Использование дневниковых записей М.М.Пришвина на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Литература


Я пишу для тех, кто чувствует
поэзию пролетающих мгновений
повседневной жизни и страдает,
что сам не в силах схватить их...

М.Пришвин

Есть в нашей литературе писатели, с творчеством которых подрастающий человек должен обязательно встретиться. Среди них имя Михаила Пришвина. Сегодняшние школьники лишь однажды встречаются с творчеством писателя - при изучении повести «Кладовая солнца» в 6 классе. В Стандартах второго поколения это произведение перенесено в раздел 10 «Обзоры» (60 часов), который включает 11 больших тем, значит, время на изучение произведения, к сожалению, придётся сократить. Но ведь именно М.М.Пришвин, как никто другой, учит любви к природе, наблюдательности, умению ценить прекрасное в каждом миге. Писателя отличает пристальное внимание ко всему живому и удивительная наблюдательность. Безусловно, все его произведения представляют интерес для читателей, но сегодня хотелось бы обратить внимание на дневники М.М.Пришвина, которые он вёл практически всю жизнь. «Обаятельный образ Пришвина-мыслителя, прекрасно вырисовывается в его дневниках», - писал П.Л.Капица [1].

Дневники представляют интерес не только с точки зрения жанрового многообразия, но языка произведения. Высокую и удивительно точную оценку языку писателя дал Константин Георгиевич Паустовский в предисловии к одному из сборников Пришвина: «Язык Пришвина точен, прост и вместе с тем очень живописен в своей разговорности. Он многоцветен и тонок. Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они полны свежести и света.» [2] Именно поэтому тексты из дневниковых записей М.М.Пришвина представляют интерес для учителя русского языка и литературы.

На вводных уроках в начале учебного года, когда мы говорим о значении слова в жизни человека, для работы с обучающимися можно использовать замечательную миниатюру «Слово - звезда». Обсуждение этой миниатюры необходимо начинать с заголовка. Затем от разговора о силе слова перейти к обсуждению последней строки : «Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во вселенной.» [3]

На основе миниатюр «Денёк просверкал», «Тихий снег», «Живая ёлка», «Скворцы прилетели» [4] в 5-7 классах можно организовать комплексную работу с текстом, предложив ряд заданий [5], включающих выразительное чтение, определение темы и ключевой мысли текста, определения его стиля, работу с изобразительно - выразительными средствами. Ещё один вариант работы с этими текстами - предложить эти тексты без заголовка и дать задание озаглавить их после анализа темы и идеи, а затем сравнить варианты заголовков с авторским, обсудить. Обучающимся 9-11 классов предлагаем для наблюдения и анализа все тексты одновременно. Они должны провести наблюдение над изобразительно - выразительными средствами, которые использует Пришвин в своих текстах, определив их роль в тексте, и сделать выводы о некоторых особенностях стиля писателя. После работы с этими текстами обучающимся можно предложить попробовать свои силы в написании миниатюр, подобных Пришвинским, с обязательным использованием изобразительно - выразительных средств.

В 10-11 классе можно использовать для работы миниатюры философского содержания, например «Правда» и «Обход правды» [6]. Предложить определить стиль и тип речи, рассмотреть строение текста, выделить общее для этих двух текстов, посмотреть, какие изобразительно-выразительные средства использует писатель для доказательства своих мыслей. Высказывания из этих миниатюр можно использовать как литературные аргументы в экзаменационном сочинении. Можно предложить обучающимся подобрать миниатюры из дневниковых записей по определённой тематике, например о значении творчества в жизни человека.

При изучении темы «Сложное предложение» для работы можно предложить такую дневниковую запись: «Когда теплый луч нагреет кору и на белую бересту сядет большая сонная черная муха и полетит дальше; когда надутые почки создадут такую шоколадного цвета густоту кроны, что птица сядет и скроется; когда в густоте коричневой на тонких веточках изредка некоторые почки раскроются, как удивленные птички с зелеными крылышками; когда появится сережка, как вилочка о двух и о трех рожках, и когда вдруг в хороший день сережки станут золотыми и вся береза стоит золотая; и когда, наконец, войдешь в березовую рощу и тебя обнимет всего зеленая прозрачная сень, - тогда по жизни одной любимой березки поймешь жизнь всей весны и всего человека в его первой любви, определяющей всю его жизнь.» [7] Анализировать это предложение можно не только с точки зрения синтаксиса и пунктуации. Необходимо говорить об изобразительно - выразительных средствах, использованных Пришвиным. Безусловно, не должно в стороне остаться и содержание высказывания.

