пугачёва” об этом упоминается, а в повести нет. Как это можно объяснить?
- Почему фамилию для своего героя Пушкин ищет среди фамилий реальных участников событий? И подпоручик Михаил Иванович, и прапорщик Иван Буланин, и капитан Иван Башарин, как и подпоручик А.М. Гринёв числились в документах, которые изучил Пушкин.
Задания для группы литературоведов:
- Каков образ народного героя – Емельяна Пугачёва в повести? Как пошёл он на массовые убийства, на бесконечную кровь? Во имя чего?
- Как соотносится образ Пугачёва как народного героя? Кто он “народный царь” или самозванец?
- Как подтвердить верность утверждений П.А. Вяземского: “Сам Пугачёв обрисован метко и впечатлительно. Его видишь, его слышишь”. И слов М.Цветаевой “Пушкин Николая опасался, Петра боготворил, а Пугачёва любил”?
- Пугачёв не только предводитель восстания, но и простой казак. Какие предметы одежды, речи героя, поведения указывают на это?
- Почему же всё-таки повесть названа “Капитанская дочка”, а не “Пугачёв” или “Пётр Гринёв”?
- Какова роль эпиграфов в повести?
- В романе приводится текст народной разбойничьей песни “Не шуми мати зелёная дубровушка…” сравните это произведение с исторической песней “Правеж” и подумайте, что общего и в чём разница в описании “суда царя над разбойником”.
Задания для группы художников - портретистов:
- Портрет Пугачёва в “Истории Пугачёва” и в “Капитанской дочке”.
- История двойного портрета Екатерины II и Пугачёва.
- Особенности слова в повести, характеризующие неграмотность Пугачёва.
- Создание собственных иллюстраций к повести.
- Какие предметы быта, обустройства крестьянской избы рисуют достоверную эпоху того времени?
- Виды оружия, которым вооружены повстанцы?
Приложение 5 (Презентация)
Приложение 6 (Презентация)
Приложение 7 (Архив zip.)