Задачи:
- Дать понятие о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова, развивать фонематический слух, упражнять в подборе проверочных слов, наблюдать за прямым и переносным смыслом слов;
- Развивать речь, память, внимание;
- Воспитывать понятие о малой Родине, прививать интерес к поэзии.
Ход урока
I. Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро».
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро продлится до вечера.
Н. Красильников.
– Сегодня мы будем работать с гласными в корне слова.
II. Словарная работа. Знакомство с новым словом.
– А пока познакомимся с новым словарным словом, отгадайте загадку.
В длинный ряд дома стоят.
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами
Друг на друга все глядят.
– Что это? (улица)
– Посмотрите на эту картинку.
Слайд 2.
– Завяжем «узелок на память»: улица – длинная.
– Запишите новое словарное слово в тетрадь, обозначьте орфограмму, выделите корень.
– Ребята, в нашем городе есть улицы, которые названы в память о героях войны. Кто может назвать эти улицы? (В. Черняева, М. Габелковой)
– Мы гордимся своими земляками, отдавшими свою жизнь за Родину.
Улицей гуляет дедушка-мороз,
Иней рассыпает по ветвям берез.
Спиридон Дрожжин
– Повторим другие словарные слова.
III. Объяснение о непроверяемых гласных и одновременное повторение словарных слов, изученных ранее.
а)
Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл –
И вот сама идет волшебница-зима.
– Какое словарное слово вы услышали в стихах Пушкина? (Дети: север)
– Вспомним «узелок на память» (Дети: север – олени).
– Кто ещё не запомнил это слово, посмотрите на картинку.
Слайд 3.
– Запишите слово, обозначьте орфограмму, выделите корень.
б)
Горит восток зарею новой…
– Какие ассоциации, картины рождают в вашем воображении эти слова из стихотворения А.С. Пушкина «Полтава»? (Дети: зародился новый день.)
– Какое словарное слово запишем? (восток)
– Вспомните узелок на память. (восток-восход)
– Кто не запомнил, посмотрите на картинку.
Слайд 4.
– Запишите, обозначьте орфограмму, выделите корень.
– Ребята, а как понимаете словосочетание «горит восток»? (Дети: солнце встает.)
в)
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
– Какое словарное слово я загадала? (Дети: запад)
– Вспомните «узелок на память».
– Кто не запомнил, посмотрите на картинку.
– Запишите, обозначьте орфограмму, выделите корень.
Слайд 5.
– Наша Родина раскинулась на тысячи километров с запада на восток, с севера на юг. Необъятны просторы нашей Родины. Русские поэты в своих стихах воспевают ее просторы, природу, т.к. природа, родник, Родина связаны с понятием родства. В стихах И. Никитина есть такие строки:
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной развернулася!
Слайд 6.
– Как по-другому звучит слово Родина? (Русь)
г) –В какой части слова мы изучали орфограмму? (в корне)
– Почему правописание этих слов мы заучиваем наизусть? (их нельзя проверить)
Обобщение: Есть в русском языке такие слова, которые как не изменяй, как не подбирай родственные слова, нельзя проверить. Эта орфограмма называется непроверяемая безударная гласная в корне слова.
IV. Объяснение понятия «проверяемая» безударная гласная. (На основе единообразия написания корня).
– Какое время года наступило? Послушайте о зиме.
а)
Здравствуй, гостья-зима,
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
(«Встреча зимы» И. Никитин.)
На доске или слайде:
Лесам, лесной, лес, лесник, лесовик;
Трещит, треснул, трескучий, треск, трескотня;
Слайд 7.
– Выделим в словах первой строчки корень, поставим ударение.
– Как называются эти слова? (однокоренные)
– Почему? (один корень и близки по смыслу)
Обобщение: Да, в однокоренных, родственных словах корень пишется одинаково, единообразно.
– Найдите среди этих слов проверочное слово. (Дети: лес).
– Почему? (гласная под ударением)
– Как называются остальные слова? (Дети: проверяемые)
– Расскажите правило проверки безударной гласной.
Обобщение: Есть слова, в которых безударную гласную можно проверять однокоренным словом. Эта орфограмма – безударная гласная, проверяемая безударная гласная.
– Выпишите сначала проверочное слово, а потом проверяемые, выделите корень, орфограмму подчеркните.(Учитель пишет на доске, а дети в тетради: лес-…)
б)
Нам не стать привыкать –
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит.
(И. Никитин «Встреча зимы»)
– Какая мысль звучит в словах Ивана Никитина? (Нам, русским людям, сибирякам, не страшен мороз. Для нас это привычно.)
– И опять встречается нам словосочетание «горит кровь». В каком смысле оно употребляется? (Дети: переносном).
– Запишите сначала проверочное слово, а потом проверяемое.
V. Закрепление.
1) Классификация слов на проверяемую и непроверяемую гласную в корне.
Самостоятельная работа.
На доске: малыш, ребята, пальто, обед, далекий, чистота, улица, спешить, хвалить, лопата.
Слайд 7.
– Итак, о каких двух орфограммах мы говорили?
– Перед вами слова. Выпишите только слова с непроверяемой гласной в корне.
Физминутка.
2) Работа по развитию орфографической зоркости. (На доске или слайде деформированный текст стихотворения И. Сурикова «Детство».
Задание 1 уровня: – Два четверостишия на синем цвете деформированы. Восстановите текст, запишите его в тетрадь, подчеркните проверяемые и непроверяемые безударные гласные, докажите выбор гласной. |
Задание 2 уровня: Запишите текст в тетрадь, подчеркните проверяемые и непроверяемые безударные гласные, докажите выбор гласной. |
Вот мой дом родной; Вот моя деревня; По горе крутой. Вот качусь я в санках Все лицо и руки Залепил мне снег… Мне в сугробе горе, А ребятам смех. |
И друзья-мальчишки, Стоя надо мной Весело хохочут Над моей бедой. Ветхую шубенку Скинешь с плеч долой Заберешься на печь К бабушке седой. |
(Ребята устанавливают порядок четверостиший, проверяем доказательство орфограмм).
3) Работа над текстом. Соотнесение четверостиший с рисунками.
– Ребята, у меня на слайдах вы видите рисунки. Давайте соотнесем четверостишия с рисунками.
– Какое четверостишие можно подписать под 1 рисунком?
– Под вторым?
– Под третьим?
– Под четвертым?
– А теперь давайте установим порядок: разместим картинки по порядку... (Дети читают по порядку четверостишия из стихотворения И. Сурикова «Детство».)
– О ком это стихотворение?
– Любите ли вы зимние забавы? Расскажите.
VI. Обобщение по уроку.
– Ребята, сегодня на уроке мы получили понятие о том, что в русском языке есть безударные гласные проверяемые и непроверяемые. Непроверяемые – это словарные слова, их надо запоминать, а к проверяемым гласным подбирать проверочные слова.
Сегодня на уроке я использовала стихи русских поэтов, их портреты вы видите перед собой: это А.С. Пушкин, Иван Никитин, Спиридон Дрожжин.
Спасибо за урок.