Использование в русском языке литературных произведений. Тема: "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные"

Разделы: Литература, Начальная школа


Задачи:

  • Дать понятие о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова, развивать фонематический слух, упражнять в подборе проверочных слов, наблюдать за прямым и переносным смыслом слов;
  • Развивать речь, память, внимание;
  • Воспитывать понятие о малой Родине, прививать интерес к поэзии.

Ход урока

I. Организационный момент.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро».
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро продлится до вечера.
Н. Красильников.

– Сегодня мы будем работать с гласными в корне слова.

II. Словарная работа. Знакомство с новым словом.

– А пока познакомимся с новым словарным словом, отгадайте загадку.

В длинный ряд дома стоят.
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами
Друг на друга все глядят.

– Что это? (улица)

– Посмотрите на эту картинку.

Слайд 2.

– Завяжем «узелок на память»: улица – длинная.

– Запишите новое словарное слово в тетрадь, обозначьте орфограмму, выделите корень.

– Ребята, в нашем городе есть улицы, которые названы в память о героях войны. Кто может назвать эти улицы? (В. Черняева, М. Габелковой)

– Мы гордимся своими земляками, отдавшими свою жизнь за Родину.

Улицей гуляет дедушка-мороз,
Иней рассыпает по ветвям берез.
Спиридон Дрожжин

– Повторим другие словарные слова.

III. Объяснение о непроверяемых гласных и одновременное повторение словарных слов, изученных ранее.

а)

Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл –
И вот сама идет волшебница-зима.

– Какое словарное слово вы услышали в стихах Пушкина? (Дети: север)

– Вспомним «узелок на память» (Дети: север – олени).

– Кто ещё не запомнил это слово, посмотрите на картинку.

Слайд 3.

– Запишите слово, обозначьте орфограмму, выделите корень.

б)

Горит восток зарею новой…

Какие ассоциации, картины рождают в вашем воображении эти слова из стихотворения А.С. Пушкина «Полтава»? (Дети: зародился новый день.)

– Какое словарное слово запишем? (восток)

– Вспомните узелок на память. (восток-восход)

– Кто не запомнил, посмотрите на картинку.

Слайд 4.

– Запишите, обозначьте орфограмму, выделите корень.

– Ребята, а как понимаете словосочетание «горит восток»? (Дети: солнце встает.)

в)

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

– Какое словарное слово я загадала? (Дети: запад)

– Вспомните «узелок на память».

– Кто не запомнил, посмотрите на картинку.

– Запишите, обозначьте орфограмму, выделите корень.

Слайд 5.

– Наша Родина раскинулась на тысячи километров с запада на восток, с севера на юг. Необъятны просторы нашей Родины. Русские поэты в своих стихах воспевают ее просторы, природу, т.к. природа, родник, Родина связаны с понятием родства. В стихах И. Никитина есть такие строки:

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной развернулася!

Слайд 6.

Как по-другому звучит слово Родина? (Русь)

г) –В какой части слова мы изучали орфограмму? (в корне)

– Почему правописание этих слов мы заучиваем наизусть? (их нельзя проверить)

Обобщение: Есть в русском языке такие слова, которые как не изменяй, как не подбирай родственные слова, нельзя проверить. Эта орфограмма называется непроверяемая безударная гласная в корне слова.

IV. Объяснение понятия «проверяемая» безударная гласная. (На основе единообразия написания корня).

– Какое время года наступило? Послушайте о зиме.

а)

Здравствуй, гостья-зима,
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
(«Встреча зимы» И. Никитин.)

На доске или слайде:

Лесам, лесной, лес, лесник, лесовик;
Трещит, треснул, трескучий, треск, трескотня;

Слайд 7.

Выделим в словах первой строчки корень, поставим ударение.

– Как называются эти слова? (однокоренные)

– Почему? (один корень и близки по смыслу)

Обобщение: Да, в однокоренных, родственных словах корень пишется одинаково, единообразно.

– Найдите среди этих слов проверочное слово. (Дети: лес).

– Почему? (гласная под ударением)

– Как называются остальные слова? (Дети: проверяемые)

– Расскажите правило проверки безударной гласной.

Обобщение: Есть слова, в которых безударную гласную можно проверять однокоренным словом. Эта орфограмма – безударная гласная, проверяемая безударная гласная.

Выпишите сначала проверочное слово, а потом проверяемые, выделите корень, орфограмму подчеркните.(Учитель пишет на доске, а дети в тетради: лес-…)

б)

Нам не стать привыкать –
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит.
(И. Никитин «Встреча зимы»)

Какая мысль звучит в словах Ивана Никитина? (Нам, русским людям, сибирякам, не страшен мороз. Для нас это привычно.)

– И опять встречается нам словосочетание «горит кровь». В каком смысле оно употребляется? (Дети: переносном).

– Запишите сначала проверочное слово, а потом проверяемое.

V. Закрепление.

1) Классификация слов на проверяемую и непроверяемую гласную в корне.

Самостоятельная работа.

На доске: малыш, ребята, пальто, обед, далекий, чистота, улица, спешить, хвалить, лопата.

Слайд 7.

– Итак, о каких двух орфограммах мы говорили?

– Перед вами слова. Выпишите только слова с непроверяемой гласной в корне.

Физминутка.

2) Работа по развитию орфографической зоркости. (На доске или слайде деформированный текст стихотворения И. Сурикова «Детство».

Задание 1 уровня:
– Два четверостишия на синем цвете деформированы. Восстановите текст, запишите его в тетрадь, подчеркните проверяемые и непроверяемые безударные гласные, докажите выбор гласной.
Задание 2 уровня:
Запишите текст в тетрадь, подчеркните проверяемые и непроверяемые безударные гласные, докажите выбор гласной.
Вот мой дом родной;
Вот моя деревня;
По горе крутой.
Вот качусь я в санках

Все лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной
Весело хохочут
Над моей бедой.

Ветхую шубенку
Скинешь с плеч долой
Заберешься на печь
К бабушке седой.

(Ребята устанавливают порядок четверостиший, проверяем доказательство орфограмм).

3) Работа над текстом. Соотнесение четверостиший с рисунками.

– Ребята, у меня на слайдах вы видите рисунки. Давайте соотнесем четверостишия с рисунками.

– Какое четверостишие можно подписать под 1 рисунком?

– Под вторым?

– Под третьим?

– Под четвертым?

– А теперь давайте установим порядок: разместим картинки по порядку... (Дети читают по порядку четверостишия из стихотворения И. Сурикова «Детство».)

– О ком это стихотворение?

– Любите ли вы зимние забавы? Расскажите.

VI. Обобщение по уроку.

– Ребята, сегодня на уроке мы получили понятие о том, что в русском языке есть безударные гласные проверяемые и непроверяемые. Непроверяемые – это словарные слова, их надо запоминать, а к проверяемым гласным подбирать проверочные слова.

Сегодня на уроке я использовала стихи русских поэтов, их портреты вы видите перед собой: это А.С. Пушкин, Иван Никитин, Спиридон Дрожжин.

Спасибо за урок.

Презентация.