Цель: дать более глубокое представление о литературе как одном из видов искусства, о ее месте в жизни общества и человека.
Метод: беседа, работа с Презентациями.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, Презентации 1-3, выполненные учащимися 9 класса.
- Презентация 1 - стихотворение Н.Рубцова “В минуты музыки” исполняет трио “Меридиан”
- Презентация 2 – стихотворение М.Цветаевой “Мне нравится, что вы больны не мной…” исполняет А.Пугачева
- Презентация 3 – стихотворение Б.Пастернака “Снег идет”исполняет .С.Никитин.
Ход урока
1. Беседа:
“Обрати же свое сердце к книгам… Смотри, нет ничего выше книг! О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги, если бы я мог показать тебе их красоты!”
- Есть ли у Вас любимые книги? Какие?
- Как Вы думаете, когда были написаны эти слова? (В Древнем Египте!)
- Как, по-вашему, что бы ответил на эти слова современный подросток?
- Что в этом плохого?
“Книгу ничем не заменить. Книга окрыляет фантазию ребенок наедине с книгой, где-то в святая святых своей души, творит свои собственные образы, яркие, неизгладимые. Детская фантазия неисчерпаема, без нее человечество обеднело бы. Все великое, что когда-либо совершалось в мире, рождалось сперва в человеческом воображении. Каким мир будет завтра, зависит от тех, кто как раз сейчас учится читать” (А. Лингрен).
- К чему ведет угасание интереса к книге? Можете привести примеры из литературы? (“451° по Фаренгейту” Рэя Брэдбери и др.)
- Нам предстоит заниматься художественной литературой. Что это значит для Вас?
- В чем проявляется особенность литературы?
- творчество
- субъективность
- образность
- отстранение
- материал – язык, речь
2. Просмотр и обсуждение Презентаций
- Литературные образы можно сделать более зримыми, если попытаться подобрать к ним видеоряд. Давайте посмотрим презентации, сделанные вашими ровесниками (смотрим Презентацию 1, Презентацию 2, Презентацию 3).
- Что Вам понравилось?
- Что можно передать средствами презентации, а что остается “за кадром”?
- Что Вы хотели бы изменить?
- Я предлагаю всем желающим (на оценку) самим найти хорошее музыкальное исполнение понравившегося стихотворения и подобрать к нему видеоряд.
Срок выполнения – 2 недели. Можно советоваться друг с другом и с учителями.
Можно показывать “черновые” варианты.
Постарайтесь сделать еще лучше! Помните, что Ваши работы будут обсуждаться!
Д/З: выбрать текст для дальнейшей работы.