В каждом ребёнке есть искра Божья. Моя задача –
помочь этой искре разгореться.
Что я понимаю под искрой Божьей?
- В первую очередь, высокое предназначение человека быть Человеком: понимать, принимать, сострадать, помогать, любить.
- Не менее важно – быть личностью: развиваться, становиться, совершенствоваться.
- И при всём этом – быть творцом: творчески мыслить и созидать.
Понимание этого триединства (человек –
личность – творец) и стремление к нему для меня
являются самым главным в педагогической
деятельности.
Особое место в становлении человека как личности
занимают творческие способности ребёнка и их
развитие. Я поддерживаю гипотезу, которая
предполагает, что творческие способности
существуют параллельно и независимо от общих и
специальных способностей. Творческими
способностями наделён каждый, и творчеству, как
любой деятельности, можно научиться.
Формирование творчески мыслящей личности – это
путь, который поможет человеку
самореализоваться и противостоять
отрицательному влиянию окружающей среды.
Достижение творческих успехов является стимулом
дальнейшей работы по саморазвитию и
самосовершенствованию.
Неоднократно убеждалась в том, что когда человек
приобретает способность творчески мыслить,
очищается его душа, и помыслы становятся благими.
К тому же, творчески мыслящий человек настолько
близок к Миру Прекрасного, что в его душе не
остаётся места для негатива. Творческое
мышление – начало, ведущее человека к познанию
Мира, себя в нём, саморазвитию и, в результате, к
повышению интеллекта и нравственности. Такая
личность способна сама воспринимать и усваивать
имеющиеся знания, перерабатывать их, применять в
различных ситуациях и, главное, создавать новое,
своё, не имеющее аналога. Ребёнка необходимо
привести к пониманию того, что его миссия – быть
творцом.
К этому пониманию я веду детей, с которыми
работаю. Как неодинаково дети воспринимают себя
в роли созидателей, и как это точно отражает
индивидуальность каждого ребёнка.
Казалось бы, самое простое задание –
нарисовать свой символический портрет как
творца, а сколько смысла и творческой фантазии
вложено в каждый рисунок. Объяснения детьми
собственных портретов настолько интересны и
неожиданны, что, действительно, начинаешь видеть
в них маленьких гениев. И сами дети открывают в
себе это важное качество: способность созидать.
Микро-сочинения ассоциативного характера
способствуют развитию творческого мышления и
одновременно формируют личностные качества.
Поставленный в условия выбора ребёнок отдаёт
предпочтение нравственным решениям.
«Если бы я был (была) океаном, то...
- ничего бы не затоплял и не бушевал;
- никогда не топил корабли;
- всегда была бы тёплая вода, и люди никогда не тонули;
- я бы отвёз людей в красивые места и искупал их в своих тёплых водах».
«Если бы я был (была) вулканом, то...
- спал бы всю жизнь, не принося людям беды;
- попросил бы все другие вулканы не извергаться;
- построил бы из своей лавы дома для людей, чтобы эти дома оберегали и согревали их».
«Если бы я был (была) ветром, то...
- не шумел бы и давал маленьким детишкам спать;
- приносила только наполненный счастьем и радостью воздух и угощала бы им всех;
- я бы никогда не разрушал Россию».
«Если бы я был (была) солнцем, то...
- всех людей одарил бы теплом;
- никогда бы не прятался за тучи;
- дарила бы свет и тепло каждому живому существу».
Совершенно очевиден вывод: когда весь
образовательный процесс будет направлен на
развитие творческого мышления детей, то тогда в
условиях постоянного выбора и сформируется
высоконравственная личность, способная созидать
и изменять жизнь в лучшую сторону.
Истинные произведения искусства способны
пробудить душу человека настолько, что он сам
становится творцом. Например, после изучения
творчества И. С. Тургенева был дан заключительный
урок, построенный на материале стихотворений в
прозе писателя. Ребята получили задание:
написать свои стихи в прозе. Вот что из этого
вышло.
Золотая рыбка.
Золотая рыбка плавала в море. Красивая, как роза зимняя была. Рыбак заморский рядом проезжал. Увидел рыбку – в обморок упал. Ловил на сеть, на удочку ловил. И вот поймал, и тем ее убил. И сразу рухнул водный мир, завял коралл, покрылась инеем капуста.
Фёдоров Саша.
Цветок
Расцвел цветок на свете. Такой красивый: семь лепестков и стебель тонкий. Но вдруг надвинулась гроза, затем и молния, и сильный дождь. Цветок не вынес такой бури. Погиб цветок. И все. Он был один.
Лобанов Владимир.
