Перед преподавателями средних специальных и высших учебных заведений стоит важнейшая задача - поиск наиболее эффективных методов и средств обучения, которые позволили бы повысить качество подготовки специалистов, организовать учебный процесс, стимулирующий самостоятельную мыслительную деятельность студентов и обеспечивающий формирование у них потребности к получению нового знания.
Следует отметить, что серьезным недостатком лекционного процесса, широко используемого в учебных заведениях, является пассивное восприятие студентами учебного материала. Недостаточная активность студентов на лекции объясняется тем, преподаватель, пользуясь исключительно вербальными дефинициями, забывает о том, что студент психологически не подготовлен к восприятию материала в таком виде, недостаточно вооружен необходимыми теоретическими знаниями. Изложение теории путем пространной или, напротив, сжатой, порой монотонной лекции значительно снижает интерес слушателей к изучаемому предмету. Для студентов, особенно младших курсов, самым доступным и интересным является то, что им понятно и соответствует их уровню знаний и общему кругозору.
Низкий уровень восприятия студентами лекционного материала связан с тем, что в процессе лекции в основном работает лишь слуховой анализатор и слабо функционирует зрительный. Во времени вербальной лекции внимание студента направлено в основном на процесс записи. Слушая лекцию и записывая ее, будущий специалист мало участвует в самом процессе получения новых знаний. Это не может не сказаться на снижении "производительности труда" преподавателя. А ведь большую часть информации об окружающем мире (до 90%) человек получает через зрительный канал и только 9% - через слуховой.
Повышение результативности учебного процесса, подразумевающее усвоение студентом необходимой информации, вызывает необходимость в целенаправленном и рациональном использовании вспомогательных средств обучения. Среди многообразия таких методов и средств одним из наиболее доступных и в значительной степени способствующих глубокому усвоению учебного материала является наглядно-иллюстрационный метод.
К вопросам использования визуальных средств и приёмов обучения обращались многие русские педагоги. Широко используется наглядный материал О.И. Федотовым, предложившим тезисное изложение литературоведческой науки и систему идеограмм, призванных дать сконцентрированное выражение литературоведения в целом. М.И. Мещерякова и Я.В. Темиз разработали эксклюзивный учебно-методический комплект по литературе, основанный на таблицах и схемах.
Наглядный (иллюстрационно-демонстрационный, визуальный) метод можно обозначить как сопутствующий. Он заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами.
Сделать лекцию аргументированной, эффективной и доступной будущему специалисту помогают графические средства наглядности - структурно-логические схемы, опорные конспекты, плакаты, диаграммы, таблицы, идеограммы и др. Они выполняют функцию логической модели категорий изучаемой дисциплины, отображают структуру и их взаимосвязь, раскрывают содержание курса и, в частности, лекции. Удачно созданная логическая модель делает видимыми внутренние категориальные связи объекта, позволяет студенту легко распознавать состав речевого высказывания преподавателя и сочетать его изображение с вербальным материалом.
Такие средства и приёмы могут быть использованы практически в любой лекции по гуманитарным дисциплинам. В то же время способы такого использования во многом определены техническими возможностями преподавателя.
Наиболее простой вариант - это изображение схемы \ таблицы мелом на доске в ходе конкретного занятия. Однако более эффективными и рациональными, хотя бы с точки зрения экономии аудиторного учебного времени, является изготовление структурно-логических схем в плакатной форме, то есть нанесение изображение на подходящий лист бумаги от руки или с помощью компьютерных технологий. Оптимальным вариантом является использование мультимедиа-проектора.
Изучение в ФГОУ СПО Благовещенский техникум физической культуры предмета "Литература", включающего в изучение значительную часть теоретических лингвистических понятий, обозначило ряд дидактических проблем. Одна из них - как оптимально использовать отведенные на изучение предмета часы и имеющиеся у студентов школьные знания теории литературы в нефилологическом учебном заведении, где приоритет отдаётся практическим дисциплинам и у студентов остаётся немного времени для прочтения и анализа литературных произведений. Ведь, как оказалось, студенты, вчерашние школьники, недостаточно свободно владеют элементарными литературоведческими понятиями. Процесс обучения литературе должен быть направлен на формирование у студентов культуры восприятия художественных текстов. И именно для этого они должны усвоить определённый минимум знаний о законах художественного творчества и об истории литературы. Этот каркас может быть невидимым, но должен отчётливо осознаваться преподавателем - быть внутренним стержнем единой системы литературного образования.
С целью выявления эффективности использования визуальных средств и приёмов в изучении литературы на базе ФГОУ СПО Благовещенский техникум физической культуры было организовано исследование.
Для определения уровня знаний по литературе у студентов 12 группы были составлены тестовые задания, основанные на программе общеобразовательной школы. Тесты предполагали знание основных литературоведческих понятий, умение преломлять их в анализе текста, владение навыками простейшего литературного анализа. Результат оказался следующим. Коэффициент усвоения по группе равен 0,6. При этом высокий уровень знаний показали 5 человек (17%), средний - 11 человек (37%), низкий -14 человек (46%).
В результате обработки данных по выявлению типа восприятия пришли к следующим результатам: в группе визуалов-аудиалов - 11(36,7%), визуалов - 8 (26,7%), аудиалов - 6 (20%), кинестетиков - 5 (16,7%). На основании этих исследований пришли к выводу, что это благодатная почва для использования средств и приёмов наглядно-иллюстрационного метода.
После проведённой диагностики приступили к следующему этапу эксперимента - апробированию комплекса визуальных средств обучения.
