Искусство преодоления слова. Звукопись. Аллитерация как одно из основных средств создания художественного образа в стихотворении А.С. Пушкина "Анчар"

Разделы: Литература


Искусство преодоления слова (вместо предисловия)

Важнейшая задача литературного образования- обогащение духовного мира в приобщении к литературе как искусству слова. Это возможно, если произведение воспринимается адекватно авторской мысли.

Анализ литературных произведений как раз призван решать эту наисложнейшую задачу и развивать художественный вкус, формировать читательские навыки, критерии правильной оценки произведений искусства.

Но от чего оттолкнуться, постигая то или иное произведение? На уроке эту задачу, решает , разумеется, учитель, и здесь подсказкой для него служит опыт, интуиция, методические пособия. А как быть ученику, оказавшемуся, к примеру, на олимпиаде, на экзамене по литературе? Страх и ужас чистого листа и закрученного вопроса! Как избежать шока? Эти вопросы особенно волнуют меня как учителя-практика. Проблемы, конечно же, были всегда, но сегодня они ощущаются особенно остро, скорее всего потому, что многое изменилось не только в окружающей нас действительности, но и в восприятии художественных текстов молодым поколением. Самостоятельно разбираться в незнакомом художественном тексте могут единицы! Как часто на уроке используются готовые анализы произведений, в изобилии представленные в Интернете, а то и просто пересказ, хилая попытка перенести слово классики на уровень своего чаще всего недопонимания прочитанного. Шаблон и рутина на уроке плавно переходят в письменные работы…Решением проблемы, на наш взгляд, может стать элективный курс, обучающий анализу текста в школе, прежде всего, конечно, в профильных классах, где без определенных навыков анализа движение вперед просто невозможно. Но и этого недостаточно. Необходимы пособия по этому курсу, семинары учителей- практиков, позволяющие делиться своими принципами и приемами работы с текстом.

Работа в классах с углубленным изучением литературы в течение двадцати лет позволила мне накопить определенный опыт , получать положительные результаты и удовлетворение от деятельности прежде всего в рамках спецкурса по анализу литературного произведения. Апробированной и устоявшейся в нашей практике является программа спецкурса «Некоторые приемы анализа текста поэтического произведения», послужившая основой для курса «Тайны словесного мастерства»в в школе «Интеллект будущего». Его целью является выход на новый, более глубокий уровень понимания лирики как одного из родов в литературе (наряду с эпосом) , постигающей жизнь в ее, прежде всего, внутренних процессах. В лирике господствуют эмоциональная настроенность , размышления, переживания автора. Отсутствие в большинстве случаев сюжетности, повествовательности зачастую затрудняют проникновение обучающихся в глубину особой, поэтической образности.

И все же есть некоторые приемы, позволяющие почувствовать и осмыслить глубину поэтического произведения. По образному выражению Т.Сильман, стихотворения- «это концерт для смысла с оркестром». Приращения и деформации смысла обеспечиваются «сводным оркестром» стихотворной формы: метрикой, ритмикой, строфикой, рифмой и звуковой организацией текста. Спецкурс как раз и имеет целью научить детей свободно ориентироваться в этих понятиях, умело оперировать ими, учитывать их изобразительно-выразительные функции.

Тема: Звукопись. Аллитерация как одно из основных средств создания художественного образа в стихотворении А.С.Пушкина «Анчар»

Цели:

  • углубление и систематизация представлений обучающихся об аллитерации;
  • развитие умений анализировать поэтический текст, находить связь между формой и содержанием стиха.

Задачи:

  1. Обобщить и расширить знания о звукописи, теме свободы в творчестве А.С.Пушкина.
  2. Актуализировать понятия «свобода» и «рабство», разобраться в том, что есть свобода мнимая и истинная .
  3. Подвести к убеждению, что пушкинское представление о свободе носило более нравственный характер, нежели политический, отражало глубинную суть человека, являясь мерилом его истинной ценности..
  4. Заставить задуматься о мере личной ответственности за судьбу не только свою, но своих близких, общества, Родины.

Конспективный сценарий урока.

1. Повторение теоретических сведений. Подготовка к работе по основной теме урока. Вопросы учителя:

-Что такое звукопись и какие виды звукописи вам известны? С какой целью они используются в литературе?

