Краткая аннотация. Разработка представляет собой урок, который проводится в конце I полугодия при завершении работы над I частью учебника “Литература. 5 класс” под редакцией В.Я.Коровиной.
Учебный предмет: литература.
Уровень образования школьников. Для участия в игре требуются знания, полученные на уроках литературы при изучении I части учебника “Литература. 5 класс” под редакцией В.Я.Коровиной.
Форма учебной работы: урочная.
Приобретаемые навыки. В ходе игры учащиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность учащихся, способность переключать внимание с одного учебного предмета на другой. Повышается эрудиция игроков.
Особенности роли учителя. Роль учителя заключается в подготовке вопросов викторины и компьютерной презентации по этим вопросам. Велика роль учителя в эмоциональном настрое детей на игру, который необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, задорно, дало положительный эмоциональный заряд учащимся.
Технологические особенности. Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер и проектор, компьютерная презентация, карточки с цифрами для подсчета баллов.
Организация подготовки к игре. Необходимо подготовить по 20 вопросов для каждого тура. Вопросы разделить на четыре уровня сложности: стоимостью 5, 10, 15 и 20 баллов для синего тура и 10, 20, 30 и 40 баллов для красного тура. Внести составленные вопросы и ответы в компьютерную презентацию. Участники игры ( а это весь класс) предупреждаются о мероприятии еще в начале учебного года. Непосредственно перед уроком класс делится на 3 команды (по рядам). Компьютерной презентацией управляет сам учитель, подсчет баллов осуществляет приглашенный на урок член родительского комитета.
Цели игры:
- учебная – совершенствование, обобщение и закрепление знаний учащихся по литературе.
- развивающая – развитие мышления, памяти, внимательности.
- воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание культуры общения.
Задачи игры:
- Повторение и обобщение знаний.
- Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.
- Формирование учебных и культурных навыков работы с информацией.
- Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях научный, интеллектуальный характер.
Ход игры
Учитель:
- Здравствуйте, ребята и взрослые!
Сегодня мы проводим викторину “Своя игра!”.
Цель игры – популяризация знаний по литературе. Игра проходит среди учащихся 5 класса. Сегодня мы проверяем свои знания. Победители будут награждены оценками “5” за I место, оценками “4” за II место. Внимание! Ознакомимся с правилами игры!
Правила игры.
Класс делится на три команды (по рядам). Побеждает та, которая набирает наибольшее количество очков. Игра состоит из трех туров: синий, красный, “Своя игра”. Итак, игроки готовы. Зрителей прошу не выкрикивать, не подсказывать, так как в этом случае ответ засчитан не будет, и баллы будут сняты.
Первый
- синий турИгрокам предложено 5 тем, которые включают в себя 20 вопросов по 4 в каждом. Вопросы оценены баллами от 5 до 20, в зависимости от сложности. Игроки выбирают тему, затем вопрос. Ведущий задает вопрос, отвечает на него тот, кто первым поднимет руку. Если ответ правильный, то игрок получает очки соответственно номиналу вопроса. Если ответ неправильный, то очки вычитаются из суммы, набранной игроком. Право выбора вопроса переходит к игроку, правильно ответившему на вопрос. Если ответ неверен, то тему выбирает следующий игрок. Тур может длиться либо определенное время (15-20 минут), либо пока все вопросы не будут исчерпаны.
Вопросы первого тура
Мифология
5. Что такое миф? /Миф – сказание или предание о богах и героях, которые участвовали в создании природного и культурного мира. Миф – представление о мире, существующее в форме фантастического рассказа/.
10. Кто является верховным богом у древних греков и у древних славян ? /У древних греков – Зевс, а у древних славян – Дажьбог/.
15. Как называется миф, который мы изучили в учебнике? /Миф “Сотворение Земли”/.
20 Кто принес в клюве горсть земли, нырнув в третий раз в Океан - море? /Это была серая уточка/.
Устное народное творчество
5. Что значит слово “фольклор”? /Искусство народа: народная мудрость,
народное знание/.
10. Назовите жанры фольклора. /Колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки, поговорки, пословицы, загадки, сказки/.
15. Что называется сказкой? Какие сказки вы знаете? /Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Различаются сказки: волшебные, бытовые, о животных/.
20. Назовите основные “премудрости” сказки. /Это присказки, зачины, концовки, постоянные эпитеты, повторы. Они украшают сказку, помогают запомнить, сохраняют напевность/
Древнерусская литература
5. Каким веком завершается древнерусская литература? /Древнерусская литература завершается XVII веком/.
10. Кто были внешние враги для жителей Древней Руси? /Это были половцы и
печенеги/.
15. Кто такие печенеги? /Печенеги – объединение тюркских и других племен в заволжских степях/.
20. Какие жанры древнерусской литературы вам известны? /Это летописи, исторические повести, жития/.
Литературоведческие термины
5. Какие роды литературы вы знаете? /Это эпос, лирика, драма/.
10 Что включают в себя эпос, лирика, драма? /Эпос включает в себя рассказы, повести, романы; лирика – стихотворения, драма – пьесы, сценки/.
15. Что такое рифма? Какие виды рифм вы знаете? /Рифмой называется созвучие окончаний стихотворных строк. Различаются рифмы перекрестные, парные, опоясывающие/.
20. Какие произведения называются юмористическими, а какие сатирическими? /Произведения, в которых смех веселый, добрый, называются юмористическими, а те, где смех злой, гневный – сатирическими/.
Поэты XIX века о Родине, о природе
5. Что является для человека “малым домом”? /“Малым домом” для человека является его родной край”.
10. Как изображалась природа в произведениях русских поэтов? /Природа являлась не просто фоном, она была частью души человека/.