При правильном использовании с учётом поставленной цели и дидактических задач визуальные средства оказывали значительную помощь. Они существенно облегчили процесс формирования понятий.
Эффективность применения их в большой степени зависела от методики показа. В работе со студентами 12 группы активно использовались идеограммы. Идеограмма (в лингвистике) - письменный знак, обозначающий, в отличие от буквы, не звук какого-либо языка, а целое понятие.
Идеограммы "Функции художественной литературы", "Тема и идея литературного произведения", "Элементы сюжета" - отражают сущность понятий, взаимосвязь звеньев, строгую их последовательность.
Идеограмма "Особые лексические ресурсы языка" показывает взаимодействие пластов внелитературной лексики и примеры корректного использования их в художественных произведениях.
Структурно-логические схемы, идеограммы, таблицы и т. п. выполнялись на доске в ходе чтения лекции, с привлечением к этой работе студентов. При многократных попытках коллективное построение становилось средством самодиагностики особенностей организации мышления. В процессе совместной работы строились идеограммы, например, отражающие явление омонимии и её разновидностей. При изучении синонимов как средств выразительности языка студентам было предложено подобрать синонимы к нейтральному слову. В ходе построения синонимического ряда выявлялись слова с высокой оценочной окраской и низкой, одновременно они располагались соответственно вверх и вниз относительно нейтрального слова, находящегося на прямой линии. Таким образом, помимо усвоения программного материала, появилась дополнительная возможность уделить внимание работе над развитием речи.
При изучении основных литературных методов, романтизма в России, критического реализма, тем и проблем русской поэзии 19 века и др. использовалось неполное изображение таблиц в качестве шаблона с последующим их развитием в процессе чтения лекции. Для каждой такой таблицы, схемы той или иной темы определялось заранее, какая часть их будет преподноситься как базовая, а какая будет подаваться в развитии; анализировали связь "фундаментальной" и "развивающейся" частей, логическую последовательность дальнейшего изложения. Например, при заполнении таблицы "Роды художественной литературы" собственно литературные роды и центры их изображения можно определялись как "фундаментальная" часть, а предмет, содержание, функции языка как "развивающиеся. "Фундаментальная" часть заполнялась коллективно, а "развивающаяся" часть заполнялась студентами самостоятельно в ходе прослушивания лекции. Такая работа не позволяла студентам расслабиться, т. к. только при условии внимательной работы студент мог в полном объёме зафиксировать материал, и, следовательно, воспользоваться им при подготовке.
Всё перечисленное значительно повысило качество лекций, акцентировало внимание на главном с соблюдением логической последовательности подачи материала. При этом приёмы использования идеограмм, таблиц, схем были разнообразными и учитывали степень сложности темы, объём имеющихся у студентов знаний, дифференцированный подход к студентам, обладающим высоким и средним уровнем усвоения программного материала. Наблюдения показали, что подобные задания не только позволяли усвоить материал, но и развить ассоциативное мышление, "вынуждали" анализировать предметное содержание, выделяя его единицы, наконец, построение подобных таблиц позволяло воспитывать определённую эстетику мышления, делая собственное знание зрелищем для себя.
Применение компьютера преследовало разные цели (ознакомление с наиболее интересными фактами биографии писателя, совершение заочных экскурсий по литературным местам, просмотр видеофрагментов и т.д.). Студентам было предложено подготовить урок-презентацию по теме "Поэзия серебряного века". Подобная подача изучаемого материала способствовала более прочному усвоению материала. Умелое и уместное использование компьютера позволило реализовывать обучающие, развивающие и эстетические цели.
Повторный срез знаний был проведён по окончании изучения курса, в ходе изучения которого использование визуальных средств и приёмов было целенаправленным. Были предложены задания, представляющие собой комплексный анализ художественного текста. Студенты показали знания теоретических вопросов, умение анализировать содержание произведения (выделять тему, идею, проблемы, элементы сюжета, а также определять жанрово-родовую принадлежность), делать анализ языка произведения.
Результаты оказались следующими: высокий уровень показали - 8 студентов (29%), средний - 17 (60%), низкий - 3 (11%).
Итак, наглядный метод эффективен не только для того, чтобы овладеть суммой литературоведческих знаний, но и для того, чтобы сформировать ясные представления о сложных историко-литературных явлениях, разобраться в трудных для понимания теоретических положениях. Эффективность применения визуальных средств в значительной степени зависит от оптимального сочетания слова и наглядности, от умения вычленять те свойства и особенности, которые более чётко раскрывают сущность изучаемых предметов и явлений. Главная функция визуальных средств и приёмов состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. Они помогают привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-мыслительной деятельности.
Обучающий результат визуальных средств заключается в обеспечении чёткости первоначального восприятия изучаемого материала, от чего зависит вся последующая работа и качество усвоения. Развивающий эффект связан с активизацией деятельности анализаторов, процессов восприятия и формирования представлений. Воспитательное значение этого метода состоит в формировании у студентов визуальной и слуховой культуры. В диагностическом отношении использование иллюстративного материала даёт обильную обратную информацию, поскольку порождает многочисленные вопросы, отражающие движение мысли к пониманию сути явления.
Исходя из вышесказанного, можно придти к выводу о том, что только продуманное и методически обоснованное использование визуальных средств и приёмов обучения позволит добиться поставленной цели: максимально полного и глубокого усвоения студентами категорий и законов изучаемого курса. Сочетание традиционной лекционной системы и современной подачи наглядного материала позволяет давать более глубокие знания литературоведческих дисциплин. Эти знания пригодятся им и в профессиональной деятельности, и в процессе получения высшего образования.