Звукопись - подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественно-выразительное значение в соотнесении с содержанием текста.

И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
А.С. Пушкин. «Медный всадник»

Виды звукописи: аллитерация и ассонанс. Аллитерация- древнейший стилистический прием усиления выразительности художественной речи, в особенности стиха, состоящий в повторении согласных звуков. Ассонанс - повтор ударных, преимущественно гласных звуков внутри стиха. Звукоподражание- один из видов звукописи, в котором используются слова, звучание которых как бы намекает на звуковые особенности изображаемых явлений. Все виды звукописи могут взаимодействовать. В отличие от музыки, в стихах нет чистого звукового фона, он звукосмысловой, то есть звуки воспроизводят содержание не сами по себе, а сливаются в смысловые единства, объединенные интонацией и звучанием слова.

2. Практическое применение знаний по теории – творческая «разминка». Задание по рядам: в данных стихотворных отрывках определить инструментовку стиха, соотнести с художественным образом.

Послушай рога рев,
Там эха хохотанье,
Тут шепоты ручьев,
Здесь розы воздыханье.
Г.Р. Державин

Грохочет эхо по горам
Как гром, гремящий по горам.
Г.Р. Державин.

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
А.С. Пушкин. К морю.

Тончайшая фонетическая инструментовка: Ш. Щ. Ч в сочетании с заунывно-протяжными О, У словно воссоздают всплески волн, а Р,Ш- шум моря, однотонный, приглушаемый аккомпанементом гласных У. А.

3. Обратимся к стихотворению А. С. Пушкина «Анчар», основной теме урока.

Учитель: Начнем с поэтики названия стихотворения. «Анчар». Прислушайтесь, как звучит слово? Какие чувства ,представления вызывает в нас ?

-Слово звучит непривычно для русского уха, загадочно, вызывая представление о чем-то зловещем, устрашающем.

Учитель: Первоначально стихотворение называлось «Анчар, древо яда», затем поэт оставил только «Анчар», а толкование ушло в подстрочник. Почему?

-Наверное, чтобы заинтриговать читателя тайной, загадкой.

-Скорее всего , чтобы настроить читателя на более глубокое прочтение стихотворения, в котором есть , помимо сюжетного, второй план.

Учитель: Какие слова возникают в вашем сознании ассоциативно к слову «анчар»?

Выстраиваем словесно-ассоциативный ряд:

анчар- чары –черный – мрачный-

-черт, чертог, череп, колчан, кричать…

Учитель: Но почему эти слова? Что их объединяет, кроме темы?

- Звуки Ч и Р, повторяющиеся во всех словах. Они создают особый эмоциональный настрой, ведь звукообраз, связанный со словом «анчар», несет изначально, еще до прочтения стихотворения,, определенное представление о зле, страхе, усиливающееся словами «древо яда»…Кстати, не «дерево», а «древо»! Помимо высокого звучания слова во втором случае, обнаруживаем различия и в вокалической сетке словосочетаний: э,э,а,а,а- э,а,а,а- ассонансное звучание А усиливается ,рождается ощущение высоты и недосягаемости.

Выразительное чтение стихотворения.

После прочтения отмечаем такую особенность композиции, как явное членение стихотворения на 2 части: описание древа яда и повествование о гибели «бедного раба». Анализируем 1 часть

Учитель: Каким вам видится анчар? Как вы его ощущаете?

-В ореоле грозного и мрачного величия, это самый зловещий и страшный из всех обитателей пустыни, анчар царит над всем окружающим, проникая всюду. Страшно!

Учитель: Каковы ваши звуковые ощущения от описания дерева? Какой звук наиболее часто повторяется и создает эти ощущения?

-Конечно же, это звук Ч..Заметим, что в слове «анчар» этот звук находится ровно посередине:

анЧар . Данный звук ассоциируется с первой и самой сильной каплей яда, .Слово звучит единожды в 1 четверостишии, а потом, как капля яда, звук Ч растекается по всей 1 части, создавая особую атмосферу, связанную с звукообразом «анчар»: в пустыне Чахлой, на поЧве, как Часовой, ввеЧеру, прозраЧного, Черный, мЧится проЧь, туЧа, дремуЧий, горюЧий. Итак, звук Ч создает мрачный, черный колорит.

