Роман – это зеркало, которое проносят
вдоль большой дороги.
Ф. Стендаль
Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи…
А.С. Пушкин
Тип урока: интегрированный урок, урок комплексного применения знаний.
Вид урока: урок-презентация с элементами беседы.
Цели урока:
А) дидактическая:
- показать на широком историко-культурном и литературном материале различных исторических эпох развитие представлений человека о себе самом и своем месте в окружающем мире;
- проследить преемственность философских идей и их отражение в искусстве и литературе от античности до нового времени;
- рассмотреть многочисленные аспекты символики зеркала и его воздействия на людей различных эпох;
- обобщение понятий “платонизм”, “неоплатонизм”, “романтизм”, “символизм” и их воплощение в искусстве и литературе;
Б) социализирующая:
- развитие представления о едином мировом культурном и литературном пространстве;
- продолжить формирование умения понимать мировоззрение человека “другой” культурной эпохи;
- формирование единой картины мира;
- приобщение к сокровищам мировой культуры.
В) развивающие:
- развитие синтезирующего мышления, умения устанавливать единые , общие признаки и свойства целого;
- развитие эмоциональной сферы личности, чувственно-образного мышления;
- развитие начальных навыков самостоятельной исследовательской работы и умения презентировать ее результат.
Задачи урока:
- Расширить и обобщить знания учащихся о мировом культурном и литературном процессе, используя возможности единого междисциплинарного пространства истории, литературы и мировой художественной культуры.
- Учитывая заявленные особенности урока, основой его являются сообщения, подготовленные группой учащихся под руководством преподавателей.
Для того чтобы вовлечь всех учеников в работу, в начале урока им предложены вопросы для итогового контроля, ответы на которые необходимо сдать в письменной форме.
Вопросы для итогового контроля.
1. Какая общая идея объединяет платонизм, романтизм и символизм?
2. Почему образ Христа имел такое значение для русской общественной мысли второй половины XIX – начала XX века?
3. Почему именно творчество А.А. Блока является ключевым для раскрытия темы данного урока?
4. Что, по вашему мнению, является “зеркалом” для современного человека?
Ход урока
1. Вступление.
1.1. Преподаватель литературы обращает внимание учащихся на два эпиграфа к уроку.
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие через века, в разные исторические и культурные эпохи развития человечества.
Наше путешествие начнется в античную эпоху, когда человек впервые задумался о своем месте в мире, а закончится в России “серебряного века”, разговором о поэте Александре Блоке, творчество которого впитало мировую культурную традицию и одновременно открыло новые пути.
1.2 Преподаватель МХК.
Проводником нашим на этом пути будет хорошо знакомый предмет домашнего обихода – зеркало, Оно предстанет перед нами и в прямом своем значении, и как инструмент самопознания, и как символ искусства. Искусство – главное зеркало, в котором человечество запечатлело свой облик. Какие же вопросы задавали этому “зеркалу” люди, жившие в разные века, и какую правду о себе желали услышать?
Разговор наш мы начнем с истории появления зеркала в жизни человека. Обратите внимание, как влияло на отношения человека к зеркалу и своему отражению в нем качество самого предмета
2. Материальная история зеркала.
Выступление ученицы.
3. Античность и образ зеркала.
Преподаватель МХК: именно в античности, в идеализме платоновской философской школы закладывается идея подлинного и ложного “зеркала”: мнимость внешнего и истинность внутреннего познания. Связано это представление с интерпретацией мифа о Нарциссе. Миф о Нарциссе – рассказ о первой встрече человека со своим изображением. Платоновские идеи двоемирия нашли свое отражение в философии европейского идеализма, русского философа Владимира Соловьева и стали философской основой русского символизма.
Выступление ученика.
3.1. Миф о Нарциссе и идея двойника.
3.2. Платоновские идеи двоемирия и ее отражение в философии русского символизма и поэзии А. Блока.
