Информационные технологии на уроках литературы. Урок по теме: "…Милосердие… не бывает чрезмерным…" (по рассказу В.М. Шукшина "Как зайка летал на воздушных шариках")

Разделы: Литература


Цели:

  • - познакомить учащихся с личностью писателя, его мировосприятием через анализ данного рассказа; обсудить с ними проблему взаимоотношений взрослых и детей; обучать их способам анализа художественного произведения;
  • - развивать у них навыки и умения художественного пересказа, словесного рисования, выражать свои мысли в устной и письменной форме, обобщать сказанное;
  • - воспитание у детей чувства сострадания, милосердия, отзывчивости.

Словарь: милосердие, сострадание, отзывчивость.

Оборудование:

  • Компьютер,
  • медиапроектор,
  • Презентация

Эпиграф:

Поистине велик тот, кто обладает великим милосердием. (Фома Кемпийский)

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. (Тема урока). Слайд 1.

II. Реализация домашнего задания. Художественный пересказ рассказа.

(1-2 ученика у доски).

III. Выявление читательского восприятия. Слайд 2.

- Каковы ваши впечатления от прочитанного рассказа?

- Что запомнилось? На что обратили внимание? Что вас тронуло?

- О чем вы хотели бы поговорить сегодня на уроке? (Подвести детей к определению целей урока). Слайд 3.

Беседа.

- Что вы знаете о В.М.Шукшине? Слайд 4.

- Какие рассказы читали? Какие фильмы с его участием смотрели?

Учитель:

Василий Макарович Шукшин – наш с вами земляк, человек великой души, с необычайно обостренным чувством совести и справедливости. Прожил он свою жизнь, как песню спел, - ярко и стремительно. И только после его смерти, к сожалению, мы смогли разглядеть и почувствовать всю глубину и самобытность его дарования. Писатель, актер, режиссер… Родился он на Алтае, жил с матерью и сестрой и учился в с.Сростки, где сейчас находится Всероссийский мемориальный музей заповедник В.М.Шукшина. (На слайдах виды села, школы, дома писателя, фотографии его и семьи). Комментарий фотографий. Слайды 5 – 13.

Анализ рассказа “Как зайка летал на воздушных шариках”.

1. Аналитическая беседа.

- О чем этот рассказ? Определите его тему. Слайд 14.

- Как вы поняли смысл рассказа? Какие, на ваш взгляд, проблемы поднимает автор в нем? (Любовь, милосердие, взрослые и дети, в чем смысл жизни).

2. Работа с иллюстрацией. Слайд 15.

- К какому эпизоду сказки нарисована иллюстрация? Какому элементу композиции сказки он соответствует? (кульминация).

- На ваш взгляд, насколько точно художник отразил в своем рисунке содержание сказки? Каким выглядит зайка?

- Почему Верочка запомнила именно эту сказку о зайке? Что ее так привлекло в ней? Слайд 16.

- Как вы поняли нравоучительный смысл сказки?

- “Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”, - уверял нас А.С.Пушкин. Как вы думаете, какой урок можно извлечь из этой сказки?

- Подумайте, почему В.Шукшин вынес в заголовок рассказа название этой сказки, ведь она так мало места занимает в повествовании? (Смысл сказки напрямую перекликается с содержанием рассказа: и там, и тут говорится о доброте, об отзывчивости, готовности прийти на помощь в трудной ситуации. В сказке отражается в сжатом виде смысл всего рассказа).

- Почему Верочка так подружилась с дядей “Игоем”? (Он может найти общий язык с ребенком, наверное, душа у него “детская” - смотрит на мир глазами ребенка, видит доброе и хорошее; близок детский взгляд на вещи).

