Литература
-
"Образ учителя в русской литературе (на материале произведений В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, Ф.Искандера)". 8-й класс 2013
Урок задуман как занятие по «сквозной» теме обобщает знания художественных произведений, рассчитан на самостоятельную подготовку учащихся. Тема занятия раскрывается на материале произведений В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет», В.Г. Распутина «Уроки французского», Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Урок сопровождается презентацией.
-
Образ собаки в повести Г.Н. Троепольского "Белый Бим Черное ухо" 2012
Урок литературы (внеклассное чтение) знакомит с образом собаки в произведении Г.Н. Троепольского, развивает умение классифицировать героев по заданному признаку, а также воспитывает учащихся в духе толерантности, любви к животным.
-
Образ степи как символ образа Родины (по повести А.П. Чехова "Степь") 2010
Материал представленного урока помогает сформировать умения выявлять языковые особенности текста, раскрыть в поэтическом описании поездки образ «суровой и прекрасной Родины», приобщить к богатствам отечественной художественной литературы, формируя гуманистическое мировоззрение учащихся.
-
Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» 2023
Цели урока: работа над образом литературного героя. Задачи: закрепить знания обучающихся о художественном образе и эпитете; формировать навыки работы с художественным текстом и навыки устного высказывания о литературном персонаже; воспитание чувства доброты и внимания к окружающему миру; воспитание чуткого отношения к художественному слову.
-
Образ человека-бунтаря в повести Горького "Фома Гордеев" 2008
Разработка урока, цели которого показать мастерство писателя в раскрытии психологического состояния героя, силу характера человека-бунтаря в произведениях русской литературы, в повести «Фома Гордеев» в частности, выявить, по каким позициям герой не приемлет мир отцов, доказать, что Фома Гордеев — человек-бунтарь, вовлечь учащихся в разговор о сильных и слабых сторонах характера человека, поговорить о чувстве человеческого достоинства, о самооценке, в ходе беседы помочь учащимся понять и оценить поведение героев.
-
Образ юродивого в русской литературе 2013
Разработка занятий предназначена для старшеклассников 10–11-х классов, занимающихся научной деятельностью в рамках элективного курса «Христианские мотивы, идеи, образы в русской литературе».
-
Образ-символ кольца в русской и зарубежной литературе для детей. (По произведениям Платонова и Шергина "Волшебное кольцо", Толкина "Хоббит, или Туда и обратно" и трилогии "Властелин колец") 2008
Народная волшебная сказка — богатейшая по своей нравственной и художественной силе основа для создания авторских сказок. Созвучность основных тем сказок в произведениях Платонова и Шергина "Волшебное кольцо" и трилогии "Властелин колец". Волшебное кольцо как художественная деталь, раскрывающая проблему выбора жизненного пути в произведениях Платонова, Шергина и Толкиена.
-
Образность как основа поэтической памяти народа (анализ языкового материала "Слова о полку Игореве…" 2017
Анализ языкового материала позволяет не только приблизиться к времени создания шедевра, но и дает возможность сопоставить летописный материал и произведение. Подробное изучение стилистических особенностей «Слова…» систематизирует знания учащихся в области теории литературы, жанровых характеристик, образной структуры, способствует развитию творческих способностей учеников при сопоставлении фраз на древнерусском и современном языках.
-
Образные параллели рассказа А.Грина "Зеленая лампа"
2012
В основе структуры урока работа творческой мысли: поиск образных параллелей в сюжете произведения, в словесной структуре текста, в сюжетах других произведений. С помощью эйдос-конспекта на уроке создается одна из возможностей вступить в творческий диалог с писателем.
-
Образовательная программа дополнительного образования "Художественное слово" 2011
Основная цель программы в обучении учащихся – чувствовать слово, думать над ним, искать в нем истинный смысл, понимать его роль в тексте. Параллельно показывается место литературы Кубани в литературе России.
-
Образовательный веб-квест «Путешествие по Чеховской аллее» 2020
Возрастная категория: 1–4 классы (может использоваться и другими обучающимися). Форма проведения: онлайн игра-путешествие. Предназначен для изучения жизни и творчества А.П.Чехова, его огромного вклада в развитие Лопасненского края (ныне г.о. Чехов Московской области). Цель: познакомить обучающихся с творчеством А.П.Чехова, его вкладом в развитие Лопасненского края (ныне г.о. Чехов). Квест проходит в 6 этапов.
-
Образовательный потенциал заданий по литературе 2012
В работе предлагается анализ заданий по литературе с точки зрения формируемых универсальных учебных действий. Материалы могут быть использованы в работе учителями литературы.
-
Образовательный потенциал ономастики в преподавании русского языка и литературы 2008
Статья посвящена использованию антропонимики на уроках русского языка и литературы. Раскрывается воспитательный потенциал темы на основе обращения к собственным именам учащихся, а также эффективные приемы апелляции к собственным именам писателя при его характеристике и героев при раскрытии авторского замысла произведений. Антропоцентрический подход как к личности ученика, так и к содержанию литературного материала рассматривается как необходимое средство гуманизации педагогики.