Гроза
Однажды, летним днем, началась гроза. Перед ее приходом природа замерла, стало тихо и душно. Черные, грозные тучи обволакивали небо, и вот уже слышны раскаты грома, блещут молнии. Появляются первые холодные капли, постепенно перерастающие в ливень. Все кругом находится в волнении, но после этого явления природы всё оживает, как будто мир рождается заново. Не бойтесь грозы, после нее жизнь становится чище. Гроза смывает и грязь, и слёзы.
Тарасевич Катя.
Смерть
Вижу женщину в белом. Вокруг нее мрак и стоны людей. Мне становится страшно, я боюсь и убегаю. Но вдруг что-то во мне говорит: «Черт с ней!». Я останавливаюсь и думаю: «Да и черт с ней! Пусть она мной подавится!» Она почему-то обходит меня стороной. Я прихожу к мысли, что не нужно ее бояться и убегать. Если я ей понадоблюсь, то это будет неизбежно, а пока нужно жить.
Наквасова Наталья
Другой, не менее яркий пример. В этом же классе, но уже через год, знакомимся с творчеством Осипа Мандельштама. Рассказываю о судьбе поэта и об истории создания стихотворения о Сталине. Учащиеся еще не знакомы с этим стихотворением. Предупреждаю, что читать буду только один раз, и от них требую предельного внимания.
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища
И сияют его голенища.
А вокруг его с6род тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет.
Как подкову куёт за указом указ –
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз
Что ни казнь у него, – то малина
И широкая грудь осетина!
После чтения прошу нарисовать поэтический
образ стихотворения и записать запомнившиеся
строчки и слова. Учащиеся представляют свои
рисунки, объясняя, что они хотели ими выразить.
Затем они дают названия своим образам. И вот
здесь процесс творческого мышления становится
настолько ощутимым, что я начинаю воспринимать
его зрительно. В эти минуты юноши и девушки
чувствовали себя творцами, делающими открытия,
создающими новое, неожиданное.
Это были минуты великого творческого подъема. У
каждого было свое. И какие это были рисунки и
названия! Любой из них мог послужить
иллюстрацией к оригиналу. И как тонко
подсознание привело ребят к идейному содержанию
стихотворения: «Существо», «Мордоворот»,
«Кремлёвский клоун», «Бабачун», «Неизбежность»,
«Скуловорот», «Застенный мир», «Малина», «Спрут»,
«Кровавый пир», «Мое», «Страна таракания». И
самое страшное и, по-моему, точное название – «Христамать»,
звучащее как ругательство, выражающее попрание
всего святого, что есть на земле. Поражает
рисунок символического характера: на фоне
растопыренных толстых пальцев – профиль
безжалостного человека, огонь и могильный крест.
Следующий этап работы – перефразировка каждой строки. Читается еще раз стихотворение с паузами после каждой строчки. За это время учащиеся должны осмыслить сказанное и передать содержание своими словами, не повторяя ни одного слова автора. В это время происходит концентрация мыслительной деятельности. Надеяться можно только на собственный словарный запас и творческое мышление. В эти мгновения появляются настолько яркие образы, что они представляют художественную ценность.
Мы несвободны и испуганы
И должны держать язык за зубами.
А где удастся пошептаться,
Там до смерти можно испугаться.
Он омерзителен, как личинка майского жука.
Если скажет, так придавит.
Он насмехается над всеми.
Его ничего не волнует кроме себя.
И окружают одни прихвостни.
А он их использует во благо себе.
Они все похожи на зоопарк.
А он их главарь – горилла.
И он придумывает новые способы,
Чтобы побольше уничтожить.
Как маньяк, он жаждет крови.
И не знает человеческой боли.
Тарасевич Катя
Что же произошло? А произошло нечто важное. Ещё не было глубокого анализа произведения, а дети, на основании услышанного текста, при помощи своих ощущений, чувств, ассоциаций, смогли и увидеть произведение, и осмыслить его, и пропустить через свою душу. Их души откликнулись на зов души автора. И все это благодаря творческому мышлению. Через несколько лет я повторю подобную работу с другими детьми. И очередной раз испытаю чувство восхищения перед творческими возможностями человека. Появились новые образы и названия к ним: «Кремлёвский горец», «Я-я-я», «Страшное, грубое, липкое, грязное...», «Кнут без пряника», «Ненависть к людям», «Чужая смелость», «Не на ночь детям».
В ответ на задание «Ваши ассоциации» рождаются стихотворные строки.
Ты кровью залил половину страны,
Ты зверь – человек и ты демон!
Твои подопечные – это рабы,
И ты их такими сделал.
Но русский народ – всё терпящий народ!
Он чуткую душу имеет.
Ты сильный пока...
Но сила добра когда-то своё возымеет!