В дневниках М.М.Пришвина много афористичных фраз: «Красота - это свет правды, а тень красоты - это ложь», «Любить - значит делать», «Дом моего таланта - это природа», «Правда есть истина, ограниченная временем» и много других. Их можно предлагать обучающимся как тему для сочинения - рассуждения, а можно попросить объяснить, как они понимают эти слова. Как вариант задания - предложить школьникам самим найти подобные фразы в дневниковых записях писателя, попросив их объяснить свой выбор или предложить их для объяснения товарищам.

На основе дневниковых записей М.М.Пришвина можно составлять тексты диктантов, позволяющих отрабатывать орфографические и пунктуационные правила. Так, например, текст миниатюры «Живая ёлка» может использоваться в 7 классе и без адаптирования. Миниатюры о природе можно использовать для работы на различных уроках, связанных с изучение выразительных возможностей лексики.

На основе дневников М.М.Пришвина можно провести урок развития речи «Личные дневники». Сегодняшним школьникам это явление хорошо знакомо по социальным сетям «ВКонтакте», «Твиттер», «Одноклассники», где многие из них ведут записи о своей жизни. Хотелось бы, чтобы это были интересные и грамотно написанные материалы. Примером здесь для них могут быть дневники Пришвина. При организации и проведении такого урока может быть использован документальный фильм «Дневники Пришвина» (режиссёр В.Юрьев, Ростовская студия кинохроники и творческое объединение, год выпуска: 1995) фильм для просмотра в свободном доступе сети Интернет (http://docfilm.biz/lib_object_view.php?o=11) длительностью 29 минут. В фильме много фотографии М.М.Пришвина, звучат строки из его дневников.

На уроках, посвящённых изучению повести «Кладовая солнца», необходимо привлекать дневники писателя, рассказывая о его жизни и творчестве. При организации работы с описаниями природы в тексте повести можно использовать и миниатюры «Ёлка и дуб», «Жажда света», которые по стилистике напоминают описания из «Кладовой солнца». Интересно сравнить изобразительно-выразительные средства, использованные Пришвиным в этих произведениях, и отношение автора к изображаемому.

Дневники М.Пришвина могут быть использованы на обзорных уроках по литературе первой и второй половины ХХ века, так как на страницах дневников предстают не только исторические события, участником которых был писатель, но и литературный процесс. Он рассказывает о современниках, своих встречах с писателями, поэтами и художниками.

Использовать дневниковые записи Пришвина можно и при изучении творчества других писателей. Так, например, мы можем найти миниатюры «Брюсов», «За чтением Тютчева», «Правда Маяковского», которые помогут нам создать зримые образы поэтов. Отдельно хотелось бы сказать о том, что в дневниках Пришвина много записей, посвящённых творчеству А.С.Пушкина. Писатель цитирует строки Пушкина, размышляет о творчестве поэта и его значении. Безусловно, он не претендует на серьёзные критические статьи, но понять смысл жизни и творчества эти записи помогают не только Пришвину, но и его читателям.

Возможности использования дневников М.М.Пришвина на уроках русского языка и литературы, безусловно, не исчерпываются предложенными вариантами, так как, по определению К.Г.Паустовского, «…все созданное Пришвиным… полно прекрасной сущностью жизни. В этом его великая заслуга перед своим временем, перед своим народом и перед нашим будущим.» [8]

Приложение

Источники

  1. М.М.Пришвин Дневники с 1914 по 1929 http://uni-persona.srcc.msu.ru/site/authors/prishvin/prishvin.htm
  2. М.М.Пришвин, Дорога к другу http://www.litmir.net/bd/?b=68319
  3. Пришвин М.М. Глаза земли, М.: Художественная литература, 1984. - Т. 7.
  4. Паустовский М.М.Пришвин в книге: М.Пришвин. "Зеленый шум" сборник, Издательство "Правда", Москва, 1983.
  5. Колядина А.М. Специфика дневниковой формы повествования в прозе М.Пришвина Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/spetsifika-dnevnikovoi-formy-povestvovaniya-v-proze-mprishvina#ixzz2SQVZ1ucj
  6. И.Мотяшов Школа души (послесловие к книге «Дорога к другу») http://www.litmir.net/bd/?b=68319
  7. П.Л.Капица Читая дневники Пришвина http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/KAPITZA/KAP_16.HTM
  8. Т.М.Пахнова, Комплексная работа с текстом. Рабочая тетрадь, М.: Экзамен, 2004.