Вот уже более 10 лет в педагогической науке и практике поднимается вопрос о необходимости осуществления гендерного подхода в образовании. 10 лет – срок не малый. Однако, несмотря на научные разработки гендерного похода в школьной педагогике, педагогическое образование находится еще в самом начале пути по его освоению. И если наука все же движется вперед в этом направлении, то практика «топчется на месте». Конечно, любая педагогическая инновация требует профессиональной квалификации и научной поддержки, соответствующего методологического и методического аппарата.
Главной движущей силой внедрения гендерной инновации, как и любой другой, в учебно-воспитательный процесс, на мой взгляд, все же остается личная заинтересованность педагога в этом внедрении. И в своей статье мне бы хотелось поделиться с коллегами теми идеями, к которым я пришла. А началось все с того, когда передо мной встали вопросы: «Как это делать?», «Какой урок считать гендерным?», «С чего начать?»
Во-первых, необходимо учитывать, что между мальчиками и девочками существует определенное различие в восприятии учебной информации. Во-вторых, принять во внимание, что гендерный подход в процессе воспитания и обучения позволяет решать как задачи социализации личности ученика, так и задачи личностно ориентированного обучения, о котором в последнее время также много говорят и которое является в современной педагогике превалирующим.
Рассмотрим модель структуры личности ребенка, предложенную И.П.Ивановым
(Слайд 2). В ней выделены именно те качества личности ребенка, которые имеют особое значение в осуществлении гендерного обучения и воспитания.
Рисунок 1. Модель структуры личности по И.П.Иванову.
ЗУН – сфера знаний, умений, навыков
СУД – сфера умственных действий
СУМ – самоуправляющий механизм личности
СЭН – сфера эстетических и нравственных качеств личности
СДП – сфера действенно-практических качеств
СТВ – сфера творческих качеств
СФР – сфера физического развития
Эти качества в совокупности выделяют индивида из коллектива. Психологами были определены (Слайд 3) доминирующие характеристики учебной деятельности мальчиков и девочек: для одних характерны репродуктивность, систематичность, для других – креативность и эвристичность; если мальчикам присущи рациональность и понятийность, то девочкам – образность и эмоциональность.
Расул Сабиров в статье «Наука – «бесполой» школе» описал типы восприятия текста литературного произведения мальчиками и девочками (Слайд 4). Вот к каким выводам автор статьи пришел в результате проведенных исследований и наблюдений.
Маскулинное восприятие:
- Книга – отражение жизни многих людей
- Чтение умом
- Чтение – следование авторской мысли
- Толкование текста однозначное
Феминное восприятие:
- Книга – всего лишь жизнь читателя
- Чтение чувствами
- Чтение – замена автора читателем
- Толкование текста вариативное
Как можно осуществлять гендерный подход в обучении и с чего следует начать? На мой взгляд (Слайд 5), начать нужно с выявления гендерных проблем учащихся, проявляющихся в учебной деятельности; с поиска в педагогических технологиях гендерного потенциала; с индивидуального подбора для учащихся заданий с учетом выявленных гендерных проблем.
Охарактеризуем гендерный подход как педагогическую технологию (Слайд 6): по философской основе – это природосообразная технология, по ведущему фактору развития – биогенная (развитие человека определяется генетическим кодом), по научной концепции освоения опыта – бихевиористская (формула усвоения: стимул (задача, вопрос) – реакция (умственное действие) – подкрепление (моральное стимулирование), по организационным формам – дифференцированная, по доминирующему методу – развивающая, по подходу к ребенку и воспитательной ориентации – личностно ориентированная.
Оказалось, что таким критериям соответствует вопросно-ответная основа урока, доминирующая в педагогической среде. Именно в вопросно-ответной системе заложены мощные психолого-педагогические возможности. Вопрос побуждает собеседника к мышлению. Эта особенность вопроса очень важна, так как типология учебных вопросов строится на особенностях мышления. Так, мышление осуществляется посредством мыслительных операций и согласно тому, какие из них необходимо совершить, чтобы построить ответ, различаются группы вопросов: (Слайд 7) аналитические, синтезические, системные, абстрактные, классификаторные, обобщающие, конкретизирующие, интегрирующие, моделирующие и другие (данная классификация вопросов взята из книги В.С.Безруковой «Вопросно-ответная основа урока»). Одни вопросы направлены на раскрытие понятий, обобщение, систематику, другие – на выражение субъективного отношения, на построение словесного образа ситуации, события. Курсивом выделены вопросы, предпочтительные для мальчиков.
С учетом всего выше сказанного мною были разработаны вопросы и задания к тексту романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». В их основы легли особенности эстетического (на эмоциональном и рациональном уровнях) восприятия мальчиками и девочками литературного текста, оценивания ими явлений литературы и окружающего мира.
В процессе работы над текстом романа «Капитанская дочка», как правило, рассматриваются следующие аспекты: исторические события и судьбы частных людей; система образов (образ Пугачева, сравнительная характеристика Гринева и Швабрина, образ Маши Мироновой в свете авторского идеала); проблема нравственного долга, верности и чести; тема милости и справедливости, жанровое и композиционное своеобразие романа (роль эпиграфов и вставных эпизодов, смысл названия романа) и др. В русле этих тем и были разработаны «гендерные» вопросы и задания.
Изучаемый аспект |
Вопросы и задания |
|
Для мальчиков |
Для девочек |
|
Жанровое своеобразие романа |
Роман «Капитанская дочка» - это исторический роман, семейная хроника, роман-биография, роман-притча. Докажите данное утверждение. |
Определите жанр романа «Капитанская дочка», аргументируйте свой ответ |
Композиция романа |
Дайте определение эпиграфа. Докажите, что пословица «Береги честь смолоду», взятая А.С.Пушкиным в качестве эпиграфа к роману, выражает основную мысль автора (определяет кодекс поведения молодого человека, поясняет нравственный выбор Петра Гринева). |
Что называется эпиграфом? Какова роль эпиграфа? Какие эпиграфы выбирает А.С.Пушкин к своему роману и отдельным его главам и почему? |
Калмыцкая сказка (кто и кому ее рассказывает?) имеет иносказательный смысл: она о двух возможных выборах жизненного пути – тихом, размеренном и другом – ярком, насыщенном, но коротком. Кто из героев изображается под видом орла, а кто – под видом ворона? Докажите свою позицию. |
Кто из героев и в связи с чем рассказывает калмыцкую сказку? Как вы понимаете ее иносказательный смысл? Раскройте символический смысл героев сказки? |
|
Система образов в романе |
В критической литературе о «Капитанской дочке» высказаны следующие мнения: «С первых шагов своей сознательной жизни Гринев предстает перед нами почти сложившимся человеком»; «Гринев взрослеет под влиянием чрезвычайных исторических событий». С каким из этих мнений вы согласны? Докажите, что именно оно верно. |
Каким вы представляете себе Петра Гринева. Охарактеризуйте этого героя. |
Смысл названия романа |
Маша Миронова – заглавный герой. Чистота и самоотверженность придают ее образу героический ореол. Какие поступки, которые совершает героиня, подтверждают этот тезис? |
Почему роман о пугачевском бунте называется «Капитанская дочка»? |
Сочинение |
Гринев в Белогорской крепости. |
Белогорская крепость в жизни Гринева. |
Таким образом, данная система вопросов не только учитывает особенности мышления мальчиков и девочек, а значит, направлена на развитие потенциальных способностей, заложенных природой, но и создает для тех и других ситуацию успеха.