Федосеева Ирина.
Никогда не задаю на дом читать самостоятельно поэму А. Блока «Двенадцать». Наверняка знаю, что не воспримут. Поэму нужно слушать, только тогда можно её понять и принять. К открытию идеи подходим со старшеклассниками очень осторожно, анализируя свои ощущения, образы. Всегда на таких уроках мы используем краски, карандаши, плакаты, чтобы потом зрительно еще раз увидеть изучаемую тему. Передо мной лежат совершенно изумительные работы. Цветовое восприятие поэмы почти у всех одинаковое: много черного и красного цвета, меньше серого и еще чуть-чуть белого. При выполнении этих работ важен и сам процесс, и объяснение, которое дают ученики: «Черный цвет – людская злоба, жестокость, насилие; красный – человеческая кровь, жертвы, ничем невосполнимые; серый – мрачность человеческого существования; белый – маленькая надежда на то, что кто-то спасет Мир». Рисунки носят, в основном, абстрактный характер. Но вот и наглядные образы: изображение смерти в балахоне и с косой в руке, с которой стекает кровь, превращаясь в огромный поток; пылающая церковь, могильные кресты.
Пробуем дать определение революции на
основании восприятия поэмы: «Aд», «Хаос»,
«Бардак». Вызываем образы: « красный флаг,
большой плакат, кровь на снегу, убитая женщина».
Пытаемся услышать музыку поэмы: «траурный
марш, лай собак, выстрелы, крики, гул проводов и
треск барабанных палочек, плачущая скрипка,
печальная мелодия, шум ветра и необыкновенная
тишина в конце поэмы»
Затем воссоздаем содержание поэмы из строчек и
слов, которые остались в памяти. Мы с ребятами
назвали такую форму работы «Отрывки из обрывков.
Вот один из примеров:
«Ветер. Как пошли наши ребята в Красной
гвардии служить. Эх, горе-горькое. Рваное
пальтишко, австрийское ружье. Господи,
благослови. Буржуй. Голодный пес.
Вьюга! Вьюга! Стальных винтовок... А впереди Иисус
Христос»
Иваненко Люба
Задаю последний вопрос перед тем, как определить вместе с учащимися идею. В чем заключается загадка поэмы? Почти у всех один и тот же вопрос, граничащий с недоумением: зачем автор в конце поэмы вводит образ Иисуса Христа?
«Я считаю, что загадка этой поэмы заключается в последних строчках, где перед читателем предстает еще один герой поэмы – Иисус Христос. Зачем А. Блок ввел его в произведение и почему именно в конце поэмы? Может быть, автор хотел сравнить революционеров с Иисусом? А может быть, он хотел сказать, что Иисус никогда не оставит Россию в беде?»
Тарасевич Катя
Вот так мы приближаемся к идейному содержанию.
А текст еще закрыт. Вся работа происходит на
уровне творческого мышления. А где есть
творчество, там есть и развитие. В получении
результата я не сомневалась, до сути они дошли
сами: «Бог все простит», «Люди между собой
должны жить в мире и согласии, тогда не будет
никаких кровопролитных войн», «Не изменяйте
судьбе!», «Революция – это не выход», «Святого
нет – и жизни нет», «Революция – кровь, смерть»,
«Таких революций не должно быть», «Иисус Христос
– единственная надежда».
Потом, на следующих уроках, будет работа с
текстом и детальный анализ, требуемый
программой. И уровень восприятия учебных тем
окажется намного выше, так как на первом уроке
удалось установить отношение ученика к
изучаемому материалу, пробудить его душу,
создать целостный, обобщенный образ поэмы.
Очень важно понять, что творческое мышление
необходимо развивать у детей с первого класса. По
принципу: чем раньше, тем лучше. Я убедилась в
этом на собственном опыте. Три года я работала с
одними и теми же детьми. В 7 классе они почти все
сами писали стихи, легко сочиняли, рисовали,
могли самостоятельно составить любую cxeмy –
конспект по изучаемой теме, без моей помощи
готовили выступление на линейку, оформляли
литературный журнал, который назывался «В
ожидании чуда».
Дети ждали чуда. А для меня этим чудом являлись
они сами, готовые решить самые сложные жизненные
задачи, раскрыть тайны Вселенной, дойти до
истины. Недавно я задала себе вопрос: «Способны
ли учащиеся 7-го класса уже сейчас постичь важные
философские проблемы?» Оказалось, что способны.
Мы работали с ними со стихотворением Осипа
Мандельштама.
Дано мне тело – что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим!За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.На стекла вечности уже легло
Мoё дыхание, мое тепло.Запечатляется на нем узор,
Heузнаваемый с недавних пор.Пускай мгновения стекает муть –
Узора милого не зачеркнуть.