Учитель: А какие еще «капли яда» «вытекают» из слова АНЧАР?

- Наверное, необычное сочетание звуков НЧР, ЧР : прозраЧНого, чеРНый…Это как сгустки определенных красок, усиливающих общую мрачную атмосферу. Нарастает чувство тревожности.

-Учитель: И это не случайное совпадение звуков! Об этом говорит тот факт, что Пушкин, мастер звукописи, работал над звукообразом. Поначалу 1 строфа у Пушкина была такая: В пустыне мертвой и скупой ,затем слово «мертвой» заменено на «знойной», «тощей» и, наконец, «чахлой»

ЧаХлой!- найдено слово, нужное в звуковом отношении , слово, в котором , к тому же, полноударное А, невольно возвращает нас к «древу яда» . Звук А , как еще одна капля яда, повторится в словах: раскаленной, часовой,стоит, жаждущих, породила, ядом напоила, яд каплет, кору, растопясь от зноя, застывает, прозрачною смолою и т.д. Ассонансное звучание звука А также является средством звуковой выразительности. Открытый, перспективный, холодный … Но вернемся к аллитерации. Нельзя не обратиться к звукообразу, основанному на звуке Р : АнчаР, Раскаленной, гРозный, пРиРода, поРодила, меРтвую, коРни, коРу и т,д.– резкий, режущий, раздражающийзвук. Словно яд, проникнув повсюду, вызывает эти ощущения!

Таким образом, звукопись рождает впечатляющий художественный образ «древа яда», в высшей степени поэтический, и способствует ощущению тотальной «анчарности»!

2 часть – повествование об истории раба. В отличие от птицы и зверя, человек отправляется к к «древу яда», но не по собственной воле, а по велению другого человека. 1 строфа начинается с повторения слова «человек». Повторение слов является, естественно, и повторением звуков [ч’].Оно поддержано в следующей строке повторением во всех словах звука [а]: (Паслал к анчару властным взглядам )

Союзом НО (противительный) осуществляется переход от описания, занимающего большую часть стихотворения, к повествованию, противоречащему всему, что было сказано в 1 части стихотворения.

Тигр, птиц - не идут

человек-идет!

1 ч.

2 ч.

Почему? В реальности это мог быть преступник , и подобные факты действительно существовали. Врач Ф.П.Фурш в 1783 году в английском журнале «London Magazine» опубликовал сообщение о дереве яда, растущем на острове Ява, к которому по приказу отправляют преступников-смертникоков за ядом.

У Пушкина преступник ( в реальности) назван человеком, стало быть, мотивировка факта другая.

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом

Повторение слов является и повторением звуков [ч], усиливающихся в следующей строке словом анчар, которое в самом стихотворении, кроме как в заглавии, встречается второй раз ( 6 катрен)

Яд анчара, как бы изначально пропитывает человека, владыку и раба , в 1 части, словно уравнивая их в статусе (не в социальном, конечно же).

Что это за яд? Мы уже знаем из I части о его силе, а вот они и последствия анчарности!

Читаем II часть стихотворения

-Какой появляется новый звукообраз во II части стихотворения и как он связан с предыдущими?

-Аллитерирующий [с] : послал властным взглядом

послушно

принес он смертную смолу

листами струился

принес и ослабел

под сводом

свои послушливые стрелы

с ними разослал

к соседям

18 звуков [с] !

Аллитерация на звук Ч есть тоже :человека, человек, к анчару, челу,

ручьями , чуждые –но всего 6. Явно превалирует звук С, возникает иной звукообраз, связанный с покоем, сном , гипнозом, застоем (ассоциативный ряд может быть продолжен).

Интересно вновь обратиться к черновикам поэта .Но человека человек

  • послал к Анчару властным словом
  • послал к Анчару самовластно
  • послал к Анчару равнодушно
  • послал в пустыню властным взглядом

Послал к анчару властным взглядом - окончательная форма строки.

Самая сильная капля яда анчара (анчарность) объединяетраба и владыку, одного парализует, другого делает непобедимым.

И тот безумно в путь потек

И тот послушно в путь потек. Достаточно взгляда, даже говорить уже ничего не надо.Может быть, слово послушно говорит о верности? Нет, не в этом дело, он просто раб по сути своей , и это другому (непобедимому владыке) придает силы и уверенности.