15. Какое художественно-выразительное средство используется Ф.И.Тютчевым в словосочетании “румяный, светлый хоровод”? /эпитет/.
20. О ком написал А.М.Жемчужников в своем стихотворении:
Они, к полудню прилетев
С прогулок утренних по нивам,
Качались на верхах дерев
В расположении сонливом…”? / грачи/
Слово жюри. Физкультминутка
Эти упражнения не только полезны для глаз, они своего рода “массаж для мозга”, так как стимулируют умственную деятельность.
- Глазами нарисовать 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
- Сесть удобно. Глазами написать цифры от 0 до 9 или наоборот.
- Глазами написать свое имя и фамилию
- Глазами написать сегодняшнюю дату.
Второй - красный тур
Он построен по тому же принципу, что и первый. Но стоимость вопросов (номинал) увеличена в два раза (от 10 до 40).
Вопросы второго тура
Из биографии писателя
10. В какой усадьбе прошли детские годы М.Ю.Лермонтова? /Детские годы поэта прошли в усадьбе Тарханы Пензенской губернии/.
20. О ком идет речь в данном высказывании: “Будущий поэт рано ознакомился с русской и французской литературой: в доме его отца была большая библиотека”? /Речь идет об Александре Сергеевиче Пушкине/.
30. Кто из писателей, учась в гимназии, особенно много времени отдавал чтению, увлекался театром и принимал участие в постановке спектаклей? /Николай Васильевич Гоголь/.
40. Кому принадлежит сборник стихов “Мечты и звуки”? /Этот сборник принадлежит поэту Николаю Алексеевичу Некрасову/.
Русская литературная сказка
10. Кто главный герой сказки “Черная курица, или Подземные жители”? /мальчик Алеша/.
20. Кто в сказке В.А.Жуковского “Три пояса” подарил девушкам-сироткам три пояса? /Милая старушка/
30. Что олицетворяла собой Людмила в сказке В.А.Жуковского “Три пояса”? /скромность/
40. Какие качества привлекли в Алеше Черную курицу? /Скромность, доброта, учтивость/.
Н.В.Гоголь “Заколдованное место”
10. Какой подзаголовок имеет повесть Н.В.Гоголя “Заколдованное место”? /быль, рассказанная дьячком ???ской церкви/.
20. Кто такие чумаки? /обозники, едущие в Крым за солью и рыбой/.
30. Как звали деда? /деда звали Максимом/.
40. Как еще в повести Н.В.Гоголя называется “заколдованное место”? /существуют текстовые синонимы: “проклятое место”, “дьявольское место”/.
И.С.Тургенев “Муму”
10. Как зовут главного героя рассказа И.С.Тургенева “Муму”? /главного героя зовут Герасимом/.
20. С каким фольклорным героем сближает дворника Герасима в рассказе “Муму” И.С.Тургенев? /он сравнивает его с русским богатырем/.
30. Кто жил вместе с барыней в доме? /вместе со старой барыней жили ее приживалки/.
40. Какое слово нужно вставить, чтобы восстановить текст?
“Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос, немой и могучий, как … растет на плодородной земле…” /необходимо вставить в текст слово “дерево”/.
Л.Н.Толстой “Кавказский пленник”
10. О ком идет речь?
“…мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет”. /речь идет о Костылине/.
20. Сколько было жен и сыновей у старика из-под горы? /у старика было три жены и восемь сыновей/.
30. Какой выкуп первоначально просил татарин за пленного Жилина? /три тысячи монет/.
40. Сколько раз в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты, охраняя обоз? /Два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты/.
Слово жюри. Физкультминутка
Эти упражнения не только полезны для глаз, они своего рода “массаж для мозга”, так как стимулируют умственную деятельность.
- Зажмурить правый глаз, левым нарисовать 3 круга
по часовой стрелке и 3 круга против; зажмурить
левый глаз. правым нарисовать 3 круга против, 3 по
часовой
стрелке. - Глазами нарисовать 6 горизонтальных восьмерок и 6 вертикальных. Глазами написать сегодняшний день недели и месяц.
Третий тур - “Своя игра”
В этом туре предложена одна тема: “Русская литературная сказка”. Учитель (ведущий) называет ее участникам, которые сами определяют стоимость вопроса, исходя из набранных баллов, пишут ее на карточке и передают ведущему. Затем учитель задает вопрос, участники на других карточках пишут ответ и вновь отдают их ведущему. Тот зачитывает ответы и называет сумму, которую поставила команда. Если ответ правильный, то команде добавляется указанная сумма. Если ответ неправильный, то у команды вычитается указанная сумма. Теперь объявляется победитель, им станет тот, кто наберет наибольшее количество баллов.
Вопрос для III тура: Кто автор известной литературной сказки XIX века “Черная курица, или Подземные жители”? /Антоний Погорельский/.
Подведение итогов. Вот он – победитель! Команда проявила знания, находчивость, смекалку в нашей игре. Поздравляем! (награждение).
Благодарим участников игры, всех, кто помогал ее проводить. Наша игра прошла весело, интересно, мы проверили свою эрудицию. До новых встреч во II полугодии!
Использованная литература
- “Литература. 5 класс” учебник-хрестоматия под редакцией В.Я.Коровиной. Москва, “Просвещение”, 2006 год.
- Миронова Н.А. Тесты по литературе к учебнику-хрестоматии “Литература. 5 класс” под редакцией В.Я.Коровиной. Москва, “Экзамен”, 2006 год.
- Шаталова О.В. Дидактические материалы по литературе к учебнику-хрестоматии “Литература. 5 класс” под редакцией В.Я.Коровиной. Москва, “Экзамен”, 2006 год.