“Одно из самых закоренелых и труднопреодолимых представлений о педагогическом процессе заключается как раз в убеждении, что процесс этот должен протекать угрюмо” - Дж. Родари. А чтобы развеять это высказывание, я предлагаю всем учителям (с 1 по 11 класс) на своих уроках, как можно чаще использовать игровые моменты и применять на практике такую форму урока, как урок-игра.
Игра – это самое любимое, самое естественное занятие детей и многих взрослых. Наши дети нуждаются в игре, в развитой культуре игры, ведь это лучший способ развить способности, подготовиться к жизни, к общению с людьми. Школа не может считать игру не своим делом. Сегодняшняя школа встаёт перед самой, видимо, главной проблемой образования: как выпускать не натасканных детей, а детей, способных продолжать учиться самостоятельно в течение всей жизни. Задача сложная, но решаемая. И реализовать её можно через игру. У игры есть прекрасное свойство – она сама организует обучение. В игре незаметно, само собой исчезнут стены, разделяющие сейчас учителя и ученика и самих учеников, родится новая атмосфера и новые отношения. Игра сама учит, учит и детей и взрослых, в ней рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного.
Цель таких игровых уроков - увлечь детей книгой, а также развить речь, интеллект, повысить культурный уровень школьников. Все игры, используемые на уроках словесности, имеют общую методическую цель и развивают определённую грань способностей школьников. Учителя-практики должны классифицировать игры по следующей схеме:
- учебные - наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний;
- комбинаторные - достаточно широко известные игры, в которых играющий работает с материальной стороной языкового знака, обычно слова; эти игры требуют умения быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации, а кроме того, существенно активизируют словарный запас ребёнка;
- аналитические - игры, которые развивают аналитическое мышление, помогают прибрести навык свободного, но вместе с тем корректного логического анализа, научиться видеть закономерности, общность и различие, причину и следствие;
- ассоциативные - игры, в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намёка;
- контекстные - игры, привлекающие внимание к сложным смысловым связям в тексте, развивающие способность интерпретировать;
- языковые - игры, в которых играющие экспериментируют с языковыми единицами и закономерностями;
- творческие задания - разнообразные задания на сочинительство, обычно с соблюдением некоторых более или менее трудных условий, они способствуют развитию фантазии и изобретательности, способности контролировать и критически оценивать свою творческую работу.
Наиболее важным методическим принципом при проведении игр на уроке является принцип открытой методики. Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть открыто, то есть обсудить с учащимися, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнить, изменить, улучшить и т.д.
Поэтому, можно сказать, что обсуждение правил игры равно по значимости самой игре. Для учащихся 6-11 классов предлагаю использовать на уроках словесности литературные турниры.
Литературный турнир – своеобразное и сравнительно новая форма урока. Не заменяя традиционного урока, турнир дополняет, развивает и углубляет его возможности. Литературный турнир – соревнование команд. Как в каждом состязании, в нём есть победители и побежденные. Но побеждённым не выставляют в журнал плохих оценок, поэтому на таком уроке-турнире у учащихся нет синдрома невыученного урока, нет угнетённого состояния и плохого настроения. Ведь именно эти два состояния – психологический комфорт и возможность реализовать себя – пожалуй, самое нужное для школьников. Таким образом, турнир-урок воспитывает у учащихся командный дух, который больше им негде испытать. Атмосфера такого урока часто напоминает атмосферу на стадионе. Настроение острого эмоционального напряжения, настоящего азарта во многом создают и определяют болельщики. Накал страстей на турнире всегда неподдельный и очень большой. Часто учащиеся, побывав в роли болельщиков на первом турнире-уроке, на следующем уже хотят быть игроками, что немало важно.