Кстати, слово послушно повторится в завершающем четверостишии

Послушливые стрелы, как бы повторяясь многократно, напоминают о цепной реакции рабского послушания.

Но человека человек- при предельной скупости словесного материала и элементарности грамматического построения фраза насыщена огромным смыслом, является подлинным ключом ко всему идейному содержанию стихотворения , своего рода вторым, внутренним ,заглавием. В своей эпической сжатости и исключительной простоте строка эта сильнее, чем самые громкие и патетические восклицания. Она раскрывает всю глубочайшую бесчеловечность, аморальность отношений, существующих между рабом и владыкой: безграничной власти и абсолютного порабощения.

Что страшнее?

Царь и раб – по природе своей люди. И в то же время в тех противоестественных отношениях, в которых находятся, оба перестают быть людьми – отношения господства и рабства стирают, вытравливают, как яд анчара, в них человеческое начало. Поведение раба показывает, что в нем утрачено не только все человеческое, но даже звериный инстинкт самосохранения!

Послал к анчару властным взглядом. Удивительная по силе звучания строфа.: 4 последовательно повторяющихся, как удары кнута или палки, ударные А (ассонанс), плюс

Ла, вла, взгла (аллитерация)- мощный звукообраз, предельно точно аккомпанемент совпадает со смыслом слова, усиливая магический смысл безмолвного приказа.

И тот послушно в путь потек.. Аллитерация на последовательно повторяющиыся в трех наиболее зпачимых в смысловом отношении словах звук П создает впечатление долгого, однообразного пути по пустыне

Только «пот по бледному челу струился хладными ручьями». Мастер словесного и звукового рисунка, Пушкин пишет бледному – хладными. Слова здесь соответствуют не только по образному содержанию, но и по звуковому составу. Это же соответствие видим в эпитетах бедный - непобедимого.

Рисунок А.С.Пушкина в черновой рукописи- худой, изможденный человек с покорно склоненной головой. Безропотное, рабское повиновение. Ничего не сказано в стихотворении о его пути, предельно сжато и художественное время: «И к утру возвратился с ядом…» И смерть в конце пути у ног владыки. Даже умереть раньше, посреди пети, он себе не позволяет, умирает «у ног» тихо и незаметно…Пушкин устраняет даже чисто физиологический бунт плоти (варианты концовки: И лег он, испуская крики И лег он, испуская вопли) , хотя бы в состоянии предсмертной агонии. Остаются тихие строки . По контрасту с ними особенно сильно и зловеще звучит финал стихотворения:

А князь тем ядам напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

Ища «союза волшебных ЗВУКОВ, чувств и дум», А.С.Пушкин находит их . Аллитерация на звуки С (свистящий, как звук летящей стрелы)_,крепко, твердо произносимый Л в конце каждой строки, угрожающий Р; ассонанс на А , Ы действительно находятся в союзе ЧУВСТВАМИ и ДУМАМИ. Какими?

Мы видим последствия несвободы и рабской покорности – зло, как яд анчара, растекающееся повсюду. Мы ощущаем гибель, грозящую ни в чем не повинным людям. Мы чувствуем трагизм будничности и простоты самого механизма распространения зла…

-Какие мысли приходят к нам , современным читателям пушкинского «Анчара»? Девятиклассники говорят о необходимости быть личностью, своем понимании свободы и несвободы, своей ответственности за близких, за судьбу Родины.

Литература к уроку:

  1. Пушкин А.С. Сочинения в трех томах, т.1. Москва, «Художественная литература», 1986
  2. Пушкин А.С. о литературе. Москва, «Детская литература»,1977
  3. История русской литературы 19 века. Под редакцией В.Н.Аношкиной и С.М.Петрова. Москва, «Просвещение»,1989
  4. Кулешов В. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. Москва, «Художественная литература, 1987
  5. Есин А.Б.Принципы и приемы анализа литературного произведения. Москва, «Флинта», «Наука»,1998.
  6. Лотман.Ю.М. Пушкин. Биография писателя. Санкт-Петербург, «Искусство-СПБ», 1997
  7. Доронина Т.В., Францова.Анализ стихотворения. Москва, «экзамен»,2006