"Искусство" "Золотого века"

Разделы: Литература


Цель урока: сформировать у учащихся представление об особенностях живописного искусства периода “золотого века” в русской культуре.

Задачи:

  • определить характерные черты академизма и реализма, представляющих основные направления русского живописного искусства первой половины XIX века;
  • охарактеризовать творчество ведущих художников первой половины XIX века;
  • расширить кругозор учащихся, развить эстетический вкус.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран.

Оформление доски: тема, её план, эпиграф “Красота спасёт мир” (Ф.М. Достоевский). Макет дерева, оформленный стенд “Шедевры русской живописи”.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент, знакомство учащихся с целями и задачами урока.

Вступительное слово учителя:

Начало XIX века – время духовного и культурного подъёма.

Его причины:

  • рост национального самосознания, ускоренный Отечественной войной 1812 года;
  • политика просвещённого абсолютизма Александра I. (Слайд № 1). Презентация

Сегодня на уроке мы не будем заниматься изучением всех сторон человеческого бытия русского общества первой половины XIX века. Мы познакомимся с представителями живописного искусства культуры “золотого века”, их произведениями, которые восхищают нас уже второе столетие.

Рождаются великие творенья,
Не потому ли, что порою где-то
Обычным удивляются явленьям
Учёные, художники, поэты

- Объясните название “культура “золотого века””? (Время Пушкина, первая треть XIX века, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России)

- Какие области культуры мы рассмотрели на прошлом уроке? (Мы рассмотрели развитие образования, науки, архитектуры и скульптуры)

- Как вы думаете, почему начальное образование сильно отставало в своём развитии? (Оно было рассчитано на образование низших слоёв общества и государство не было заинтересовано в его развитии)

- Перечислите имена учёных, сделавших наиболее важные открытия в этот период? (Называются имена Лобачевского, Зинина, петрова, Якоби, Аносова, Струве, Пирогова…)

- Назовите характерные черты классицизма? (Классицизм - европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное искусство, на античную литературу и мифологию. Постройки в стиле классицизма отличаются уравновешенностью, чётким, спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Главными законами архитектурной композиции были симметрия, подчёркивание центра, общая гармония. Парадный вход обычно располагался в центре и оформлялся в виде портика. Колонны должны были по цвету отличаться от стен. Чаще всего колонны красили в белый цвет, а стены – в жёлтый)

Провести обзор слайдов №2-5 (№2 - Биржа в Петербурге (архитектор Кваренги), №3 – Храм Христа Спасителя (архитектор К.А. Тон),  №4 – Николаевский вокзал в Москве (архитектор К.А. Тон), №5 – Большой театр в Москве (архитектор Бове), сравнивая шедевры петербургского и московского классицизма, обсуждая формирование петербургского ансамбля и особенности возрождения древнерусской архитектуры.

В качестве закрепления можно провести игру в виде лото, где ученики, работая с карточками (на них имена учёных, скульпторов, архитекторов) заполняют соответствующие квадраты игрового поля с обозначением открытия, названия шедевра.

Создание военной хирургии Возведение храма Христа Спасителя Проект Исаакиевского собора в Петербурге Возведение здания Биржы на стрелке Васильевского острова  
    Возрождение тайны древнего булата   Бронзовые скульптуры “Укротители коней”
Открытие Антарктиды Создание архитектурного ансамбля в Петербурге     Создание неевклидовой геометрии

Имена: П.П. Аносов, Н.Н. Пирогов, Н.И. Лобачевский, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, К.А. Тон, Том де Томону, П.К. Клодт.

Оставшиеся пустые поля можно предложить заполнить учащимся.

III. Объяснение нового материала. (На доске макет дерева, по ходу объяснения его ветви можно украшать табличками с именами художников). Объяснение строится на выступлениях учеников, заранее подготовивших индивидуальное задание. Цель: сформировать у них навыки выступления перед аудиторией.

Учитель:

- Вспомните определение понятия “классицизм”.

Традиции классицизма в живописи назывались “академизмом”. Академизму свойственны библейско-мифологические сюжеты, преклонение перед классическим наследием Греции и Рима. В первой половине XIX века все выдающиеся художники получали образование в Академии художеств города Петербурга. Её основали в 1757 году, и была она центром развития передового русского искусства.