- Почему Федор, такой большой и сильный мужчина, так изменился всего за несколько дней? Может быть, даже состарился? (Очень переживал за любимую больную дочурку, хотел любым способом помочь скорее выздороветь). Слайд 17

- Обратитесь к тексту: как автор показывает его переживания? Подберите цитату из текста, относящуюся к данной иллюстрации. Слайд 18. (“Когда приходила медсестра, Федор Кузьмич уходил куда-нибудь из квартиры, на лестничную площадку, да еще спускался этажа на два вниз по лестнице, и там пережидал. Курил. (…) У Федора все каменело в груди. Он бы и плакал, если б умел, если бы вышли слезы. Но они стояли где-то в горле, не выходили.”) -

- Каков он по характеру? Добрый, любящий отец? А почему тогда так обижает свою жену, мать Верочки? Упрекает ее в болезни дочери, называя тряпичницей? Разве мать не также любит свою девочку? (“От беспомощности и горя он тяжело обидел жену, мать девочки: упрекнул, что та недосмотрела за дитем”. Он не может ей простить, что она больше интересуется новыми нарядами, чем дочкой).

- О чем заставила задуматься его болезнь девочки? ( О своей жизни, о своей работе). Слайд 19.

- Почему автор пишет, что “может, больше надо самому Федору, чем девочке”, чтобы Егор прилетел к ним? (Болезнь дочки заставила Федора, взрослого человека, пересмотреть в какой-то мере свои взгляды на жизнь, пересмотреть жизненные ценности. Какие?)

- В рассказе говорится о материальном достатке семьи Верочки, отец мог достать ей любые лекарства, пригласить лучших докторов. Найдите слова в тексе рассказа, говорящие о том, Федор был достаточно влиятельным человеком. Но это не помогает девочке выздороветь. Автор говорит, что для скорейшего выздоровления ее необходимо что-то другое… Что именно? (Лекарство “для души” - хорошая, добрая сказка, в которой говорится о том, что всегда найдется кто-то, кто поможет в беде).

- Так, какую проблему еще обозначил автор в своем произведении? (Материальное благополучие – не главное в жизни, есть что-то еще, что необходимо каждому человеку). А что это? (душевное тепло, вера в добро, во взаимовыручку).

- Как вы относитесь к жене Егора? На ваш взгляд, она добрый, отзывчивый человек?

- Какие ее слова вам не понравились? Почему? (На первом плане у нее свои дела –нужно посетить дачу, т.е. опять же материальное благосостояние).

- В разговоре Егора со своим братом по телефону и с женой высвечивается еще одна проблема. Какая? ( Умение быть благодарным, помнить добро и платить за него добром: когда-то Федор помог устроить дочь Егора в институт, а теперь Егор летит за тысячи километров, чтобы помочь больной дочке Федора. Жена же Егора совсем не такая).

- Что значит слово милосердие? Сострадание?

- Можно ли сказать, что этими чувствами обладает Егор? Обоснуйте свой ответ.

- В разговоре на кухне, на ваш взгляд, что-то Федор недоговаривает брату? Что его так беспокоит? (О своих делах, о своей жизни, о жене. Правильно ли он живет.) Слайд 20.

- Почему он вдруг вспомнил отца, коней, родную деревню, в которой почти не бывает? (Это то, что ему по-настоящему дорого, в детстве мы гораздо мудрее и тоньше, как ни странно, чувствуем правду и ложь, умеем ценить истинные радости жизни. Так и маленькой Верочке во время болезни больше всего захотелось услышать добрую сказку , а не получить какие-то игрушки, “мультики”, т.е. что-то материальное. Значит, девочка тоже интуитивно понимает, что важнее: материальные блага или духовные.)

3. Вывод, подведение итогов. Слайд 21.

- Итак, подведите итог нашему разговору. Что же в жизни важнее, по мнению Шукшина, богатство, материальное благосостояние или какие-то другие вещи? (Здоровье, душа, умение любить, сострадать, умение платить добром за добро).

Обратиться к названию урока и эпиграфу.

4. Рефлексия. Слайд 22.

- Помог ли наш урок лучше разобраться вам в содержании рассказа В.М.Шукшина?

- Стал ли вам ближе и понятнее сам автор, его взгляды, его миропонимание?

- Что вам запомнилось? Удивило? Вызвало другие сильные чувства?

5. Домашнее задание: Слайд 23.

Устное сочинение “Характеристика литературного героя по рассказу В.М.Шукшина “Как зайка летал на воздушных шариках” (На выбор о Егоре или о Федоре по данному плану).

Приложение № 1 – Презентация

Приложение № 2 – план-характеристика литературного героя