4. Зеркало и самопознание человека в сфере средневековой духовности.
Преподаватель МХК: из двух путей познания самого себя средневековый человек выбирает путь внутреннего познания, сверяя свои поступки с недостижимом идеалом – образом Христа. “Он покажет тебе, что есть ты сам…”.
Выступление ученика.
4.1. Два пути познания человеком самого себя (тело и душа).
4.2. Зеркало как дьявольское изобретение, искажающее картину Божьего мира.
4.3. Истинное зеркало – Священное Писание и лик Христа.
5. На пороге нового времени: Автопортрет Бога.
Преподаватель МХК: На пороге нового времени человек осознает свое достоинство, открыв в себе образ и подобие Божие. Ярким примером этого является история автопортрета великого мастера Северного Возрождения А.Дюрера. Во время презентации преподаватель просит учащихся вспомнить отличия светского портрета и иконы.
Выступление ученицы.
5.1. Осознание человеком своего достоинства и превосходства.
5.2. История автопортрета А. Дюрера.
Преподаватель литературы: Русская литература нового времени родилась в эпоху Петра Первого и, очень быстро прошла путь развития западноевропейской литературы, опираясь на традиции древнерусской духовности. Образ Христа на этом пути была основным ориентиром в самоопределении и нравственных исканиях. Лирика Блока опирается на традицию классической русской литературы XIX века и развивает ее.
6. Образ “русского” Христа.
Выступление ученицы.
6.1. Размышления славянофилов об особом пути Православной России.
6.2. Стихотворение Ф.И. Тютчева “Эти бедные селенья…” и “создание” образа русского Христа.
6.3. Двойственность мироощущения А. Блока. “Я меч, заостренный с обеих сторон”.
Н.В. – “Злая творческая воля”: образ двойника связанного с зеркалом.
6.4. Обращение к образу Христа как русского Бога. Стихотворение “Вот он, Христос, в цепях и розах”.
6.5. Выбор собственного “крестного” пути … Стихотворение из цикла “Осенняя любовь”.
7. Вывод.
Преподаватель литературы – “Петербург провалился. Есть там только один заложник. Человек – символ страшного мира, точка приложения всей муки его, единственная правда о нем, а может быть, и единственное оправдание его – А.Блок” Е.Ю. Кузьмина-Караваева.
Личность и творчество А.Блока стало зеркалом нравственных исканий русской интеллигенции накануне революции. Не случайно смерть А.А. Блока – событие символическое, именно этой смертью обрывается русский “серебряный век”. Творчество А.А. Блока стало для многих его современников не только отражением тревог и духовных поисков целого поколения, но и тем идеалом, по которому они строили свою жизнь. И самый яркий пример этого – судьба Е.Ю. Кузьминой-Караваевой, в монашестве Матери Марии, которая последовала за Христом, отдав “жизнь за други своя”.
Преподаватель МХК: Наш сегодняшний урок – это не более чем заявка темы для долгого и серьезного разговора. Мы затронули проблему самопознания и самоопределения человека в различные исторические эпохи. Инструментом нашего долгого путешествия стал такой привычный и обыденный предмет, как зеркало. Сегодня мы коснулись только трех культурно-исторических эпох и рассмотрели их отношение к зеркалу и проблеме отражения. Другие эпохи разворачивают перед нами свою историю символики зеркала и его взаимоотношений с человеком:
- “Зеркало как воспитатель”
- “Зеркало как обличитель”
- “Зеркало как инструмент психоанализа”.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Орлов В.Н. Гамаюн. Жизнь Александра Блока. Л., 1980.
2. Брион М. Дюрер. М., 2006.
3. Кожанов В.Н.
4. Гулыга А.В. Шеллинг. М., 1994.
5. Муравьева И.А. Век модерна. С-Пб., 2001.
6. Будур Н. Православный словарь. М. 2003.
7. Мельшиор-Бонне С. История зеркала. М., 2006.