В классах происходит здоровая борьба за место в команде. Таким образом, турнир даёт школьникам ещё и возможность нерегламентированных отношений, в которых “ошибка” характеров происходит на интеллектуальном уровне, что тоже необходимо. Такие турниры-уроки лучше всего организовывать и проводить либо в актовом зале обычной школы, либо сменить обстановку и организовывать в литературном музее. В зависимости от возраста школьников турниры продолжаются от 1,5 до 2-х часов. Такая интеллектуальная нагрузка даёт существенные положительные результаты. Турнир проводят и судят не учителя, с которыми ребята видятся каждый день, а совершенно новые, другие люди. И если турнир – это соревнование, то оно предполагает и награждение команд призами: команду победителя – главным призом и проигравшую – утешительным. Отличия турнира-урока от обычного урока литературы весьма существенны. На всём протяжении, от предтурнирной подготовки до финала соревнования, литературный турнир предполагает нестандартный подход к тексту произведения. Первое и главное условие турнира-урока – доскональное знание текста. Второе условие заключается в сочетании принципа научности в подходе к тексту с занимательным литературоведением. Такой неординарный подход к произведению отражает в себе конкурсные задания, направленные на формально-содержательный анализ текста. Турнирные конкурсы строятся на системном анализе произведения. Многие турниры посвящены анализу не одного, а двух или нескольких произведений разных авторов. На турнире в концентрированной форме анализируются большие объёмы текстов. Турнир значительно отличается от всем известных викторин. Викторина сродни кроссворду: развлекательное времяпровождение – её первое и главное условие. Турнир требует от учащихся большого объёма прочитанного материала, предполагает не просто хорошую память, а прежде всего умение видеть в вопросе проблему, отражающую авторскую концепцию, умение сопоставлять разные произведения. На турнире от школьников требуется не пересказ материала, а умение мобилизовать полученные знания и способность к оперативному самостоятельному мышлению. Турнир становиться для игроков и формой интеллектуального досуга, и хорошей школой перед выпускными и вступительными экзаменами. Для учителя литературы турнир-урок даёт хорошую возможность широкой проверки, объективной оценки знаний учащихся, удобной формы повторения и закрепления пройденного материала. Литературные турниры-уроки имеют единую схему:
- Вступление.
- Конкурс “Разминка”.
- Конкурс “Тесты”.
- Конкурс болельщиков.
- Конкурс “Мир литературных вещей”.
- Конкурс “Создаём литературный образ”.
- Конкурс капитанов.
- Конкурс “Живые картины”.
- Конкурс “Домашнее задание”.
- Конкурс “Музыкальный”.
- Конкурс “Азартные игры”.
- Заключение.
В одном турнире-уроке не обязательно использовать все части схемы, достаточно за основу взять 7 частей, в зависимости от темы урока возрастного состава детей.
Сценарий турнира-урока по
литературе (для учащихся 6 классов)
по древнегреческим мифам и балладам В.А.
Жуковского, А.С. Пушкина,
М.Ю. Лермонтова.
Древнегреческие мифы о подвигах
Геракла. Баллады:
“Светлана”, “Утопленник”, “Жених”, “Песнь о
вещем Олеге”,
“Три пальмы”, “Бородино”.
Конкурс “Тесты”
Команда “Лукоморье”
- Какая разница между Гераклом и Эврисфеем?
- В чём вина героя в балладе “Утопленник”?
- Мог ли Олег предотвратить свою смерть?
а) Геракл храбрее и сильнее Эврисфея. (1)
б) Эврисфей старше Геракла. (0)
в) Геракл – избранник богов, а Эврисфей – простой смертный. (2)
а) Он не похоронил утопленника. (2)
б) Он испугался мёртвого тела. (0)
в) Он побоялся связываться с начальством. (1)
а) Да, мог, если бы не поехал смотреть на труп своего коня. (0)
б) Нет, не мог, потому что кудесник предсказал ему смерть, а Олег в финале баллады пренебрёг этим предсказанием. (1)
в) Нет. не мог, потому что, с точки зрения Пушкина, человек не может избежать своей судьбы. (2)
Команда “Парус”
- Почему Гераклу надо было совершить 12 подвигов?
