Информационные технологии, использованные на уроках литературы, сами по себе несут огромный дидактический потенциал.
Именно совмещение игровых технологий и ИКТ помогает учителю создать принципиально новые условия работы в учебном классе, даёт возможность максимально индивидуализировать обучение, сделать процесс обучения творческим, исследовательским.
Предложенные материалы – демонстрация возможных форм контроля знаний с использованием игровых форм и ИКТ, которые помогут подготовить ребят к ЕГЭ по литературе.
Девиз любой игры: Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем!
Увлекшись игрой на компьютере, учащиеся не замечают, что, демонстрируя уровень освоения материала, продолжают учиться: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Так, например, при изучении тем по теории литературы можно в работе использовать кроссворды.
Еще одна форма интеллектуальной игры – Аукцион знаний, где можно использовать задания разного характера:
– тест закрытого типа – выбрать из
предложенных вариантов правильный,
– тест на соотнесение – соотнести понятия,
– тест открытого типа – восстановить материал
(слово или фразу),
– работа с иллюстрациями.
Форма популярной телевизионной игры “Как стать миллионером?” тоже может быть активно использована. Сначала проводим отборочный тур для всех, потом для победителей отборочного тура проводим игру. В зависимости от набранных баллов выставляем оценку.
“Своя игра” – тоже одна из форм проверки знаний. Несколько раундов, каждый вопрос в определенной категории имеет свой коэффициент сложности. Выбираем категорию и уровень сложности.
Можно отправиться в путешествие по миру произведения в форме настольной игры “ Путешествие”. Такую работу лучше проводить для групп или индивидуальной самостоятельной работы.
Все перечисленные формы измерения знаний учащихся можно использовать как при текущей проверке, так и в качестве контрольных измерительных материалов.
Контрольный тест, оценивающий знания каждого ребенка по изученной теме, можно тоже исполнить в компьютерном варианте. Тесты лучше выполнять в программе Excel на основе уже разработанных методистами тестов для каждого класса.
Ребята очень активно включаются в предложенную игру и впоследствии, опережая педагога, сами предлагают тест в указанных формах.
А главный итог этой работы – это “свободное развитие сознания”, когда уроки литературы становятся для каждого ребёнка источником творческих сил, временем самовыражения и раскрытия своих эмоций, поисков ответов на волнующие вопросы.
Аукцион знаний – басни (приложение 1)
Контрольный тест. Гоголь “Ревизор” (приложение 2)
Кроссворд. Лирика, 6-й класс (приложение 3)
Кто хочет стать отличником. Гоголь “Ревизор” (приложение 4)
Путешествие. Гоголь “Мертвые души” (приложение 5)