Информационные технологии на уроках литературы. Урок-игра "Литература Красноярского края", 5-й класс

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Класс: 5


Цели:

  • формировать у учащихся внимательное отношение к слову в художественном произведении, проверить знание текстов художественных произведений; выявить уровень литературного развития по теме ”Литература Красноярского края”
  • развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, творческие способности; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
  • развитие интереса к литературе Красноярского края; углубление чувства любви к сибирской земле, её прошлому и настоящему ;.воспитание умения сотрудничать.

Правила игры:

1.Все учащиеся делятся на две команды.

2.Количество учащихся в команде – любое.

3. Команды заранее готовят название, девиз (можно эмблемы и др.) и выбирают капитана. Он организует обсуждение вопроса и определяет, кто будет отвечать.

4. Команды поочередно выбирают рубрику, в которой будут играть, и стоимость вопроса. На обдумывание дается 40 секунд .Право ответа принадлежит той команде, которая первой подала сигнал. Если дан неправильный ответ, то право ответа имеет команда соперников. Если дан верный ответ- стоимость вопроса суммируется. Если ответ неверный-стоимость ответа вычитается из общего количества баллов. Игра заканчивается после того, когда выбраны все рубрики. В случае неверного ответа второй команды вопрос разыгрывается среди эрудитов-болельщиков, и присуждаются персональные баллы учащемуся, давшему верный ответ. 5.Каждая команда готовит творческое домашнее задание: “Слово о родном крае” и вопросы для другой команды 6. В состав жюри могут входить как педагоги, так и учащиеся, родители.

Оборудование:

  • авторский цифровой ресурс в виде слайдовой презентации (Приложение 1),
  • компьютер,
  • медиапроектор,
  • рисунки
  • творческие работы учащихся

 Ход урока

1.Вступительное слово учителя (ведущего) Сибирь… Перед глазами встают Хакасские и Тувинские степи,

Бурятия, Якутская тайга и Алтайские горы.
Лежит она, огнями дальними
Сводя масштабами с ума
У нас 100 вёрст – не расстояние Мороз под 30 – не зима!
1000 раз прав поэт!
Поистине безгранична Сибирь!

Богата Сибирь не только историей и размерами, но и творчеством народа, населявшим её. Литература как вид искусства всегда составляла важный компонент духовного развития народа. Любовь к суровому и загадочному краю вызвала к жизни удивительные по силе и красоте песни и сказки, легенды и сказания. Красота нашей родной сибирской земли – её реки и озёра, привольные степи и берёзовые перелески, величественная тайга и зеркала озёр – всё это не может не волновать сердце, не рождать в нём самых нежных чувств и слов.

2 .Команды приветствуют гостей и участников игры

В качестве приветствий используются творческие презентации “Слово о родном крае” (используются стихи поэтов Сибири, высказывания о Красноярском крае известных людей, фотографии …)

3.“Разминка”

Команды задают друг другу “загадки”: нужно по лексическому значению отгадать задуманное слово.

4. Рубрика №1 “Сибирские загадки”

(Слйдовая презентация. Приложение №1)

1.Два убегают, два догоняют, а отдыхают вместе.

(4 колеса у телеги-10 баллов)

2. Кину с блошку — выну с кошку.

(Редька-20 баллов)

3. Мокрый теленок в подполье лежит.

(Язык-30 баллов)

4.Не жива, а дышит.

(Квашня-40 баллов)

5.За озером - яркая пуговка, за марью-рыба-окунь.

(Солнце, луна- 50 баллов)

Рубрика № 2 “По страницам сказок”

Из какой сказки эти слова:

1.”…Чтобы избежать смерти - надо уважать и любить нашу землю. Озеру скажи заклинание-раскаянье, а тайге подари собольи хвосты” (“Охотник Кирэвуль и огненный соболь”-10 баллов)

2. Его называют “амиканом” т.е. “дедушкой". Название сказки (“Дедушка-медведь”-20 баллов)

3. “Быстрее … в тундре никто не бегает, никакая птица не летает… Никому за …не угнаться. С ветром наперегонки бегает и обгоняет его”.