В этом учебном заведении хорошо ставили технику рисунка и живописи. Но Академия ориентировалась на античное наследие и героическую тематику. Сцены из современной жизни и простой русский пейзаж считались недостойными кисти художников.

Наша задача будет состоять в том, что, знакомясь с творчеством того или иного художника, определять сюжет произведения как академический или реалистический. Реализм – направление в искусстве, представители которого интересуются личностью человека, жизнью не только богов и царей, но и простых людей.

Ученик 1: “В начале XIX века древние Помпеи увидели солнце. Почти восемнадцать столетий пролетело с того дня, когда пробудился вулкан Везувий и пеплом, пламенем, раскалёнными камнями сжёг и засыпал город. Весть о гневе богов облетела Италию. Родственники погибших приезжали сюда и в ужасе смотрели на мёртвое поле пепла, под которым был похоронен не человек – город. Они вдыхали запах серы и не смели поднять горсть пепла – он им казался самим божьим гневом.

Потом Помпеи забыли. Над ней, словно облака, проплывали века. А в начале XIX века археологи удалили камень и слежавшийся пепел. Они открыли дома, улицы, статуи, фонтаны… Затаив дыхание, они снимали прах с костей погибших. Рядом с ними лежали вещи: богатые спасали украшения, бедняки – хлеб. До последней секунды матери укрывали собой детей, мужья – жён.

По оставшимся фонтанам, росписям учёные прочитали историю города. О Помпеях заговорил весь мир.

Вместе с путешественниками по улицам воскресшего города бродил русский художник К.П. Брюллов (слайд № 9. К.П. Брюллов). Русская школа живописи дала ему удивительное зрение: он смог увидеть город живым, борющимся.

Он словно услышал рёв вулкана, крики людей, ржанье испуганных коней. Он словно увидел молнии, раскалённые камни, падающие с неба, усиливающийся дождь из пепла… И тут же у него родился смутный образ картины.

Его не испугала необходимость изобразить большую массу людей. Рисовать он начал раньше, чем ходить. Болезненный и тщедушный мальчик до пяти лет лежал в постели и рисовал грифилем на доске. Его отец был художником, поэтому традиции трудолюбия и высокого мастерства передавались в семье из поколения в поколение.

С девяти лет он обучается в Академии. В этом учебном заведении все медали, заработанные за годы учёбы, выдавались по окончании, то в день выпуска Брюллов вышел из актового зала с целой пригоршней медалей.

Продолжил учёбу в Италии, где и выбрал этот сюжет. Делает зарисовки испуганных людей, изучает все древние вещи Помпеи, чтобы выписать их со всем совершенством. Его одолевают образы: вот женщина рухнула с колесницы и рассыпались никому не нужные драгоценности, вот муж, защищая жену и детей, прикрыл их концом своего плаща, малыш на руках матери, ничего не понимая, тянет руки к птице на земле (в тот день птицы градом сыпались на землю), сыновья, несущие старика- отца… (Слайд № 10. Репродукция картины “Последний день Помпеи”)

Художник работал над картиной до изнеможения. И вот она прибыла в Россию. И сразу же откликнулся А.С. Пушкин:

Везувий зев открыл – дым хлынул, клубом – пламя
Широко развилось как боевое знамя.
Земля волнуется, с шатнувшихся колонн
Кумиры падают… Народ, гонимый страхом
Под каменным дождём, под раскалённым прахом
Толпами стар и млад бежит из града вон!

Потом поэт познакомится с художником. Есть легенда, что поэт, преклонив колени, просил у художника понравившийся рисунок.

(Обсуждается с учащимися сюжет картины, который определяется академическим)

(Проецируется слайд № 11. А.А. Иванов “Явление Христа народу”)

2 ученик. Иванов Александр Андреевич был сыном профессора исторической живописи в Академии художеств. По её окончании уезжает в Италию. В Россию он вернётся через двадцать восемь лет, за два месяца до своей смерти. Его творческое наследие огромно. Но наиболее известно полотно “Явление Христа народу”. Картина на евангельский сюжет, но Иванов считал, что пишет картину историческую.