- Почему в балладе Жуковского сон Светланы является только сном, а не реальным событием?
- Кто управляет судьбой Наташи в балладе Пушкина “Жених”?
а) Потому что его ненавидела Гера. (1)
б) Потому что Эврисфей родился раньше Геракла и завидовал ему. (0)
в) Потому что так было предначертано богами. (2)
а) Потому что Жуковский в своей балладе боролся с предрассудками. (0)
б) Потому что Жуковский писал балладу не трагическую, а с комическим финалом, пародируя классическую балладу. (2)
в) Потому что Жуковский не собирался изображать реальность. (1)
а) Наташа сама управляет своей судьбой. (2)
б) Судьбой Наташи управляет чужая воля. (1)
в) Судьбой Наташи управляют злые силы. (0)
Конкурсы болельщиков
1. “Боги и герои”
- За что были “ответственны”:
- “Сражаться в трясине нечего было и думать. Тогда герой зажёг сухую траву и кустарник на берегу, и огонь погнал её к другому берегу”.
- “Герой гнал зверя на вершину горы. Там, в глубоком снегу, зверь и увяз”.
Посейдон (бог моря).
Зевс (верховный бог, громовержец).
Танат (бог смерти).
Артемида (богиня охоты, луны)
Гера (богиня земли).
Аид (бог царства мёртвых)
Гелиос (бог солнца).
Афина Паллада (богиня мудрости, войны)
- С кем сражался Геракл и как называется этот подвиг? (Подвиг – лернейская гидра, именно с ней сражался герой).
- С кем сражался Геракл? ( С эриманфским кабаном).
2. “Жизнь и судьба Пушкина и Лермонтова”
- Какое трагическое событие есть в судьбе и Пушкина, и Лермонтова? (Они оба были убиты на дуэли).
- Что связывает Чёрную речку и гору Машук? ( Это места дуэлей Пушкина и Лермонтова).
- Где родились Пушкин и Лермонтов? ( В Москве).
Конкурс “ Мир литературных вещей”
Команда “Лукоморье”
- Подушка.
Предмет из двенадцатого подвига Геракла – яблоки Гесперид.
“Хрустальный свод ранит мне тело,- говорит Геракл.- Подержите его немного, я только возьму мягкую подушку, чтоб положить её на плечи”. - Осколок ядра.
Предмет из “Бородино”.
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Команда “Парус”
- Кинжал.
- Калач.
Предмет из “Песни о Вещем Олеге”. Кудесник
говорит Олегу:
И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
Предмет из баллады “Утопленник”.
Отец говорит детям, сообщившим ему об
утопленнике:
Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу.
Конкурс капитанов.
Команда “Лукоморье”
Найдите и исправьте смысловую ошибку в тексте. Объясните значение найденного слова.
Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал набат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел. (Вместо набат должно быть слово булат).
Команда “Парус”
Найдите и исправьте смысловую ошибку в тексте. Объясните значение найденного слова.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рождён был братом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его; сражён булатом,
Он спит в земле сырой. (Не братом, а хватом).
Конкурс “Живые картины”
Команды по очереди разыгрывают по одной или по
две “живые картины”.
Жюри оценивает исполнение команд по общему
впечатлению (1-3 балла).
Конкурс “Домашнее задание”
В этом турнире команды должны проанализировать балладу “Бармаглот”. Команды пишут мини-сочинение на тему: “Какие признаки баллады вы видите в данном произведении”. Командам также предлагается дать свой перевод на современный русский язык первого четверостишия этой баллады.
Конкурс “Азартные игры”
- Как переводится имя Геракл?
- Что такое палица?
- Кто шумел, а кто молчал перед Бородинским сражением?
- Что означает слово “тятя” в балладе “Утопленник”?
- Что означает слово вещий?
- Что означает выражение “Уланы с пёстрыми значками”?
- Вопрос-“джокер”. Где находился Цареград?