О ком идёт речь в данном отрывке? Как называется это произведение? (“Почему олень быстро бегает”-30 баллов)

4. “Пришёл Улугхем на край земли и видит: стоит ледяная яранга, а в ней на шкурах лежит ледяной Кэле. Увидел его Кэле и рассмеялся. Потом оторвал от яранги кусок льда, огромный как сопка, и бросил его в Улугхема. Попал этот кусок льда в грудь молодого охотника. И треснула она как скорлупа кедрового ореха. Выпало из неё сердце Улугхема на холодный снег и таким жаром запылало, что растаяла ледяная яранга, а с ней злой Кэле растаял. Подул тёплый ветер, зажурчали ручьи. Вновь в тайгу вернулось лето. А там, где упали капли крови Улугхема, выросли необыкновенные цветы, и назвали их люди… (жарками-40 баллов)

5.Что послужило поводом для спора двух медведей из ненецкой сказки ”Белый медведь и бурый медведь”? (Чья земля?-50 баллов)

Рубрика №3 “Писатели Красноярья”

1. За каким писателем укрепилась репутация сибирского следопыта, знатока и певца природы Сибири, ее смелых людей? (Н.С.Устинович)

2.В своем сборнике “Центр земли” этот поэт обращается к ребятам, которые, окончив школу, в самостоятельной жизни должны найти свой Центр Земли, каким стал для этого писателя наш сибирский край. (З.Яхнин)

3.Он весь-разгулье,
Весь-отвага…
Ему знакомы пол-Земли,
На ты он даже с Ледовитым…

Кто автор этих строк и какой реке они посвящены?(В.Н.Белкин - Енисею)

4. Место, которое прежде всего связывается с именем В.П.Астафьева. В этом селе он родился. (С.Овсянка)

5. А ну-ка, полярный ветер,
Попробуй ее сломать!
Она за себя на свете
Сумеет, друг, постоять!

Ягель сухой и жесткий.
Тундра — в седом дыму.
Молча дивлюсь, ---------,
Мужеству твоему

Кто автор этих строк? Вставьте пропущенное слово.

(Казимир Лисовский. “Березка”)

Рубрика №4 “Сибирский характер”

  1. В детстве этот писатель летом заблудился в тайге и провел один 3 дня. (В.П. Астафьев)
  2. “Выходит, он погиб, чтобы жили дети…” О ком идёт речь в данном отрывке? Как называется это произведение, кто его автор? ( “Ради жизни” Н.С. Устинович “Кого-то отводит”,- догадался Миша…Он попался в зубы песцу,- продолжал Василий Семенович.- Но его семья (птенцы куропаток) осталась цела.”
  3. “…Даже птица без боя умирать не хочет” “…они всю жизнь живут постоянными парами” “Великий это закон - помогать друг другу в беде. ” О ком идёт речь в данных отрывках? Как называется это произведение , кто его автор? ( “Вороны” Н.С. Устинович “Здоровый ворон перенес через речку больного”)
  4. “У осоки, на освещенных зарей волнах, тихо колыхались две диковинные птицы. Белые как снег, большие, с длинными шеями, они были красивы, словно посланцы сказочной страны” О ком идёт речь в данном отрывке ? Как называется это произведение? (”Лебединая дружба” Н.С.Устинович)
  5. Старейшая собирательница фольклора в России. В течение многих лет (с 1909 по 1932) записывала она сказки в одном географическом районе: Приенисейском или Красноярском крае. Ею собрано свыше пяти тысяч текстов: только сказок 120, более 1000 песен, 100 заговоров, пословицы, поговорки.(М.В. Красноженова)

5.Подведение итогов игры, определение команды-победителя и самого эрудированного игрока.

Интернет-ресурсы:

http://www.lesschool.narod.ru/projekt/index.htm - Творчество писателей Красноярского края

http://library.cross-ipk.ru/RK/liter.htm. - Электронная библиотека краеведческих материалов. Родное Красноярье

http://library.cross-ipk.ru/RK/writers.htm. - О писателях  Красноярского края

http://library.cross-ipk.ru/RK/texts.htm. - Произведения писателей Красноярского края

http://library.cross-ipk.ru/RK/ legend.htm.- Фольклор. Легенды и сказания.