-
Образовательный проект, направленный на развитие мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках литературы 2008
Представлен образовательный проект "Развитие мотивации учебно-познавательной деятельности старшеклассников на уроках литературы". Участие в реализации проекта принимают учащиеся 10–11-х классов. Проект реализуется на уроках литературы и состоит из двух частей (в 10-м классе – 24 часа, в 11-м классе – 25 часов).
-
Образы главных героев романа А.С.Пушкина "Дубровский" 2024
Презентация к уроку по теме «Образы главных героев романа А.С.Пушкина «Дубровский» предназначена для учащихся 6-го класса при изучении творчества А.С.Пушкина. Урок носит интегрированный характер, поскольку используется компьютерная система нейросеть как алгоритм, созданный для выполнения конкретных задач, например, для поиска определенных картинок, распознавания звуков, рисования портрета и т.д.
-
Образы и настроения пейзажной лирики (на примере стихов А.Фета "Опять незримые усилья…") 2011
Урок направлен на обучение учащихся 6-го класса анализировать лирическое произведение в тесной связи с музыкой и живописью. Особое внимание уделяется анализу изобразительно-выразительных средств.
-
Образы купцов-самодуров в пьесе Островского "Гроза" (размышления о прочитанном) 2011
Материалы, представленные в статье, можно использовать на заключительных уроках по изучению драмы А.Островского "Гроза", обобщая прочитанное, или при подготовке к контрольному сочинению по пьесе.
-
Образы Петербурга и его создателя в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". 9-й класс
2012
Урок литературы в 9-м классе, целью которого является формирование у учащихся представления об авторской трактовке образов Петербурга и его создателя в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". Урок направлен на развитие навыков художественного чтения, систематизации литературного материала, умения прослеживать причинно-следственные связи. Расширяем кругозор учащихся через привлечение материала смежных предметных дисциплин.
-
Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" 2009
Цель урока: показать мастерство Гоголя в описании характеров помещиков. В работе использована мультимедийная презентация, видеофрагменты из «Мёртвых душ». Интерактивный кроссворд позволяет закрепить и проконтролировать знание текста поэмы.
-
Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" 2007
Урок построен на работе с художественным текстом в группах с разными и общими заданиями по нему. Для повышения мотивации учащихся используется технология РКМЧП. Приёмы: кластер, синквейн, таблица З-У-Х.
-
Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" 2016
Урок литературы в 9-м классе готовит к написанию сочинения на тему «Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова (Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина) с целью научить оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка; научить последовательно излагать свои мысли; научить использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента.
-
Образы помещиков. Виртуальная экскурсия по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» 2020
Представлена презентация к поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Показаны образы помещиков.
-
Образы человека и природы в творчестве С.Есенина 2018
Цели урока: познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта; показать образность метафор в творчестве поэта.
-
Образы-символы дворянских гнезд на примере рассказа А.П.Чехова "Дом с мезонином" 2024
Цели урока: знакомство с творчеством А.П.Чехова, обсуждение и анализ рассказа «Дом с мезонином». Задачи: обсудить особенности изображения писателем усадебного мира как символа дворянского сословия.
-
Обретение нравственных ценностей (по рассказу В.П. Астафьева "Вербное воскресенье") 2009
Урок поднимает актуальные темы. Предлагается вариант глубокого анализа литературного текста. На уроке использованы различные технологии критического мышления: кластер, чтение с остановками, таблица-синтез, синквейн, эссе.
-
Обрядовый фольклор 2016
Цель занятия: дать первоначальное представление об обрядовом фольклоре; развитие творческих способностей учащихся через прикосновение к УНТ; привитие чувства любви к родному слову, к истории страны, воспитывать чувства патриотизма и уважения к традициям прошлого.
-
Обрядовый фольклор. Обрядовые песни 2020
Представлена презентация по теме "Обрядовый фольклор. Обрядовые песни".
-
Обсуждение книги Аннабель Питчер "Моя сестра живет на каминной полке". 7-й класс 2016
На уроке внеклассного чтения по произведению современной английской писательницы Аннабель Питчер «Моя сестра живет на каминной полке» (2010) учащиеся смогут обсудить содержание книги, поставленные в ней проблемы, высказать свое мнение. Помимо совершенствования умения учащихся работать с текстом художественного произведения развивается умение составлять интеллект-карту, позволяющую выразить мысли в виде коротких ключевых слов, взглянув на которые можно восстановить ход рассуждений.
-
Обсуждение книги Роберта Кормье "Шоколадная война". 8-й класс 2017
Урок является продолжением цикла уроков по внеклассному чтению произведений современной литературы зарубежных авторов. Учащимся предлагается осмыслить содержание книги «Шоколадная война» с точки зрения проблемы свободы – проблемы нравственной и философской. Обращается внимание на такие ключевые понятия, затронутые автором произведения, как коллектив; личность; совесть, сочувствие; выбор человека; свобода; насилие, жестокость и др.
-
Обучающее сочинение по поэме «Слово о полку Игореве» на тему «Две битвы Игоря с половцами» 2017
Цели урока: обобщить изученный материал по «Слову о полку Игореве»; повторить технологию написания сочинения, алгоритм составления плана.