Главное при рассмотрении художественного полотна - не смотреть, а видеть, обращать внимание на мельчайшие детали. А для этого необходимы внимание и сосредоточенность. Все картины делятся на “громкие” и “тихие”. “Последний день Помпеи” - громкая картина, “Явление…” - тихая.

Художник настойчиво внушает нам тишину и сосредоточенность. Раб, бросившийся за одеждой господина и замерший, так и не коснувшись её. Жест господина, говорящий остановиться и не суетится… Златокудрый юноша слева, опустивший руку, призывая к молчанию.

Единственный громкий глас – это фигура человека с крестом и воздетыми руками. Это Иоанн Креститель. По его осанке видно, что он властен над умами людей. То напряжение, которое вызвал приближающийся человек, показывает, что речь идёт об исключительной личности…

Это картина контрастов, жестов, настроений, фигур. Контраст верхней и нижней частей картины: на переднем плане люди, на лицах которых работа сознания, напряжения.., а вверху величавая, безмятежная тишина.

(Обсуждается с учащимися сюжет картины, который определяется академическим)

3 ученик: Венецианов Алексей Гаврилович свой путь художника начал в качестве модного портретиста. Затем уезжает в имение в Тверской губернии. На полотнах отображает череду крестьянских лиц, интерьера крестьянской деревни (добиваясь правдивого изображения, однажды приказал выпилить стену сарая, чтобы правильно передать световое ощущение). Венецианов – “первооткрыватель” русского пейзажа (на картинах поля спелой ржи, перелески, соломенные крыши). Но деревня у него несколько условна, декоративна. Крестьянки выходят на барщину как на праздник, изредка мелькнут натруженные руки крестьян. (Слайд № 12. Репродукция картины “Гумно”)

(Обсуждается с учащимися сюжет картины, который определяется в основном в рамках академизма)

Учитель: Два замечательных портретиста своего времени Орест Адамович Кипренский и Василий Андреевич Тропинин оставили нам прижизненные портреты Пушкина.

4 ученик: Кипренский Орест Адамович – окончил Академию художеств. Всю жизнь связал с Италией. В России он проработал всего шесть лет (1822-1828 гг.). Он подлинный создатель карандашного портрета. Его штрих изумительно непринуждённый, бархатистый… Пушкин – печать сосредоточенности, в уголках рта затаённая скорбь, в замкнутости позы воинственная настороженность. (Слайд № 13. Портрет Пушкина)

5 ученик: Тропинин Василий Андреевич до 47 лет находился в крепостной неволе. Поэтому, наверно, так свежи и одухотворены на его полотнах лица простых людей. Каким-то особым старомосковским теплом и уютом веет от его работ. Отличительной чертой творчества Тропинина был показ человека в окружающей его обстановке, за любимым делом. Таковы его жанровые портреты “Кружевница”, “Гитарист” (слайд № 14. Репродукции портретов Тропинина).

6 ученик: Творческий путь художника Федотова Павла Андреевича необычен. Окончил Московский кадетский корпус, служил прапорщиком. Одновременно являлся вольнослушателем в Академии художеств. Только после выхода в отставку полностью посвящает себя искусству. Его работы объединяются серией “Нравственно-критические сценки из обыденной жизни”. В своих жанровых картинах он сумел выразить крупные социальные проблемы. Такими стали его работы “Свежий кавалер” (1846 г.) и “Сватовство майора” (1848 г.), в которых видим драматизм ситуаций, критическую позицию автора по отношению к действительности. (Слайды № 15, 16. Репродукции картин)

(Обсуждаются с учащимися сюжеты картин, которые определяются в в рамках реалиизма).

Формулируется вывод: Живопись культуры “золотого века” отличали стремительная смена художественных стилей и направлений, усиление общественного звучания создаваемых произведений, что делало её многообразной, многозвучной, что вело к возрастанию её влияния на жизнь общества.

Обратить внимание учащихся на макет дерева “Подобно тому, как жизнь человека или государства сравнивают с деревом (предки – корни, каждое поколение даёт новый прирост – веточку, листочек), так и культуру можно представить в виде мощного укоренившегося дуба. И плеяда талантливых, творческих деятелей русской культуры XIX века ярко вплелась в ветви этого дерева – дерева культуры.