После прослушивания стихотворения начали
анализировать свои ощущения (реакция
материального «я»). Тело, организм моих учеников
откликнулись, они ощутили напряжение, тяжесть,
щемящую боль, легкость, сердцебиение, прилив сил,
связь с Космосом.
Каждый из них пытался объяснить свою реакцию.
Например, сердцебиение у них возникало оттого, что
произошло прикосновение к какой – то тайне,
которую предстоит открыть, поэтому организм так
волнуется. Я, конечно, ждала последнего ответа: «Связь
с Космосом». Объяснение этого ощущения было
поражающим: «Я почувствовала, что моя душа
отделилась от тела, соприкоснулась с душой
автора и улетела далеко – далеко от Земли».
Потом мы говорили о своих чувствах (реакция
духовного «я»). Мои ученики чувствовали гордость,
жалость, недоумение, недопонимание, стремление,
зависть, уверенность, восхищение. Когда они
говорили о своих чувствах, я обратила внимание на
то, что для них стихотворение оказалось сложным,
тем более, слышали они его первый раз, и, как
всегда, повторного чтения не было. Дети задавали
мне один и тот же вопрос: как понять выражение
«Я и садовник, я же и цветок?». Неслучайно именно
эта строчка запечатлелась в их головках. Затем
семиклассники приступили к созданию
поэтического образа стихотворения: лицо
человека за тюремной решеткой; человеческое
сердце; плачущее сердце; цветы; сердце и роза;
горы, и за ними восходящее солнце; тюремная
камера, а в ней человек и ваза с цветами; перышко;
огонь, камни и из камней вырывающийся силуэт
человека, похожий на джина; окно,на нем голубые
узоры и силуэт человека. Образы есть, и я прошу
дать им названия. Вот он миг открытия! Моя душа
трепетала от чувства переполнявшей меня
гордости и радости за детей. Называя рисунки, они
открывали идею стихотворения, сами не сознавая
этого: «Человек», «Сердце», «Плачущее сердце»,
«Тюрьма – тоже жизнь», «Цветы в узоре»,
«Прекрасное», «Гордость», «Стремительный полет»,
«Тело из огня и камня хочет взлететь»,
«Неразгаданный узор». Я помогла им раскрыть
смысл каждого названия. Из всего этого и
получилось идейное содержание.
А результатом на этом уроке были ассоциативные желания, возникшие под впечатлением творческой работы со стихотворением поэта:
- «так взлететь, чтобы след был заметен;
- чтобы никто меня не повторил;
- выпустить душу из тела;
- заглянуть в будущее и узнать, остался ли мой след;
- чтобы выросли крылья;
- притронуться к тайне;
- полетать на облаках;
- иметь волшебную палочку;
- жить вечно;
- улететь в Космос»
Да, действительно, в творческом мышлении
заключается великая сила. Человек – творец почти
всегда делает правильный выбор. Доказательством
служат творческие работы детей и Великие
Художественные Творения, созданные Гениальными
Мастерами Мира.
Меня всегда удивляет детская проницательность и
мудрость. Абсолютно точно определил Ш. А.
Амонашвили: «Ребенок – Высшее творение Природы и
Космоса и несет в себе их черты – могущество и
безграничность».
Если бы сегодня у детей была возможность
управлять Миром, то как бы прекрасен был этот Мир,
потому что на творческих уроках
ассоциативного характера мои ученики рассуждают
так: «Мир + Я = Счастье, Любовь, Добро,
Вселенная». «Мир + Я – намного больше добра. Я
хочу обнять этот мир своими руками» (Хуртина
Олеся). Они мечтают, «чтобы все люди были
счастливы, Земля была чистая и уютная, не было
войн, все люди были добрыми и не болели, чтобы у
каждого человека была своя семья и свой дом».
Моя ученица, Кидяева Оксана, написала стихотворение.
Сердце человеческое плачет.
Это значит, это значит,
Что утонет в речке мячик,
Что заплачет тихий мальчик,
Не проникнет луч в оконце,
И не станет ярче солнце,
Что не чувствует оно
И страданием полно.
Море слез на землю пролились.
Значит, не исчезла в мире злость.
Не хочу мириться с человеческими страданиями,
не хотят этого и наши дети. Детские работы служат
лучшим доказательством того, что развитие
творческого мышления должно стать главной
задачей каждого учителя, потому что оно является
основой в формировании и становлении растущего
человека как личности.
И если это случится, то изменить мир, сделать его
лучше, чище, добрее сможет учитель и его ученики.
Но это долгий, долгий и долгий путь.
И мы уже в пути…